Этапы развития Киевской Руси 67 страница

Образование и наука.

Одним из центральных направлений по­литики в области культуры была работа по ликвидации неграмотно­сти среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного обра­зования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно­приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.



В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации не­грамотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать! обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обя­занности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвида­ции безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развер­нувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В горо­дах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась не­достатком финансовых средств, слабостью материальной базы, не­хваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, при­званные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие обра­зования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. прави­тельство приняло закон, предусматривающий введение в стране все­общего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значитель­ное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.— 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотно­сти между жителями города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экза­менов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной под­готовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать соз­данию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты.Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских Центров приняли известные ученые. Создавалась биб­лиотека Социалистической академии общественных наук, преобразо­ванная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехват­ки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была не­велика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого поло­жения научных кадров. Были основаны новые ин­ституты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 20-х —30-е ГОДЫ

С конца 20-х годов усилился кон­троль со стороны органов государственной власти за развитием ду­ховной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями пере­давалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просве­щения был назначен А. С. Бубнов. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуж­дение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоле­ние буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании лю­дей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и ис­кусству. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении клас­совой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поис­ки «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В 30-е годы были репрессированы многие талантливые Писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам И др.).Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борь­бы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Перечень использованной учебно-методической литературы
Выбор способа восстановления деталей
Який препарат доцільно призначити вагітній для специфічної профілактики післяпологової стафілоко-кової інфекції?
ОРГАН РАВНОВЕСИЯ КАК ЧАСТЬ АНАЛИЗАТОРА ГРАВИТАЦИИ, ИЛИ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА
PhD Поповой Ольги Викторовны
Нужно хорошее освещение, но недопустим избыток полуденного солнца.
Как нейтрализовать и сломать военную тактику врага, разнообразить и совершенствовать нашу тактику
Давность и ее уголовно-правовое значение.
Надлопаточная артерия попадает в подостное ложе.
НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВ КРАСНОЙ ВОЛЧАНКИ
ТЕСТ 19. Внутренняя политика Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва
Життєвий цикл об'єктів права інтелектуальної власності
Сутність Державного бюджету України, його структура та функції
СРОК ДОГОВОРА И УСЛОВИЯ ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЯ
Эти дары от Бога или от Диавола?
Визначення періоду напіврозпаду довгоіснуючого ізотопу
Електромеханічні системи автоматичного керування та електроприводи: Навчальний посібник/ За ред. М.Г.Поповича. – К.: Либідь, 2005. – 672 с.
СОСТАВ, СТРУКТУРА выпускных квалификационных РАБОТ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Умови практичних завдань контрольної роботи
Конические зубчатые передачи. Прямозубые конические передачи.
Революційні події 1905 – 1907 рр. в Україні.
Створення та редагування таблиць
Сутність аналізу
Главная Страница