ПОЛИТОЛОГИЯ: ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА.

ПОЛИТОЛОГИЯ: ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА.

Политология (греч. politike +logos) – это наука, учение о политике, наука о власти, ее взаимодействии с обществом и индивидом.

Термин утвердился больше в Европе, а в Америке используется понятие «политическая наука».

Объект политологии – это политическая сфера и реальность.

Политическая социология изучает социальную структуру общества;

Политическая психология изучает мотивы поведения человека в политике;

Политическая антропология изучает, как развитие человека влияет на политику.

Политическая география изучает, как влияет расположение государства и его ресурсы и т. д. на политику.

Предмет политологии – это тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.

Структура политологии:

1) Политическая теория изучает законы функционирования и развития политических систем, разных явлений политики;

2) Эмпирическая политология изучает политические действия, поведение отдельных людей, общностей, их поступки, политически имидж;

3) Прикладная политология разрабатывает методики и технологии воздействия на политический процесс (организация избирательных кампаний).

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТОЛОГИИ. МЕСТО ПОЛИТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК.

Морис Дюверже дал следующее деление этапов развития политологии:

 Предыстория политической науки (с древности до 19 века).

Восток: Конфуций.Запад: греческая философия, философско-этические методы: Аристотель и Платон.Рим: римское право. Цицерон считал смешанную форму правления лучшей.

 Средние века Начало происходить отделение светской власти от церковной. Августин Блаженный (4-5 в. н. э.) разделил власть светскую и божью. Фома Аквинский дал иерархию законов – божий, естественный, человеческий. Марсилий Падуанский выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Разделил законы на юридические и светские.

 Возрожение. Начались процессы реформации (Мартин Лютер, Ж. Кальвин).

 Новое время (17-18 вв.). Были разработаны:Теория общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо);Теория естественных прав человека (Локк);Теория разделения властей (Локк, Монтескье); Социальная концепция политики (Эдмонд Бёрк, Алексис де Токвилль, Милль, Руссо):

• Основная отправная точка не индивид, а социальная группа;

• Изучение истории становления и развития государства;

• Экономические проблемы.

Основатель современной социологии и позитивизма Огюст Конт.

Марксизм – материальное понимание реальности. Причина всех изменений – экономика.

 Политическая мысль 19-20 вв.Конец 19 века – 40-е годы 20 века. (Вебер, Гайтано Моска, Роберт Михельс, Дюргейм). Появляется чикагская школа.40-75-е годы 20 века -Послевоенная бихевиаристская революция.75-е годы и по сей день.

Взаимосвязь политологии с другими общественными науками

Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики.

Наиболее тесно политология связана с социологией и особенно с политической социологией. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой.

Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп.

Политология тесно соприкасается и с правовыми науками.Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления.

Смежными науками являются политология и политическая история, исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений.

Очевидна связь политологии с психологией. Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение.

Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких научных направлений, как политическая география, геополитика.

Современная политическая наука проявляет интерес и к таким наукам, как антропология, биология, демография, этнография и др.

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ, ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

Функции политологии

1) Гносеологическая (познавательная, аналитическая);

2) Прогностическая;

3) Рационализации политической жизни (инструментальная). Обосновывает необходимость преобразований;

4) Аксеологическая (оценочная);

Программа по уровню развития страны ПРООН, 3 показателя:

• продолжительность жизни при рождении;

• уровень образования;

• ВВП на душу населения (покупательная способность).

5) Политическая социализация;

6) Мотивационно-регулятивная. Изучает, как политика влияет на поведение конкретных людей (ходить или не ходить на выборы, за кого голосовать).

Говоря о практической функции политологии, следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в реагировании на потребности политической практики. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью.

В самом общем виде структуру политологии можно представить в виде двух уровней: теоретического и практического, или «общей» и «практической» части. Общая и прикладная политологии различаются не по объекту или методу исследования, а по той цели, которую они перед собой ставят: решаются ли научные или практические задачи. Прикладная политология прямо отвечает на вопросы «для чего?» и «как?». В прикладной политологии главным является ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. Прикладная политология является «совокупностью теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта».

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПОЛНОМОЧИЯ (КОМПЕТЕНЦИЯ) ПРАВИТЕЛЬСТВА

По К-и БССР 1978 года Совет Министров БССР – Правительство БССР - высшим исполнительным и распорядительным органом гос-й власти. Возглавлял Правительство Председатель Совета Министров. После обретения независ-ти в РБ была принята К-я1994 г. В РБ появился новый гос-й орган –должность Президента. К-я Р Б от 15 марта 1994 г. закрепила положение о том, что Президент РБ является главой государства и исполнительной власти.24 ноября 1996 г.на всенародном референдуме принята нов-я редакция К-и РБ. В наст-е время Президент не является главой исп-й вл-и. Он занял самостоятельное место – Главы государства и гаранта Конституции, т.е эта модель более близка к европейским традициям.В наст-е вр-я испол-ю вл-ь в РБ осущ-т Правительство – Совет Мин-в РБ – центральный орган госуд-о упр-я. Согласно статье 106 К-и РБ, Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Р Б и ответственно перед Парламентом РБ. Правительство возглавляется Премьер-министром. Согласно статье 107, Прав-о РБруководит системой подчиненных ему органов госуд-го упр-ия и др. органов исп-й вл-и; разраб-ет основные направления внутр-й и внеш-й политики и принимает меры по ее реализации.

Компетенция

Согласно К-и РБ, правит-о наделено компетенцией в эконом-й сфере, в области бюджета и финансов, в области занятости и труда, в соц-о-культ-ой сфере, в области окружающей среды, в области обеспечения законности и правопорядка, в области национ-й безоп-ти и обороноспособности, в области внешней политики и др. Это полномочия в сфере политического руководства, полномочия в области управления, полномочия правительства в сфере законодательства, внешнеполитические полномочия, чрезвычайные полномочия правительства и иные полномочия. Полн-я в сфере управления- это осн-я группа полн-й,т.к. прав-о – это главный орган управления, штаб управления всеми делами страны. Правительство осуществляет функции общего универсального управления, реализует свои цели, выдвигаемые в политических программах. Прав-о координирует, согласовывает и направляет деятельность всех министерств, поскольку министры входят в состав правительства. Такая деятельность реализуется посредством спец-х актов, приказов и директив, которые принимаются и распростр-тся сверху вниз по вертикали.

В парлам-их гос-ах Прав-о производит назначения на значительное число высших, средних и прочих гражданских и военных должностей.

Полн-я в законодательной сфере. современные прав-ва имеют собственную регламентарную власть и издают акты нормативного характера. В ряде стран свыше 90 % законопроектов, которые принимаются парламентом, вносятся правительством. Другие сферы деят-сти – это внешнеполитические полн-ия.– сфера как политических, военных союзов, так и экономических связей. Внешняя политика – это одна из самых важных сторон деятельности правительства. Правит-о ведет междунар-е переговоры и, как правило, не спрашивает для этого разрешения у законодательных органов, и подписывает соглашения и договоры. В пос-е время- важные направления в сфере исполнительной власти, как министерство энергетики и руководство охраной окружающей среды. Министерство по защите и охране окружающей среды, министерство экологии – это важные элементы современной правит-й вл-и.

Прав-о руководит всеми военными делами, обороной страны, принимает решения о мобилизации и т.д.

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

Политическое действие:

-позитивное (делать что-то);

-негативное (прекратить что-то);

- рациональное (обдумываем способы);

-иррациональное; стихийные (импульсивные, действия масс);

- организованные (действия элит).

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно. Максимальным радиусом действия обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война.

Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Выделяются следующие типы социальных и политических революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические.

Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.

Реформа. Частичное изменение, самая лучшая политика. Она меняет общество, не затрагивая его основ. Классический пример: реформы капитализма в развитых странах в 20 веке (реформы Рузвельта: либеральная политика без отмены частной собственности).

Бунт – участие масс, которые недовольны местной властью.

Переворот. Направлены на перемены в сфере власти, на персональные перестановки во власти, конкретных личностей.

• Государственный переворот делает представитель власти;

• Путч – тот, кто оказался оторванным от власти;

• Мятеж – связан с военными.

Восстание.

Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.

Специфическим типом политических действий является популизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер.

ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ.

Политическая элита – это социальная группа, которая занимает наиболее высокие позиции в обществе, обладающая максимальными полномочиями, чтобы влиять на общество, те, кто обладает ресурсами влияния.

Теория элит сложилась на рубеже 19-20 веков, хотя истоки были в древности. Считается, что классиками были итальянские мыслители В. Паретои Г. Моска. Также можно выделить Р. Михельса, М. Вебера.

Классические теории элит:

С точки зрения марксизма роль элит ничтожна. Для марксизма глав-ный субъект истории – народные массы.

В. Парето. Ввел само понятие «элита»;считал, что то, как развивается общество, зависит от правящего меньшинства.

Считал, что люди, обладающие элитарными качествами, получают их по наследству («остатки», резидуи – остаточные качества). Лучший успех у людей со знаниями и психологией. Не все люди с элитарными качествами добиваются руководствующих мест. Элитарные люди, которые не попали в элиту, создают контрэлиту. Процесс замыкания элиты приводит к ее свер-жению. Это явление получило название закона циркуляции элит.

Г. Моска. Написал работу «Основы политической науки». Правящее меньшинство Моска называет политическим классом. Критерии отбора в правящий класс:

 организаторские способности;

 знание национального характера, ментальности;

 интеллектуальное и моральное превосходство.

Этот подход называют организационным. Элита – это меньшинство, которое может управлять и имеет превосходство.

Р. Михельс. Обосновал железный закон олигархии. Он писал, что любая человеческая организация порождает элитарность, так как посты и привилегии закрепляются за определёнными лицами, которые изолируются от других членов группы и стремятся защитить свой статус. организационный подход.

М. Вебер. Предложил модель демократического элитизма. Не при-знавал широкого демократического участия. Должен быть баланс между руководством, элитой и обществом. На этот баланс надо пойти без уступки народу.

Современные теории элит:

1. Меритократический подход. Разработан Парето, а затем Ортего-и-Гассетом, Карлом Мангеймом. Элита – это наиболее сильные, энергичные, способные;личные способности человека.

2. Организационный (институциональный, властный) подход. Лассуэл, Михельс, Моска. Элита – это меньшинство, которое лучше органи-зовано. Источники власти: военная сила, богатство.

3. Технократический подход. Развивали также Бернхем, Дж. Гел-брейт. Власть переходит из рук собственников в руки профессионалов-менеджеров.

4. Плюралистическая теория элит. Во власти несколько элитарных группировок и у каждой своя сфера влияния, каждая выражает интересы определенной группы, каждая страта начинает формировать свою элиту. Элита называется стратархией.

КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА.

1. Натуралистическая. Лидерство идет от природы. Лидерство есть и в животной среде (вожак всегда более сильная особь);

2. Генетическая. Лидерство передается по наследству. Королем, царем нужно родиться;

3. Теория черт. Предложил Гордон Олпорт. Согласно его теории личность любого человека описывается через характерные типы поведения и мотивы совершаемых поступков. Ли-дерство задается чертами характера, темперамента, интеллекта, воли, умения разбираться в людях, внешней привлекательностью, умением располагать к себе; Качества по Веберу: страсть к делу, чувство ответст-венности, глазометр – умение посмотреть на ситуацию как бы со стороны, чтобы принять продуманное решение.

4. Теория последователей (конституентов). Автор – Стэнфорд. Конституенты – это ближайшие приверженцы, и последователи лидера, и его избиратели. Лидер – выразитель интересов своих последователей. Поэтому лидерство – это выражение интересов группы. Сама группа в этом лидере видит наилучшее выражение своих интересов;

5. Ситуационная теория. Лидер проявляется в конкретной ситуа-ции. Каждая ситуация требует своего лидера;

6. Психологическая теория. Она ориентирована на изучение моти-вов, побуждающих стремиться к лидерству, к власти, а также анализ роли бессознательных факторов, влияющих на лидера. Люди стремятся к ли-дерству, к власти. Фрейд считал лидерство сублимацией либидо. Мотивы бывают разные: и эгоцентрические и социоцентрические.

7. Интегративная теория. Попытка комплексного описания фе-номена лидерства. Компоненты лидерства: индивидуальные черты лидера, ресурсы и инструменты, которыми он располагает, ситуация, в которой он действует.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.).

В современных условиях, по мнению О. Тоффлера (см. работу «Сдвиг власти»), происходит изменение оснований власти: насилия, богатства, знания. Ныне соотношение источников власти меняется в пользу знания, которое все больше становится непосредственным источником и силы, и богатства, а стало быть, и власти.

Пропорциональная ИС

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Существует 3 вида ИС:

· мажоритарная

· пропорциональная

· смешанная

Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

Чем больше избирательный порог, тем меньше будет партий в Парламенте. Порогом можно регулировать их количество.

Кандидат Набрал голосов Получил мест в Парламенте
А 50,1% 50,1%
В 49,9% 49,9%

Достоинства:

Ø учитывает различные интересы избирателей;

Ø отражает реальную расстановку сил;

Ø повышает политическую культуру избирателей;

Ø стимулирует интерес населения к деятельности партий.

Пропорциональная избирательная система сегодня введена примерно в 60 странах мира, включая Россию, Израиль, Данию, Туркменистан.

Недостатки:

Ø при множестве партий может наступить несогласованность;

Ø способствует росту числа партий, которые, как правило, нестабильны (его можно регулировать через избирательный порог);

Ø возрастает роль мелких партий;

Ø партии начинают перерождаться;

Ø не оцениваются личные качества кандидатов.

Политический результат – появление и развитие мелких партий. Эта система стимулирует многопартийность

· Закрытый партийных список. У избирателей есть право голосовать только за партию. Избиратели не могут его менять;

· Открытый список. Избиратели могут изменить преференцию (нумерацию) кандидатов;

· Полужесткий список. Первое место всегда отдается лидеру партии, а остальные места назначаются народом (Нидерланды, Дания, Австрия);

· Панаширование. Блокирование кандидатов от разных партий (Швейцария, Люксембург). У избирателей несколько голосов (например, 5).

Функции ПК

Ø накопление и передачу политического опыта

Ø упорядочивание и регулирование политических отношений.

Ø воспитательная.

Ø познавательная

Ø нормативную, коммуникативную и сигнификативную

Ø Коммуникативная

Ø Сигнификативная функция (от лат. – приписывать значение)

Тоталитаризм

Термин «тоталитарный» (total – весь) ввел Бенито Муссолини. Начал употреблять в научном смысле итальянский ученый Дж. Тили.

Государственная власть полностью контролирует общество, нет оппозиции и разделения властей. Разрешено только то, что приказано, разрешено. Существует одна монопольная партия, которая срастается с государственным аппаратом. Одна государственная идеология, нет свободы слова и печати. Идеологическое инакомыслие расценивается как преступление протии партии, народа. «Кто не с нами, тот против нас»! Опора на силу, это террор, который направлен против общества.

Примеры: гитлеровский режим в Германии, фашистский режим в Италии, сталинский режим в СССР. В настоящее время некоторые относят к тоталитарному режиму Иран. Безусловно, тоталитарный режим сейчас в Северной Корее.

Предпосылки и причины

· глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства

· вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации.

· мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным.

· И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Авторитарный режим

Авторитаризм – неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающей политическую оппозицию.

При тоталитаризме государство контролирует все сферы жизни без исключения, а авторитаризм больше всего контролируют политическую сферу, оставляя другие сферы жизни более автономными.

 При автократизме существует небольшое количество носителей власти (один человек или группа). Например, военные хунты в Латинской Америке. Власть не подконтрольная обществу и регулируется законами, издаваемыми и санкционируемыми государством.

 Реальная или потенциальная опора на силу.

 Неконкурентная политика. Реальная оппозиция номинальная.

Рекрутирование в элиту происходит путем назначения сверху, выборы фальсифицируются. Может иметь как слабую сторону (зависимость политики от позиции главы государства или руководителей, у граждан нет возможности предотвратить политический произвол, ограниченность или отсутствие институтов артикуляции (выражения) общественных интересов), так и сильную сторону (дать стимул развития стране, обеспечить политическую стабильность, общественный порядок, реализовать ресурсы для решения проблем, эффективно провести реформы. В Сингапуре за брошенную сигарету – штраф в 400 долларов).

Разновидности авторитаризма

• военный;

• партийный;

• национальный;

• личной власти.

Пример: Китай, Вьетнам.

ПОЛИТОЛОГИЯ: ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА.

Политология (греч. politike +logos) – это наука, учение о политике, наука о власти, ее взаимодействии с обществом и индивидом.

Термин утвердился больше в Европе, а в Америке используется понятие «политическая наука».

Объект политологии – это политическая сфера и реальность.

Политическая социология изучает социальную структуру общества;

Политическая психология изучает мотивы поведения человека в политике;

Политическая антропология изучает, как развитие человека влияет на политику.

Политическая география изучает, как влияет расположение государства и его ресурсы и т. д. на политику.

Предмет политологии – это тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.

Структура политологии:

1) Политическая теория изучает законы функционирования и развития политических систем, разных явлений политики;

2) Эмпирическая политология изучает политические действия, поведение отдельных людей, общностей, их поступки, политически имидж;

3) Прикладная политология разрабатывает методики и технологии воздействия на политический процесс (организация избирательных кампаний).

vrh.deutsch-service.ru utp.deutsch-service.ru ref.underref.ru referatrac.nugaspb.ru Главная Страница