Сущность пространства и времени.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ- формы бытия. Они по-разному трак­туются различными философскими направлениями. Субъективный идеа­лизм отрицает объективность П. и В. и считает, что они существуют лишь в сознании человека и вносятся в природу, материю. И. Кант считал П. и В. доопытными, врожденными (априорными) представлениями человека. Не­которые мыслители от античности до наших дней (Демокрит, И. Ньютон, Кеплер и др.) отрывали П. и В. от материи, природы и рассматривали их как некие самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел (П. как своего рода ящик, вместилище, а В. как «чистый», внематериальный поток длительности).

Все многообразие представлений о П. и В. можно свести к двум ти­пам концепций: субстанциальным и реляционным. Субстанциальные: П. и В. - это особые сущности, существующие сами по себе, независимо от ма­териальных объектов. Это своего рода арена, на которой развертываются процессы и происходят события (Ньютон, Кеплер и др.). Субстанциальные концепции П. и В. разделяются как материалистами, так и идеалистами. Реляционные концепции П. и В. также могут быть идеалистическими и материалистическими. С позиции идеализма П. и В. - это особые отно­шения между субъектами и процессами и вне их не существуют (1 В. Лейбниц). С позиции материалистической реляционной концепции трактует П. и В. диалектический материализм.Он рассматривает их как объективные, не зависящие от сознания человека и человечества формы существования материи (тел, вещей, объектов и Т.Д.). Отсюда: П. - это философская категория для обозначения порядка сосуществования, взаиморасположения тел, систем относительно друг друга, а также структуры протяженности взаимодействующих материальных объектов. В. - это философская категория для обозначения длительности существования тел вещей, систем, скорости развертывания процессов, их ритма, темпа, после­довательности смены их существования.

К всеобщим свойствам П. и В. относятся: объективность, т.е. незави­симость от сознания человека, неразрывная связь друг с другом и движу­щейся материей, единство прерывного и непрерывного в их структуре, ко­личественная и качественная бесконечность и др.

Специфические свойства П. и В.: П. характеризует материю со сторо­ны протяженности и сосуществования материальных объектов, В. - со сто­роны длительности, темпов и последовательности существования этих объектов. П. - трехмерно, В. - одномерно. П. - обратимо, В. — необратимо (в нем нельзя «вернуться назад») и т.д.

С возникновением общества возникает новая форма пространственно-временных отношений (социальное П. и В.), которая развивается вместе с развитием общества и сама во многом определяет характер общественной жизни. Социальное П. - это отношения между людьми, социальными группами, которые определенным образом иерархизированы, есть «верх» и соответственно «низ». Поэтому возможны перемещения как в вертикаль­ном, так и в горизонтальном направлении. Каждый отдельный человек или социальная группа занимают свое положение в некоторой более широкой области, которая и выступает для них в качестве социального П. В свою очередь в социальном П. можно выделить экономическое, политическое, этническое и другие виды П.

Сознание.

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, обозначающее человеческую способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. В диалектиче­ском материализме С. рассматривается как осознанное бытие, как субъек­тивный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному. В более узком смысле С. - высшая форма психического от­ражения, свойственная человеку и связанная с речью. С. возникает и функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с ре­альностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, общест­венно-исторической практики. Идеализм исходит из того, что С. развива­ется имманентно и может быть понято исключительно из самого себя как самостоятельная сущность, не зависимая от внешнего мира. По мнению восточной философии, С. есть энергия, наиболее мощная из всех видов энергий в космосе, обладающая огромной разрушительной и созидательной силой, и как вид энергии С. материально.

Трактовки сущности сознания:

1) Объективный идеализм

2) Субъективный идеализм (солипсизм)

3) Физикализм (материализм)

4) Умеренный материализм

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направ­лениями) находятся:

1)Объективный идеализм— признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (твор­ческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания",сознание-дао,абсолютный дух,богословие,с.-искра Божия.

2)Солипсизм- другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная дос­товерная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). Реальность только в восприятии.

3)Физикализм (материализм)-крайне материалистический подход к про­блеме сознания, согласно которому сознания как самостоятель­ной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно­научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: •головной мозг человека действительно является слож­нейшим "механизмом" природы, высшим уровнем органи­зации материи; *сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; *человечество получило возможность создавать искусст­венный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект; *медикаментозное влияние на организм человека может отра­жаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов – это идеальность сознания:*образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы; *сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать"; *никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм(в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: • "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождеств­ляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается дока­зать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

*теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ(от лат. vulgaris - обыкновенный, простой) - течение в буржуазной философии середины XIX в., представи­тели которого (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) крайне упрощали мате­риалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания как обще­ственного по своей природе, отождествляя его с материей (мозг выделяет мысль также, как печень желчь).

Сенсуализм-сознание из ощущений.

4)умеренный материализм (дуализм)— считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним ка­чество идеальности) — точка зрения, наиболее распро­страненная в российской философии. Включает в себя духовное и материальное.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

•теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой вмире существует огромное количество неделимых бессмертных монад — первичных духовных единиц, в ко­торых заключена энергия Вселенной и которые явля­ются основой сознания и порождаемой им материи; *теория Тейяра де Шардена, согласно которой сознание — надчелове­ческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи; *теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигант­ский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю; •теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с чело­веческим мозгом и "заряжает" его разумом; •теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, оду­шевленность — свойство материи.ГИЛОЗОИЗМ- философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную). Согласно Г. материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух - без материи. Г. характерен для ранней древнегреческой философии. *Основная идея другой, "биологической" точки зрения:сознание - порождение живой природы и присуще всем

живым организмам. *Согласно "человеческой" точке зрениясознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Интенциональность- направленность на предмет. Соз­нание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие:

*предмета сознания (что "видит" сознание);*формы (как оно воспринимает предмет).

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания - языка.Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. ЯЗЫК - является специфически социальным средством хранения и передачи информации. Как система знаков Я. служит средством выраже­ния и объективизации идеального, он материальная оболочка мысли. Я. возникает из потребностей, из настоятельной необходимости общения лю­дей. Благодаря Я. и с помощью Я. осуществляется специфически человече­ская форма передачи социального опыта, культурных ценностей и тради­ций. Материализм считает, что наряду с общественным характером труда определяет специфику сознания и человеческой психики в целом.

ОТРАЖЕНИЕ- всеобщее свойство материи, которое заключается в способности одних материальных тел, систем, объектов в результате их взаимодействия с другими, специфически воспроизводить особенности по­следних в своем внутреннем состоянии. Иными словами, эта своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. О выступает в качественно различных формах в зависимости от уровня орга­низации материи: неорганическая материя; органическая материя (расти­тельный мир, животный мир), человеческое общество. Каждому виду материи соответствует и форма О.: в неорганической материи - механическая, физическая, химическая; в органической - пси­хическая (раздражимость, чувствительность), социально-психическая, со­циально-кибернетическая. Все формы О. взаимосвязаны, высшие формы возникают на основе низших, но не сводятся к ним.

Ключевыми понятиями теории отражения являются: *отражение; *раздражимость; •чувствительность;

•психическое отражение; •сознательная форма отражения.Формами биологического отражения(присущего живым организмам) являются:*раздражимость;• чувствительность;• психическое отражение.

Раздражимость— простейшая форма биологического от­ражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".

Чувствительность- следующая, более высокая форма биологического отражения — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение- систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, осо­бенно высших) моделировать поведение в целях приспособ­ления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, нахо­дить из них правильный выход.

Сознание— высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание-наиболее полное отражение окружающего мира и его осмыс­ление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности созна­ния на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

tok.deutsch-service.ru vyp.deutsch-service.ru referatxnf.nugaspb.ru refammk.ostref.ru Главная Страница