Понятие, цели и субъекты таможенного контроля.

Тема 11.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Понятие, цели и субъекты таможенного контроля.

Формы таможенного контроля.

Организация проведения таможенного контроля.

Порядок проведения экспертиз и исследований при осуществлении таможенного контроля


I.

Одной из важнейших сфер деятельности таможенных органов является таможенный контроль. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле

разд. III гл.гл. 15-21, ст.ст. 94-149 ТК ТС,

Разд. III гл.гл. 161-192 ФЗ от 27.11.2010. №311-ФЗ

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – совокупность мер, осуществляемых тамож. органами, в т.ч. с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения тамож. законодательства ТС и законодательства государств-членов ТС, контроль за исполнением которого возложен на тамож. органы(п.31 ст.4 ТК ТС)

Цели осуществления таможенного контроля

1) обеспечение соблюдения участниками ВЭД норм тамож., налогового, административного, уголовного законодательства;
2) охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов государств-членов ТС;
3) защита общественного порядка;
4) выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области тамож. дела;
5) предупреждение неправомерных деяний субъектов внешнеэкономических отношений;
6) защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;
7) содействие в борьбе с международным терроризмом.


СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Ø таможенные органы

Ø должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля

Ø участниками ВЭД,

Ø уполномоченными экономическими операторами,

Ø таможенными представителями,

Ø таможенными перевозчиками и

Ø иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями.

ОБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ(ст.95 ТК ТС)

1) товары, в т.ч. транспортные средства, перемещаемых через таможенную границу и/или подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;
2) таможенные декларации, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено согласно таможенному законодательству ТС;
3) деятельность лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
4) лица, пересекающие таможенную границу.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в т.ч. в электронной форме.

ЗОНЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - места перемещения товаров через тамож. границу, территории складов временного хранения, тамож. складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-членов ТС (ст.97 ТК ТС).

Виды зон таможенного контроля

• постоянные - в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих тамож. контролю;
• временные - в случае их создания на время проведения тамож. контроля, грузовых и иных операций.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы,

¨ в местах производства таможенного оформления,
¨ местах перегрузки товаров,
¨ в местах совершения таможенных операций,
¨ в местах их осмотра и досмотра,
¨ в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары,
¨ в иных местах, определенных согласно ТК ТС.


Время таможенного контроля

При ВВОЗЕ на таможенную территорию ТС товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары считаются находящимися под таможенным контролем до(п.2.ст.96 ТК ТС):

1) помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
2) приобретения товарами статуса условно выпущенными товаров ТС;
3) помещения товаров под таможенным процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии ТК ТС и/или законодательством государств-членов ТС;
4) обращения в собственность государства-члена ТС согласно законодательству этой страны;
5) фактического вывоза с таможенной территории ТС;
6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригоднымдля их дальнейшего коммерческого использования;
7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Товары не считаются находящимися под таможенным контролем

• после признания тамож. органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии;
• действия непреодолимой силы,
• в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения,
• в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и/или законодательством государств-членов ТС.

Товары ТС находятся под таможенным контролем при их ВЫВОЗЕ с таможенной территории ТС

¨ С момента регистрации таможенной декларации (иных документов, используемых в качестве декларации),

¨ либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ТС, и

¨ ДО пересечения таможенной границы.

В случае остановки автотранспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии ТС, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Декларант, субъекты ВЭД и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и/или электронной формах.

Таможенные органы ВПРАВЕ

• запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и/или электронной формах, а также устанавливать срок их представления, достаточный для представления запрашиваемых документов и сведений;
• получать в соответствии с законодательством государств-членов ТС от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам;
• запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в т.ч. в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории ТС или за ее пределами.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и таможенными органами в течение 5 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств-членов ТС.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, но не более 5 (пяти) лет при продлении данного срока (ст. 99 ТК ТС).

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

Для сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны

¨ произвести транспортировку,

¨ взвешивание или иное определение количества товаров,

¨ погрузку, разгрузку, перегрузку,

¨ исправление поврежденной упаковки,

¨ вскрытие упаковки,

¨ упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю,

¨ вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.


Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем

• наложения пломб, печатей,
• нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков,
• проставления штампов, отбора проб и образцов,
• подробного описания товаров,
• составления чертежей,
• изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций,
• использования товаросопроводительной и иной документации,
• иными способами.

Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт.


II.

ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами ВЭД таможенного законодательства ТС.

ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (ст. 110 ТК ТС)

1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;
12) таможенная проверка.


1. Проверка документов и сведений

(ст.111 ТК ТС)

предполагает осуществление документального контроля со стороны таможенных органов. Как правило, она предваряет досмотр товаров и транспортных средств.

Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления подлинности документов и достоверности сведений, а также правильности их оформления.

К проверяемым документам относятся:

¨ таможенные документы - документы, составляемые исключительно для тамож. целей (тамож. декларации, документы контроля доставки, и т.д.);
¨ коммерческие документы - используемые для подтверждения совершения внешнеторговых сделок (контракты, счета-фактуры, отгрузочные и упаковочные листы, спецификации и др.);
¨ транспортные документы - подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары при международных перевозках (накладные, коносаменты и пр.);
¨ иные документы, необходимые для осуществления тамож. контроля (учредительные документы, различные сертификаты и т.п.).


2. Устный опрос

(ст. 112 ТК ТС),

проводящийся в отношении физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Он осуществляется во время таможенного оформления.

При проведении проверок целевого использования условно выпущенных товаров, которым предоставлены льготы по таможенным платежам, таможенные органы также практикуют устный опрос должностных лиц проверяемого субъекта, а также конечных получателей товаров.

В ходе проведения данной формы контроля объяснения опрашиваемых лиц в письменной форме не оформляются.


3. Получение пояснений

(ст. 113 ТК ТС)

ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ - получение должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии ТС.


4. Таможенное наблюдение

(ст.114 ТК ТС)

ТАМОЖЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕхарактеризуется как гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в т.ч. с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в т.ч. транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций

Обязательные признаки данной формы контроля - гласность и целенаправленность.


5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств

(ст. 115 ТК ТС)

ТАМОЖЕННЫЙ ОСМОТР – внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

ЦЕЛЬ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА –

получения подтверждения сведений

¨ о характере, происхождении, состоянии, количестве товаров, находящихся под таможенным контролем,

¨ о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

От таможенного досмотра он отличается тем, что не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

Присутствие при таможенном осмотре - право, а не обязанность подконтрольного лица.

В случае установления в ходе проведения данной формы контроля факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров.

Результаты таможенного осмотра товаров и транспортных средств, если они могут понадобиться в дальнейшем, фиксируются должностными лицами таможенных органов в акте.


6. Таможенный досмотр

(ст. 116 ТК ТС)

ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР – действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Данная форма контроля является наиболее распространенной в таможенном деле. Она осуществляется после принятия таможенной декларации на товары.

Должностное лицо таможенного органа, проводящее таможенный досмотр, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе (но не обязаны) присутствовать при таможенном досмотре

Таможенный досмотр, осуществляемый в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и/или в ходе выездной таможенной проверки, может проводиться без создания зон таможенного контроля.


Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей при:

1) неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;
2) существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурного достояния государств-участников ТС и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в т.ч. если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;
3) пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
4) оставлении на таможенной территории ТС товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2-х экземплярах по форме, установленной решением Комиссии ТС.

Одной из задач проведения досмотра является обнаружение тайников, мест, где могут быть скрыты предметы. С этой целью применяются прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п.


ВИДЫ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА

Основной -осуществляется с учетом объема и степени досмотра, установленных поручением на досмотр, сведений о характере товаров, установленных в ходе предварительных операций, иных сведений о товарах и транспортных средствах, а также ставших известными в ходе их осмотра.

Повторный -проводится для проверки сведений о товарах, полученных в результате проведения основного досмотра, и/или для контроля результатов основного тамож. оформления.

Направленный- при наличии информации либо оснований полагать, что через тамож. границу ТС перемещаются товары, запрещенные (ограниченные) для ввоза-вывоза, или перемещение товаров через тамож. территорию ТС осуществляется с сокрытием от тамож. контроля. Направленный досмотр может проводиться самостоятельно и одновременно с основным либо повторным досмотром


Таможенному досмотру НЕ ПОДЛЕЖИТ

(ст. 105 ТК ТС):

• личный багаж глав государств-членов ТС и следующих вместе с ними членов их семей;
• личный багаж глав правительств, членов правительств государств-членов ТС, если указанные лица пересекают тамож. границу в связи с исполнением служебных обязанностей;
• личный багаж глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства-члены ТС с официальным визитом;
• личный багаж иных лиц в соответствии с международными договорами государств-членов ТС и иными международными договорами;
• иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;
• военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств-членов ТС, перемещается через тамож. границу;
• выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах государств-членов ТС.


7. Личный досмотр

(ст. 117 ТК ТС)

- исключительная форма таможенного контроля. Правовые основы его проведения установлены ТК ТС и правовыми актами государств-членов ТС.

Проведение личного досмотра в определенной степени связано с ограничением прав и свобод гражданина, поэтому письменное решение о его осуществлении принимает руководитель (начальник) таможенного органа, лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным документом. Решение принимается при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу либо

• находящееся в зоне таможенного контроля или • транзитной зоне международного аэропорта, • скрывает при себе и • добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства ТС.

Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного таможенного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении такого досмотра.

Личный досмотр предполагает обследование вещей, одежды и тела физического лица, а при необходимости их исследование. Все это должно проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу лица.

Местом проведения личного досмотра является изолированное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, при отсутствии наблюдения посторонними лицами.

Двери в смежные комнаты, окна, иллюминаторы должны быть закрыты на запоры; предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, - удалены.

Физическое лицо, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, обязан выполнять законные требования должностного лица таможенного органа и имеет право:

1) до начала проведения личного тамож. досмотра ознакомиться с решением и порядком проведения личного тамож. досмотра;
2) ознакомиться со своими правами и обязанностями;
3) давать объяснения и заявлять ходатайства;
4) добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые с нарушением тамож. законодательства ТС;
5) делать заявление с обязательным внесением его в акт о проведении личного тамож. досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим личный тамож. досмотр;
6) пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;
7) знакомиться с актом о проведении личного тамож. досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;
8) обжаловать действия должностных лиц тамож. органа, производящих личный тамож. досмотр в соответствии ТК ТС.

При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие. Личный досмотр производится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым, в присутствии 2-х понятых того же пола. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра.

Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается.

О проведении личного таможенного досмотра составляется акт в 2-х экземплярах по форме, утверждаемой решением Комиссии ТС. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, или его законным представителем, понятыми, а при обследовании – медицинским работником.

8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков(ст. 118 ТК ТС)

осуществляется таможенными органами в ходе таможенного контроля. Она предполагает проверку наличия на товарах и их упаковке не только перечисленных обозначений, но и иных знаков, подтверждающих легальность их ввоза на таможенную территорию ТС.

Идентификация - использование пломб, печатей, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, транс. (перевозочных), коммерческих и иных документов, проставление штампов, взятие проб и образцов товаров, подробное описание имущества, составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций и т.д. (ст. 390 ТК)

Средства идентификации могут изменяться (уничтожаться) только таможенными органами или с их разрешения. Исключение составляют случаи существования реальной угрозы уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. О возможном их наступлении и замене средств идентификации сообщается таможенному органу, который составляет акт по установленной форме.

Отсутствие на товарах идентификационных знаков и обозначений, рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на территорию ТС контрабандного товара, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.

9. Таможенный осмотр помещений и территорий (ст.119 ТК ТС)

проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в т.ч. условно выпущенных, в

• местах временного хранения,

• таможенных складах, в

• помещениях магазина беспошлинной торговли и

• иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ТС, для проверки такой информации.

Осмотр предполагает проверку, визуальное обозрение внешнего вида грузов, предметов, транс. ср-в без вскрытия упаковки, тары, без нарушения целостности товаров.

Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.

В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии 2-х понятых. Обо всех подобных случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-участников ТС.

Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств-участников ТС.

По результатам таможенного осмотра составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии ТС. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.

10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем

(ст. 120 ТК ТС)

Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в т.ч. с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств-участников ТС.

11. Проверка системы учета товаров и отчетности по ним

(ст. 121 ТК ТС)

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и/или владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и/или используемых товарах.

Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств-участников ТС. Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится в следующих случаях:

1) при применении специальных упрощений в соответствии с ТК ТС;
2) при условном выпуске товаров;
3) в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере тамож. дела;
4) в отношении товаров, помещенных под тамож. процедуры, предусматривающие ведение учета таких товаров.

12. Таможенная проверка(ст. 121 ТК ТС)

Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством ТС и законодательством государств-участников ТС.

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-участника ТС в отношении проверяемых лиц, созданных и/или зарегистрированных согласно законодательству этого государства-участника ТС.

Под проверяемыми лицами понимаются:

1) декларант;
2) уполномоченный представитель;
3) перевозчик, в т.ч. тамож. перевозчик;
4) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска или его представитель;
5) лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
6) владельцы магазинов беспошлинной торговли, тамож. и иных складов;
7) уполномоченный экономический оператор;
8) иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую тамож. процедуру;
9) лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и/или пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в т.ч. незаконно перемещенные через тамож. границу.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под тамож. процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в тамож. декларации, и иных документах, представленных при тамож. декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных тамож. законодательством ТС и законодательством государств-участников ТС, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере тамож. дела;
5) соответствие лиц, в т.ч. осуществляющих деятельность в сфере тамож. дела, установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) иные направления, определенные тамож. законодательством ТС и законодательством государств-участников ТС.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-участников таможенного союза.

Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Таможенная проверка осуществляется в форме

камеральной таможеннойпроверки или

выездной таможенной проверки,

а также

плановой или

внеплановой.

Главная Страница