Вопрос №2.Международный рынок долговых обязательств.

Долгосрочные долговые обязатель­ства разделяются на:

• Государственный долг — долг, который приобретают цент­ральное или местное правительство и автономные правительственные учреж­дения. Государственный долг возникает в результате получения двусторонних кредитов от других правительств, цент­ральных банков, правительственных учреждений и государственных экспорт­но-импортных банков. Государствен­ным также считается долг, возникший в результате получения кредитов от меж­дународных организаций и региональ­ных банков развития.

•Гарантированный государством долг — долг частных фирм, платежи по которым га­рантируются государством.

•Частный негарантированный долг—долг част­ных фирм, платежи по которым не га­рантируются государством. Частный долг возникает преимущественно в результа­те получения фирмами банковских кре­дитов, размещения ими корпорационных облигаций на финансовом рынке и получения других кредитов.

Международный рынок долговых обязательств.Когда частной фирме требуются до­полнительные инвестиции, она может осуществить их за счет двух источни­ков — собственных и внешних, причем получить средства извне она может как на внутреннем рынке страны, так и за рубежом. В целом долговые источники международного финансирования делятся на:

•Ноты и коммерческие бумаги — средне-и краткосрочные негарантированные расписки на предъявителя, выпущенные на свободный рынок со скидкой от объявленной стоимости.

•Банковские займы — займы, выдаваемые банками частному бизнесу как внешний источник финансирования. Если заем выдается компании группой банков, то он называется синдикатным займом.

•Облигации — способ заем­ного корпоративного и межгосударственного финансирования путем продажи облигаций являющихся ценными бумагами со среднем сроком погашения в 3-10 лет, издающихся под залог корпоративного или личного имущества.

Проблема международной задолженности.Теория проблема международной задолженности прошла четыре этапа развития. На первом, в 70-е гг., считалось, что в развитых странах аккумулировано достаточно сбережений, чтобы эффективно их в рециркулировать их в развивающиеся страны, которые, хотя и испытывали дефицита баланса текущих операций, смогут эффективно использовать займы и расплатиться с внешними долгами. На второмв 80-е гг., выяснилось, что набранные займы обслуживаются плохо, процентные ставки высоки, сроки платежа сокращаются, многие развивающиеся страны подходят к грани банкротства. Более того, платежи по долгам стали превышать приток новых кредитов, поэтому развивающиеся страны превратились в чистых кредитор развитого мира.

Долговая кривая Лаффера — кривая, показывающая оптимальный уровень внешней задол­женности, позволяющий государству-должнику поддерживать приемлемые для кредиторов платежи по внешнему долгу.

Эта кривая является одной из групп кривых, созданных на базе относящейся к государственному бюджету идеи аме­риканского экономиста Артура Лаф­фера о том, что существует некоторый оптимальный уровень налогов, который позволяет максимизировать налоговые поступления в казну. Если налоги ста­новятся выше оптимального уровня, люди просто перестают их платить и доходы казны падают. Применительно к внешнему долгу это означает, что суще­ствует некоторый оптимальный уровень внешней задолженности страны, кото­рый позволяет ей продолжать обслужи­вать внешний долг. Если его размер ста­новится слишком большим, то страна, как это уже случалось, просто перестает платить по своим долговым обязатель­ствам, объявит себя банкротом, от чего пострадает и кредитор. Поэтому с точки зрения кредиторов наиболее разумная политика управления внешним долгом стран заключается в том, чтобы путем реструктуризации долга поддерживать платежеспособность стран-должников на оптимальном для кредитора уровне.

Реструктуризация долга — принимаемые по согласию должников и кредиторов меры, направ­ленные на поддержание платежеспособ­ности должников в средне- и долгосроч­ной перспективе.

Реструктуризация внешнего долга мо­жет осуществляться на базе одной или комбинации следующих мер:

· Перенос платежей — перенос сроков платежей основ­ ной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с изначально согласованным.

· Сокращение суммы долга— снижение суммы невыпла­ченной

задолженности путем либо пря­мого прощения (списания) части долга, либо продажи со скидкой на вторичном рынке, либо конверсии в какие-либо на­циональные активы страны-должника.

· Рекапитализация — обмен долгов на облигации должников или предоставление новых креди­тов с целевым назначением оплаты прош­лых долгов.

Традиционный механизм реструк­туризации внешнего долга включает следующую последовательность практи­ческих шагов: 1) принятие страной про­граммы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой МВФ и Миро­вом банком с помощью их концессион­ных кредитов; 2) согласие Парижского клуба официальных кредиторов на ре­структуризацию чистых потоков средств, связанных с обслуживанием долга, на концессионных условиях и реструкту­ризацию основной суммы долга после трех лет стабильного выполнения про­граммы структурной перестройки и реформ, одобренной МВФ; 3) проведение страной-должником двусторонних договоров со странами, не входящими в Парижский клуб, и частными кредиторами о предоставлении ей таких же условий реструктуризации долга, какие предоставлены Парижским клубом 4) списание на двусторонней долгов, возникших в результате получения страной-должником официальной помощи развитию; 5) предоставление новых концессионных кредитов стране -должнику. Главная идея такой последовательности действий заключается в том, что облегчение долгового предоставляется стране при проведения радикальных экономических и структурных реформ, которые в будущем будут способствовать выплате оставшейся задолженности.

Главная Страница