Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза

Работу по развитию зрительного восприятия, ана­лиза и синтеза важно вести в следующей последова­тельности.

1. Различение предметов по форме.

2. Различение предметов по цвету.

3. Узнавание, сравнение реальных изображений
предметов.

4. Синтез реальных изображений предметов (раз­
резные картинки, пазлы, «заплатки»).

5. Узнавание схематических, силуэтных, пунктир­
ных и контурных изображений.

6. Узнавание и исправление недорисованных изо­
бражений, правильно расположенных в пространстве.

7. Угадывание предметов по отдельным деталям.

8. Узнавание и исправление недорисованных изо­
бражений, расположенных в пространстве под углом в
45, 90, 135 градусов.

9. Узнавание зашумленных изображений.

10. Узнавание наложенных изображений.

11. Узнавание «химер» (двойных изображений).

12. Анализ изображений (сходство — отличие).

13. «Лабиринты».

Развитие пространственных представлений

Пространственные представления — сложная мно­гофакторная структура психики. Их развитие в онто­генезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впере­ди», «сзади», «под», «над» и т.д.). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и


обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отно­шению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, простран­ственная ориентация на листе бумаги, вербальная мар­кировка пространства. Работа по уточнению простран­ственных представлений также должна быть жестко ие­рархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.

Соматогнозис

Освоение телесного пространства — наиболее он­тогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений пра­вильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен прежде всего осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно.

«Верх — низ»

Условно поделить вместе с ребенком перед зерка­лом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направ­ления пространства собственного тела с движениями: верх — встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ — присесть, наклониться, опустить руки.

Примеры упражнений.

• Назови и покажи верхние, затем нижние части
тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти.

• Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у
зеркала, затем по памяти.

• «Путаница». Логопед неверно называетчасти тела,
находящиеся вверху (внизу), или их расположение от­
носительно друг друга. Ребенок должен его исправить.
Затем они могут поменяться ролями.

• «Верх». Покажи и назови действия, которые мож­
но совершать верхними частями тела (повороты, накло­
ны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).

• «Низ». Покажи и назови действия, которые мож­
но совершать нижними частями тела (приседание, махи
ногами, вращение бедрами и т.д.).

«Спереди — сзади»

Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.

Примеры упражнений.

• Назови и покажи части тела, которые находятся у
тебя спереди (сзади), сначала стоя у зеркала, затем по
памяти.

• «Скажи, где?». Логопед дотрагивается до разных
частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать,
где она расположена (спереди или сзади).

• «Вперед». Выполнять движения только в направ­
лении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи
руками, наклоны головы и т.д.).


• «Назад». Выполнять движения только в направле­
нии назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, от­
кидывание головы и т.д.).

• «Путаница». Аналогично упражнению, описан­
ному ранее в разделе «Блок 1. Верх — низ».

• «Совмещение понятий». Логопед называет (пока­
зывает) часть тела, ребенок должен сказать, где она на­
ходится: лицо — вверху спереди, пятки — внизу сзади
и т.д.

«Право — лево»

Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесно­го пространства наиболее сложен, поскольку не имеет­ся зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и ле­вая части тела одинаковы). Следовательно, вначале не­обходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку), которую он будет носить постоянно.

Примеры упражнений.

• Назови и покажи правые и левые части тела.

• Игры с мячом (начинать лучше с мяча большо­
го диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики
меньшего размера): броски правой, левой рукой; посту­
кивание мячом об пол правой, левой рукой; отбивание
мяча правой, левой ногой, коленом, локтем, бедром и
т.д.

• Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем
ногой.

• «Направо». Выполнять движения только в на­
правлении направо (махи руками, ногами, приседания
на правое колено, наклоны головы и т.д.).

• «Налево». Выполнять движения только в направ­
лении налево.

• «Путаница». Аналогично описанному ранее
упражнению.

• «Право —лево». Предложить ребенку дотронуться
правой рукой до левой коленки, левой рукой до право­
го уха и т.д.

• «Совмещение понятий». Логопед дотрагивается
до любой части тела ребенка и просит его определить,
где она находится: ухо — вверху слева, колено — внизу
справа, спереди и т.д.

Уточнение и обогащение представлений

О ВНЕШНЕМ ПРОСТРАНСТВЕ

Внешнее пространство условно можно разделить на три зоны — нижнюю, среднюю и верхнюю. Вначале нужно отработать с ребенком умение видеть эти зоны, затем — какие из окружающих его предметов находятся в каждой зоне и, наконец, можно переходить к уточнению пространственных представлений в природном мире.

• «Моя квартира». Назвать предметы, расположен­
ные в нижней, средней, верхней зоне.

• «Мой детский сад (класс)». Назвать предметы,
расположенные в нижней, средней, верхней зоне.


• «Мой двор, улица». Назвать предметы, располо­
женные в нижней, средней, верхней зоне.

• «Водное царство» — нижняя зона. Вспомнить
водоплавающих животных и рыб (тюлень, морж, кро­
кодил, щука и др.), имитировать их движения лежа на
полу. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

• «Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пу­
стыне (змея, суслик, тушканчик и т.д.), имитировать их
движения в нижней зоне. Упражнение выполняется с
опорой на картинки.

• «Царство зверей». Вспомнить животных (домаш­
них и диких), живущих в средней полосе, в жарких
странах, на севере. Имитировать их движения стоя на
четвереньках — средняя зона. Упражнение выполняет­
ся с опорой на картинки.

• «Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Ими­
тировать их движения, стоя на ногах — верхняя зона.
Упражнение выполняется с опорой на картинки.

• Отработка противоположных понятий: открыто —
закрыто, большой — маленький, высокий — низкий,
толстый — тонкий, короткий — длинный, узкий — ши­
рокий (реальных и на картинке).

Определение пространственных направлений по отношению к себе

На этом этапе работы важно объяснить ребенку, что внешнее пространство воспринимается по отношению к нему. При этом пространство его тела всегда остается неизменным. Помощь в ориентировке «право — лево» ребенку по-прежнему оказывает маркер — нитка на руке или кольцо, браслет и т. д.

• «Справа — слева, спереди — сзади». Назвать как
можно больше предметов, которые находятся справа
(слева), спереди (сзади). Логопед должен подвести ре­
бенка к мысли о том, что если тот повернется, то коли­
чество названных предметов увеличится.

• «Повороты». Перечисляем предметы, находящи­
еся справа (слева), спереди (сзади), постепенно пово­
рачиваясь вокруг своей оси на 45, 90, 135, 180 граду­
сов.

• «Мысленные повороты». Упражнение аналогич­
но предыдущему, однако поворот выполняется мыс­
ленно.

• «Шеренга». В упражнении принимают участие
несколько детей; если занятие проводится индивиду­
ально, можно в ряд выстроить игрушки. Назвать, кто
где стоит (справа, слева).

• «Паровоз». Выстроить детей (игрушки) в затылок
друг другу. Ребенок должен сказать, кто где стоит (спе­
реди, сзади).

• «Далеко — близко». Стоя на одном месте, назвать
предметы, которые расположены далеко (близко). По­
вторить это же упражнение, изменяя реально и мыс­
ленно положение тела в пространстве.

• «Высоко — низко». Стоя на одном месте, назвать
предметы, которые расположены высоко (низко). По­
вторить это же упражнение, изменяя реально и мыс­
ленно положение тела в пространстве (подняться на
стол, стул, подоконник и т.д.).



• «Солдат». Ребенок выполняет команды логопеда:
один шаг налево, два вперед, три направо, один назад
и т.д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.

• «Неисправный робот». Ребенок выполняет ко­
манды логопеда, двигаясь в противоположном назван­
ному направлении. Затем ребенок и логопед меняются
ролями.

• «Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем
под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «На­
право пойдешь — мишку найдешь. Налево пойдешь —
зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?»

• «Ищейка». Ребенок ищет спрятанную игрушку,
зыполняя команды логопеда. Упражнение можно вы­
полнять, отсчитывая шаги (по аналогии с описанными
выше упражнениями) или ориентируясь на предметы:
пройди справа от стула, но слева от стола и т.д. Затем
ребенок и логопед меняются ролями.

• «Ориентация по памяти». Предложите ребенку
описать маршрут от дома до сада (школы), от группы до
кабинета логопеда и т.д. Нарисуйте вместе с ним схемы
пути. Обратите его внимание, что на обратном пути на­
правление движения изменяется в противоположную
сторону.

• «Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план
улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушеч­
ную машинку, предложите проехать из одной части го­
рода в другую по вашей команде, затем самостоятельно,
комментируя свои действия.

Определение ориентации предметов по отношению друг к другу

• «Попади в ворота». Закатывать мяч в ворота с
комментариями: мяч слева (справа от ворот), за ними,
перед ними. Вначале при выполнении упражнения сле­
дует ввести пространственные маркеры (положить сле­
ва кружок). Аналогично упражнение выполняется по
картинке.

• «Комната, класс». Рассказать, как предметы в
комнате расположены по отношению друг к другу (сле­
ва — справа, вверху — внизу, впереди — сзади). Анало­
гично упражнение выполняется по картинке.

• «Кинотеатр». Рассадить игрушки в два ряда, ком­
ментируя при этом свои действия: «Мишка сядет в пер­
вый ряд, слева от него — зайка, справа — кукла Маша,
сзади — слоник» и т.д. Аналогично упражнение выпол­
няется по картинке.

• Отработка дихотомических (противоположных)
понятий: больше — меньше, толще —- тоньше, коро­
че — длиннее, уже — шире (реально и на картинке).

• Отработка дихотомических понятий: выше —
ниже, левее — правее, дальше — ближе (реально и на
картинке).

Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив

Для ребенка этот этап работы представляет наи­большую трудность, поэтому необходимо обратить на него особое внимание. При выполнении упражнений


обязательно использовать маркеры как ребенку, так и логопеду.

• Ребенок стоит впереди, логопед сзади него перед
зеркалом. По команде логопеда оба одновременно под­
нимают вверх правую руку, делают мах правой ногой.
Аналогичные упражнения выполняются левой рукой
и ногой. Внимание ребенка акцентируется на том, что
правые (левые) части тела расположены с одной сторо­
ны.

• Стоя лицом к ребенку, попросите его показать
вашу левую руку (не отмеченную маркером). Ско­
рее всего, ребенок покажет на правую руку. Наденьте
на нее яркий браслет и встаньте к ребенку спиной.
Опять попросите указать на левую руку. Пометьте ее
маркером. Продемонстрируйте ему обе руки. Объяс­
ните, что когда человек стоит лицом к вам, левые ча­
сти тела находятся у него с той стороны, где у ребенка
правые.

• «Оля — Яло». «Жила-была девочка. Звали ее Оля.
Подошла она как-то к зеркалу, посмотрелась в него.
Увидела там точно такую же девочку. Подняла правую
руку, а девочка в зеркале подняла левую. Зажмурила ле­
вый глаз, а девочка в зеркале — правый. Удивилась Оля
и спросила, как зовут девочку. А та отвечает, что зовут
ее Яло, то есть Оля наоборот, потому что она делает
все как Оля, только наоборот». Объясните ребенку, что
когда он смотрит в зеркало, происходит аналогичная
ситуация. «Переверните» вместе с ребенком его имя
и поиграйте перед зеркалом, комментируя действия
(«Маша подняла правую руку, а Ашам левую»).

• «Расскажи про меня». Логопед стоит лицом к ре­
бенку, который показывает и называет его части тела
(правая рука, левый глаз и т.д.).

• «Делай так». Логопед поднимает флажок (вы­
полняет другие действия) левой, правой рукой, двумя
руками, ребенок повторяет движения одноименными
руками, стоя позади взрослого, рядом с ним, напротив
него.

• «Будь моим зеркалом». Логопед выполняет раз­
личные движения, стоя напротив ребенка, который
копирует его действия (движения ребенка должны вы­
полняться одноименными частями тела).

• «Зеркало треснуло». То же, только действия долж­
ны выполняться разноименными частями тела.

• На картинках ребенок по заданию логопеда на­
ходит, какие герои действуют правыми частями тела, а
какие левыми.

Конструирование

Этот этап развития пространственных представ­лений логопед может отрабатывать как изолирован­но, так и совмещать с этапом ориентации на листе бумаги для экономии времени. Возможна также ра­бота в виде домашних заданий. Используются спич­ки, геометрические фигуры, кубики (выкладывание по аналогии с комментариями, по инструкции), раз­нообразные конструкторы, «Лего», пазлы, мозаика, доска Сегена и т.д. Важно, чтобы ребенок комменти­ровал свои действия.


Ориентация на листе бумаги

На этом этапе по-прежнему используется маркер — нитка. Также необходимо маркировать пространство стола (в верхней левой его части приклеить красный кружок).

• Положите перед ребенком квадрат, нарисованный
на листе бумаги. Определите и обозначьте разноцвет­
ными линиями его стороны: верхняя, нижняя, левая,
правая. Соотнесите их со сторонами листа. Найдите
на квадрате верхний левый угол. Отметьте его красной
точкой. Аналогичную работу проделайте с листом бу­
маги. Соотнесите с красным кружком на столе и марке­
ром на левой руке ребенка. Объясните ребенку, что вы­
полнение заданий на бумаге он будет всегда начинать,
ориентируясь на верхний левый угол листа и продвига­
ясь вправо вниз.

• «Волшебные квадраты». Предложите ребенку
обвести верхние, затем нижние левые, потом правые
стороны квадратов, отметить точками углы (верхний
левый, верхний правый, нижний левый, нижний пра­
вый). Усложненный вариант задания — наложенные
квадраты.

• «Муха». Положите перед ребенком квадрат, раз­
деленный на 9—25 одинаковых частей. В центральную
часть квадрата поместите рисунок мухи. По вашей
команде ребенок должен передвигать муху по квадрату.
После того как ребенок полностью освоит упражнение,
предложите ему передвигать муху мысленно.

• Пространственные диктанты. Поставьте на листе
бумаги в клетку точку. Научите ребенка вести линию от
точки по вашей команде (два шага вверх, три — вправо
и т.д.).

• «Следопыт». Положите перед ребенком лист, рас­
черченный на 9—25 квадратов, в левом верхнем углу ко­
торого стоит красная точка. Такой же лист, в одном из
квадратов которого нарисован «клад», положите перед
собой, закрыв от ребенка ширмой. Предварительно
проведите на своем листе дорожку от точки до клада.
Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получив­
шиеся рисунки.

• «Дорожки». Для закрепления правильного навыка
работы на листе бумаги предложите ребенку провести
дорожки от кошки к миске, от пчелы к цветку, от тучки
к траве, от парашютистов к земле и т.д.

• «Обводка». Предложите ребенку обвести сначала
простые фигуры, затем сложные, соблюдая правильное
направление движения: слева направо, сверху вниз.

• «Копирование». Предложите ребенку скопировать
вначале геометрические фигуры, затем более сложные
рисунки, состоящие из геометрических фигур. Работа
проводится на листе бумаги в крупную клетку.

• Копирование сложных фигур на чистом листе.

Вербальная маркировка пространства

Проводя работу по уточнению пространственных представлений, мы постоянно стремились к их верба­лизации. Однако на заключительном этапе необходимо провести отдельную работу, включающую следующие компоненты: последовательности (время суток, времена


года, дни недели, месяцы), предлоги, составление рас­сказа по сюжетной серии, составление рассказа по кар­тине, логико-грамматические речевые конструкции.

Освоение последовательности

1. «Время суток». Необходимо объяснить ребенку,
что времена суток сменяют друг друга и каждому вре­
мени соответствуют те или иные моменты распорядка
дня.

• Схематично обозначьте или напишите вместе с
ребенком на полоске бумаги времена суток по поряд­
ку, склейте противоположные стороны полоски. У вас
получится круг. Пусть ребенок расскажет, какое время
суток следует за (бывает перед или между) другим.

• Выверните полоску обратной стороной. Схема­
тично обозначьте или напишите вместе с ребенком
режимные моменты в соответствии со временем суток
(утро — подъем, умывание, завтрак, занятия; день —
обед, тихий час и т.д.). Затем обсудите с ребенком его
распорядок дня, соотнося с частями суток. Осущест­
вляйте контроль, попеременно выворачивая полоску
на разные стороны.

• «Раньше — позже». Используя полоску, обсудите с
ребенком, какое время суток раньше, какое позже, что
он делает до сна, после обеда и т.д.

• Рассмотрите картинки со схематичным изобра­
жением времен суток, режимных моментов. Попроси­
те ребенка определить, что где нарисовано, разложить
картинки по порядку.

• «Мой день». Логопед показывает ребенку картин­
ку со схематичным изображением времен суток, ребе­
нок молча показывает действия, которые он обычно
выполняет в это время суток. Затем логопед выполняет
действие — ребенок угадывает время суток (потягива­
ется — утро, ест столовой ложкой — день, зевает — ве­
чер, спит — ночь).

• Надо поймать мяч, если логопед назовет правиль­
ную последовательность времен суток («После ночи
будет утро»), и отбросить его, если последовательность
будет неверной («После ночи будет день»).

• «Путаница». Упражнение выполняется устно или
по картинкам. Логопед неверно приводит порядок вре­
мен суток (сначала наступила ночь, затем был день) или
ошибочно соотносит режимные моменты со временем
суток («Утром я обедала»). Ребенок должен найти и ис­
править ошибку.

2. «Времена года, месяцы, дни недели». При отработке
этих последовательностей также используется полоска
бумаги и соответствующие упражнения, которые вклю­
чают в себя большое количество разнообразных карти­
нок, стихов, загадок. Детально прорабатываются при­
знаки каждого времени года и месяца.

3. «Предлоги». Первоначально предлоги (рис. 10—15)
отрабатываются в реальных действиях ребенка (по ин­
струкции, в действиях с игрушками, по схеме). Затем с
опорой на картинки составляются предложения с ис­
пользованием схем. Попросите родителей вместе с ре­
бенком вырезать из плотного картона 3 полоски бумаги

wjn.deutsch-service.ru refapql.ostref.ru store.radioritual.ru reiq.deutsch-service.ru Главная Страница