Сущность пространства и времени.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ- формы бытия. Они по-разному трак­туются различными философскими направлениями. Субъективный идеа­лизм отрицает объективность П. и В. и считает, что они существуют лишь в сознании человека и вносятся в природу, материю. И. Кант считал П. и В. доопытными, врожденными (априорными) представлениями человека. Не­которые мыслители от античности до наших дней (Демокрит, И. Ньютон, Кеплер и др.) отрывали П. и В. от материи, природы и рассматривали их как некие самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел (П. как своего рода ящик, вместилище, а В. как «чистый», внематериальный поток длительности).

Все многообразие представлений о П. и В. можно свести к двум ти­пам концепций: субстанциальным и реляционным. Субстанциальные: П. и В. - это особые сущности, существующие сами по себе, независимо от ма­териальных объектов. Это своего рода арена, на которой развертываются процессы и происходят события (Ньютон, Кеплер и др.). Субстанциальные концепции П. и В. разделяются как материалистами, так и идеалистами. Реляционные концепции П. и В. также могут быть идеалистическими и материалистическими. С позиции идеализма П. и В. - это особые отно­шения между субъектами и процессами и вне их не существуют (1 В. Лейбниц). С позиции материалистической реляционной концепции трактует П. и В. диалектический материализм.Он рассматривает их как объективные, не зависящие от сознания человека и человечества формы существования материи (тел, вещей, объектов и Т.Д.). Отсюда: П. - это философская категория для обозначения порядка сосуществования, взаиморасположения тел, систем относительно друг друга, а также структуры протяженности взаимодействующих материальных объектов. В. - это философская категория для обозначения длительности существования тел вещей, систем, скорости развертывания процессов, их ритма, темпа, после­довательности смены их существования.

К всеобщим свойствам П. и В. относятся: объективность, т.е. незави­симость от сознания человека, неразрывная связь друг с другом и движу­щейся материей, единство прерывного и непрерывного в их структуре, ко­личественная и качественная бесконечность и др.

Специфические свойства П. и В.: П. характеризует материю со сторо­ны протяженности и сосуществования материальных объектов, В. - со сто­роны длительности, темпов и последовательности существования этих объектов. П. - трехмерно, В. - одномерно. П. - обратимо, В. — необратимо (в нем нельзя «вернуться назад») и т.д.

С возникновением общества возникает новая форма пространственно-временных отношений (социальное П. и В.), которая развивается вместе с развитием общества и сама во многом определяет характер общественной жизни. Социальное П. - это отношения между людьми, социальными группами, которые определенным образом иерархизированы, есть «верх» и соответственно «низ». Поэтому возможны перемещения как в вертикаль­ном, так и в горизонтальном направлении. Каждый отдельный человек или социальная группа занимают свое положение в некоторой более широкой области, которая и выступает для них в качестве социального П. В свою очередь в социальном П. можно выделить экономическое, политическое, этническое и другие виды П.

Сознание.

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, обозначающее человеческую способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. В диалектиче­ском материализме С. рассматривается как осознанное бытие, как субъек­тивный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному. В более узком смысле С. - высшая форма психического от­ражения, свойственная человеку и связанная с речью. С. возникает и функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с ре­альностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, общест­венно-исторической практики. Идеализм исходит из того, что С. развива­ется имманентно и может быть понято исключительно из самого себя как самостоятельная сущность, не зависимая от внешнего мира. По мнению восточной философии, С. есть энергия, наиболее мощная из всех видов энергий в космосе, обладающая огромной разрушительной и созидательной силой, и как вид энергии С. материально.

Трактовки сущности сознания:

1) Объективный идеализм

2) Субъективный идеализм (солипсизм)

3) Физикализм (материализм)

4) Умеренный материализм

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направ­лениями) находятся:

1)Объективный идеализм— признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (твор­ческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания",сознание-дао,абсолютный дух,богословие,с.-искра Божия.

2)Солипсизм- другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная дос­товерная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). Реальность только в восприятии.

3)Физикализм (материализм)-крайне материалистический подход к про­блеме сознания, согласно которому сознания как самостоятель­ной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно­научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: •головной мозг человека действительно является слож­нейшим "механизмом" природы, высшим уровнем органи­зации материи; *сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; *человечество получило возможность создавать искусст­венный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект; *медикаментозное влияние на организм человека может отра­жаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов – это идеальность сознания:*образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы; *сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать"; *никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм(в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: • "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождеств­ляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается дока­зать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

*теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ(от лат. vulgaris - обыкновенный, простой) - течение в буржуазной философии середины XIX в., представи­тели которого (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) крайне упрощали мате­риалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания как обще­ственного по своей природе, отождествляя его с материей (мозг выделяет мысль также, как печень желчь).

Сенсуализм-сознание из ощущений.

4)умеренный материализм (дуализм)— считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним ка­чество идеальности) — точка зрения, наиболее распро­страненная в российской философии. Включает в себя духовное и материальное.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

•теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой вмире существует огромное количество неделимых бессмертных монад — первичных духовных единиц, в ко­торых заключена энергия Вселенной и которые явля­ются основой сознания и порождаемой им материи; *теория Тейяра де Шардена, согласно которой сознание — надчелове­ческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи; *теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигант­ский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю; •теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с чело­веческим мозгом и "заряжает" его разумом; •теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, оду­шевленность — свойство материи.ГИЛОЗОИЗМ- философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную). Согласно Г. материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух - без материи. Г. характерен для ранней древнегреческой философии. *Основная идея другой, "биологической" точки зрения:сознание - порождение живой природы и присуще всем

живым организмам. *Согласно "человеческой" точке зрениясознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Интенциональность- направленность на предмет. Соз­нание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие:

*предмета сознания (что "видит" сознание);*формы (как оно воспринимает предмет).

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания - языка.Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. ЯЗЫК - является специфически социальным средством хранения и передачи информации. Как система знаков Я. служит средством выраже­ния и объективизации идеального, он материальная оболочка мысли. Я. возникает из потребностей, из настоятельной необходимости общения лю­дей. Благодаря Я. и с помощью Я. осуществляется специфически человече­ская форма передачи социального опыта, культурных ценностей и тради­ций. Материализм считает, что наряду с общественным характером труда определяет специфику сознания и человеческой психики в целом.

ОТРАЖЕНИЕ- всеобщее свойство материи, которое заключается в способности одних материальных тел, систем, объектов в результате их взаимодействия с другими, специфически воспроизводить особенности по­следних в своем внутреннем состоянии. Иными словами, эта своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. О выступает в качественно различных формах в зависимости от уровня орга­низации материи: неорганическая материя; органическая материя (расти­тельный мир, животный мир), человеческое общество. Каждому виду материи соответствует и форма О.: в неорганической материи - механическая, физическая, химическая; в органической - пси­хическая (раздражимость, чувствительность), социально-психическая, со­циально-кибернетическая. Все формы О. взаимосвязаны, высшие формы возникают на основе низших, но не сводятся к ним.

Ключевыми понятиями теории отражения являются: *отражение; *раздражимость; •чувствительность;

•психическое отражение; •сознательная форма отражения.Формами биологического отражения(присущего живым организмам) являются:*раздражимость;• чувствительность;• психическое отражение.

Раздражимость— простейшая форма биологического от­ражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".

Чувствительность- следующая, более высокая форма биологического отражения — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение- систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, осо­бенно высших) моделировать поведение в целях приспособ­ления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, нахо­дить из них правильный выход.

Сознание— высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание-наиболее полное отражение окружающего мира и его осмыс­ление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности созна­ния на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Понятие состава преступления
Проблема людини в філософії екзистенціалізму
МАКРОЛИДЫ И БЛИЗКИЕ К НИМ АНТИБИОТИКИ
Тема 5: Сущность, функции, структура и
Выстраивание отношений: лидерство в стае 4 часть
Загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ)
КАПИТАНУ КАНДИ И ЖЕНЩИНАМ, ПОКОРИВШИМ НЕБО
Основні групи інфекційних захворювань
Функціонально-ієрархічний принцип управління організацією
Создание внедренной диаграммы
Створення презентації: «Заклад, де я навчаюсь»
Проведение возбуждения мякотных и безмякотных волокнах
Подфаза практики (9-12 мес. – 15-18 мес.).
Характеристика туристичних кластерів України
Методика гігієнічної оцінки функціональної готовності дітей до вступу у школу
Тема 13. Виды юридической ответственности
Современные тенденции мирового развития образования
Класифікація шкідливих та небезпечних виробничих чинників.
Ортодонтические аппараты механического действия
Основные положения клеточной теории
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ,
Формы летописного повествования. Еремин
ТУМАННОСТИ – ПРАРОДИТЕЛИ ВСЕЛЕННЫХ
Главная Страница