Особенности развития и роль аграрного туризма в структуре региональной экономики

Термин «агротуризм» являлся традиционно составной частью сферы агроэкономики. Аграрный туризм определял во многом занятость местного населения и формировал определенную долю прибыли хозяйств. Начиная с 1972 г. агротуризм выделяется в мировой практике в отдельную отрасль, по образу и подобию напоминая советские трудовые лагеря для молодежи или сельскохозяйственную кампанию по уборке овощей с привлечением городского населения. Надо отметить, что в мировой практике это также сопряжено с повышением эффективности сельскохозяйственного производства, однако условия труда и отдыха временного агросегмента предоставляются здесь на другом порядковом уровне.

Во всем мире туризм является высокодоходной отраслью, занимая третье место после торговли нефтью и оружием в экономически развитых странах. Нельзя не обратить внимание на феномен Турции, когда из отсталой аграрной страны она за 30-летний период превратилась в высокоразвитую туристскую державу.

Экономика переходного периода для любой страны и России в частности характеризуется острым дефицитом финансовых ресурсов. Одним из путей преодоления этого кризиса является внедрение в экономику наиболее эффективных, быстроокупаемых отраслей. В этом смысле аграрный туризм может быть рассмотрен как своеобразный ключевой элемент агропромышленной структуры.

Аграрный туризм имеет свою специфику, в отличие от других направлений туристской сферы,

которая выражается в минимизации издержек, прежде всего на питание и проживание. Естественно, что питание в сельской местности обходится в 2-2,5 раза дешевле (минуя посредников), чем в городе. Проживание здесь также дешевле, особенно в летний период. Это как минимум вдвое снижает стоимость путевок.

В то же время весь культурный потенциал туристской программы пребывания в той или иной местности или стране, размещенный в крупных городах, может быть реализован агротуризмом путем локальных заездов в свободное от трудовой деятельности время. В этом смысле агротуризм может рассматриваться как разновидность социального туризма.


К специфике аграрного туризма следует отнести развитие таких специфических подотраслей, как производство дичи на промышленной основе с последующим доращиванием в вольерах и выпуском на охотничьи угодья. Известно, что подобного рода промыслы были широко развиты в бывшей Югославии, находят широкое применение в Канаде, Австрии и других странах, принося им немалый предпринимательский доход (с уровнем рентабельности не менее 50-70 %).

Для Российской Федерации наиболее предпочтительным в настоящее время является также строительство русских деревень в районах Золотого кольца России, Великого Волжского пути, Русского Севера. Сюда можно отнести воссоздание экзотического нетрадиционного способа земледелия, культового зодчества, развитие направлений русской национальной культуры и творчества.

Российская экзотика для иностранных туристов, не подозревающих о наличии Уральских горных хребтов, таежных просторов Сибири или переполненных рыбой северных озер и рек, может явиться тем недостающим звеном в решении широкомасштабной программы «перелива» капиталов в российскую экономику.

Значительная часть культурного наследия России, а также ее экзотических уголков принадлежит или может потенциально принадлежать агропромышленному комплексу (АПК). Другими словами, развитие агротуризма прямо и непосредственно связано с развитием и восстановлением сельскохозяйственной и перерабатывающих отраслей производства. В Федеральной программе «Золотое кольцо России» немалая часть (до 10 %) отводится развитию АПК.

В то же время в предлагаемой структуре АО «Золотое кольцо России» удельный вес АПК

незначителен по сравнению с тем потенциалом, который вносит агрокомплекс в развитие межрегионального туризма, имея в виду землю, труд и капитал. С учетом этих основных факторов производства агротуризм может развиваться и как составная часть региональной экономики (в общероссийской программе), и совершенно автономно, на уровне отдельных хозяйств и территориальных единиц.

Эффективность развития аграрного туризма обусловлена доходом, получаемым с 1 га земли. Это

предполагает предпочтительность использования земли для туристских целей в Нечерноземной зоне РФ по сравнению с южными регионами. Данное обстоятельство дополняется тем, что в ней расположена большая часть достопримечательностей культурного наследия Руси.

Эффективность аграрного туризма обусловливается также льготностью кредитования аграрной сферы, создания различного рода коммерческих структур, входящих в состав агропредприятий

(например, коммандитных товариществ), занимающихся привлечением льготных заемных средств государства, коммерческих банков, частных лиц и иностранных инвесторов и размещением этих

средств в агросфере. Это способствует развитию не только агротуризма, но и АПК в целом. Кроме того,

развитие туризма в сельской местности предполагает улучшение экологической обстановки или

создание так называемой благоприятной рекреационной среды; она, в свою очередь, способствует созданию экологически чистой продукции.

Таким образом, через развитие аграрного туризма, создание новых потребительных стоимостей формируются условия для дополнительной реализации больших объемов продовольственной

продукции, обновления существующих агропромышленных технологий, увеличения оборачиваемости оборотных средств. Так, содержание пяти семей иностранцев из трех человек со средними условиями

оплаты обеспечивает выручку от реализации агротуристскому подразделению более 100 тыс. долл. за летний сезон.

Льготные условия кредитования и развития нетрадиционных форм обслуживания туристов (охота,

рыболовство, водный, конный туризм), присущие в определенном наборе лишь агросфере, создают

некоторые конкурентные преимущества в туристском бизнесе по сравнению с монопольно функционирующими в настоящее время домами отдыха и пансионатами.

В будущем этому могут способствовать умелая ценовая политика (уменьшение вдвое цен на путевки на внутреннем рынке туруслуг), а также в немалой степени серьезная научная проработка (создание

проектов развития туризма для отдельных местностей) и подготовка кадров. Создание конкурентных преимуществ аграрного туризма формирует определенную экономическую базу для общего понижения

цен на внутреннем туристском рынке, а следовательно, способствует возрождению социального туризма в России.

Структура туристской отрасли может быть представлена в различных формах. В теории классификации социально-экономических объектов существует способ укрупненной оценки. Так,

применительно к туристской отрасли к укрупненной классификации можно отнести деление туризма на


въездной и выездной, социальный (дотационный) и коммерческий. По аналогии с этим делением можно выделить аграрный (сельский) и городской туризм. Последняя форма достаточно хорошо известна в теории и туристской практике, например экскурсионный туризм, музейное дело и т. д. Аграрный туризм только с начала 1970-х гг. оформился в самостоятельное туристское подразделение.

Сельский (аграрный) туризм можно рассматривать в узком и широком значении. В узком значении

под агротуризмом следует понимать проведение различных мероприятий (спортивных, оздоровительных, культурно-развлекательных), направленных на создание благоприятных социальных условий в сельском хозяйстве (прежде всего занятость местного населения), повышение эффективности основного производства (за счет «перелива» капитала) и, наконец, обеспечение оптимальной конкурентной среды на туристском рынке (на базе развития промышленного производства дичи для спортивной охоты, рыбоводства и рыболовства, коневодства и конного туризма).

В широком значении аграрный туризм можно рассматривать как доминирующую ключевую отрасль в территориальном аспекте, когда остальные отрасли (дорожное хозяйство и транспорт, снабжение продовольствием и торговля, народные ремесла и культурологические мероприятия) подстраиваются технологически под соответствующую природно-рекреационную среду. Это одна точка зрения.

Другая точка зрения широкого толкования аграрного туризма состоит в том, что проводится

аналогия между данным видом туризма и экологическим комплексом. Разница состоит лишь в том, что экологическая зона рассматривается как база, основа для развития аграрного туризма, цель которого удовлетворение определенных потребностей населения и получение при этом определенного размера прибыли. Естественно, что в этом случае отрасли, которые находятся в конкретном рекреационном районе, в акватории бассейна реки, развивают свое производство лишь до нормативного предела, максимизируется лишь целевая функция - стоимость туристских услуг.

Еще одно значение широкого толкования аграрного туризма основано на структуризации самой рассматриваемой формы туристской деятельности. Структурно агротуризм распадается как минимум на пять составных частей: спортивный, культурно-познавательный, фермерский, деловой и экологический. При этом первые две формы можно отнести к социальной сфере, следующие две - к производственной, а последнюю (экологическую) - к предпроизводственной. Фермерский и деловой виды сельского туризма близки по значению. Разница заключается в том, что фермерами осваиваются новые приемы ведения сельскохозяйственного производства, привлекаются в пиковые сезоны дополнительные трудовые ресурсы, которые связаны с туристским и деловым общением. Деловой туризм как таковой базируется в основном на поставках оборудования из-за рубежа, научно-техническом сотрудничестве, организации совместных предприятий.

Функционально деловой аграрный туризм связан с отраслями транспорта: водным,

железнодорожным, автотранспортом. Однако трактовать эти связи надо не только как перемещение туристов по рекреационным зонам, а в основном как средство вложения капитала через туристскую отрасль в развитие транспортной сети государства. Естественно, что часть транспортной сети будет эксплуатироваться туристской сферой, а также первоначальный толчок в деловых связях осуществляется туристской отраслью.

Далее, аграрный деловой туризм в качестве главного оппонента «видит» добывающую

промышленность, так как оптимизационно должно выбрать, что же выгоднее всего развивать: сельское хозяйство, добывающую промышленность и машиностроение или туризм. Для нужд национальной экономики гораздо важнее нормировать развитие отраслей промышленности и максимизировать развитие туристской отрасли, учитывая ее капиталоотдачу. Однако при рассмотрении национальной экономики в структуре мирового хозяйства, может быть, следует оптимизировать доходы от туристских рекреационных зон и с учетом предельно допустимых экологических значений развивать геологию, добывающую промышленность и машиностроение, учитывая оставшийся научно-технический потенциал. В этом случае на первое, доминирующее, место уже выходит не аграрный, а деловой туризм вообще, осуществляющий взаимосвязи со всеми отраслями национальной экономики в структуре межнационального разделения труда.

Следует также отметить, что деловой туризм распространяется не только на производственную сферу, но и на социальную, т. е. развитие национальной культуры, например, напрямую зависит от развития туризма. Так, принимая иностранных туристов в России и пропагандируя свой национальный уклад быта с соответствующей атрибутикой (одежда, питание, культура), мы развиваем и саму национальную культуру.


Таким образом, аграрный туризм имеет множество аспектов и толкований, каждый из которых требует углубленной проработки. Поэтому остается констатировать три положения: аграрный туризм является частью социальной сферы села; он представляет собой специфический элемент структуры национальной экономики; наконец, составная его часть - деловой туризм, с учетом внешнеэкономических взаимосвязей, может входить в структуру мировой экономики.

referatwwx.nugaspb.ru referatujh.nugaspb.ru refaonk.ostref.ru room.underref.ru Главная Страница