Целевые приоритеты в изучении раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы»

Тех­нологическое образование призвано формировать у учащихся не только технологическую культуру, но и проектную. Учащиеся на начальном этапе создания изделия проектируют целевую стратегию всего технологического процесса изготовления ….

Основной целью технологического образования является подготовка молодежи к успешному и гармоничному функцио­нированию в информационно и технологически насыщенном мире. В современных условиях нужно готовить не просто профессионала, работника в сфере производства продукции или услуг, а ориентироваться на подготовку субъекта собственной жизнедеятельности.

Технологическое образование должно формировать вы­сокий уровень технологической культуры как части общей культуры, обеспечивать ускоренное развитие технологической среды за счет прежде всего формирования системно и глобаль­но мыслящей личности, обладающей инновационным стилем мышления и деятельности. Нужно формировать субъекта гар­моничного технологического развития общества, способного к достижению высоких результатов преобразовательной деятель­ности в условиях свободы выбора, конкуренции и ограничен­ности ресурсов.

Технологическое образование должно отражать не только реалии сегодняшнего времени, но и давать ориентиры для бу­дущего развития общества, техносферы и человека.

Эти цели предполагают: изучение современных и пер­спективных энергосберегающих, материалосберегающих и без­отходных технологий по преобразованию материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, социальных и экологических последствий применения технологий, методов борьбы с загрязнением окружающей сре­ды; освоение культуры труда, методов и способов планирова­ния и организации трудового процесса, технологической дис­циплины, рационального оснащения рабочего места, обеспече­ния безопасности труда, компьютерной обработки документа­ции; усвоение психологии человеческого общения, культуры человеческих отношений, основ творческой и предпринима­тельской деятельности, овладение методами выполнения про­ектной деятельности, сбора и анализа информации, выдвиже­ния идеи проекта, исследование этой идеи, планирование, ор­ганизация и выполнение работы и ее оценка.

Целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Она предполагает:

1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно

действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою

деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути

преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности

профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры,

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи,

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг.

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира

профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и

оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.

Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов:

1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы

машиноведения.

2.Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии – использование ЭВМ в управлении технологическими процессами).

3.Информационные технологии – использование ПЭВМ для решения практических задач.

4.Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).

5. Культура дома , технологии обработки ткани и пищевых продуктов.

6. Строительные ремонтно-отделочные работы.

7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования.

8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.

9. Производство и окружающая среда.

10 Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей

деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.

Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики,

информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый; учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная c младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценки, в том числе возможностей реализации.

Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении практических задач выделяются учебные четверти во II, VIII, X, XI классах; а также 6 ч в V классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе.

В V классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в начале учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ целесообразно проводить изучение разделов «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения», «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», а также профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать экологические ситуации.

При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов.

Приведенные далее программы различных разделов образовательной области «Технология» рассчитаны на городские школы. Рассмотренное в данной работе базовое содержание предмета «Технология» содержит федеральный компонент, который необходимо изучать в инвариантной части базисного учебного плана.

Выбор практических работ должен учитывать региональный фактор и имеющиеся для обработки материалы.

В вариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть выделен на изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной и профессиональной подготовки.

Для реализации дифференцированного обучения и обеспечения возможности самореализации учащихся предусмотрены два варианта примерного планирования часов: вариант I – с преобладанием технологии обработки конструкционных материалов и электрорадиотехнологии; вариант II – с преобладанием разделов «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов».

Предполагается, что занятия по новому предмету «Технология» будут вести как минимум два учителя: один по технологии обработки конструкционных материалов, электрорадиотехнологии, техническому творчеству, строительным ремонтно-отделочным работам, другой – по культуре дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, технологии для начальных классов. Оба учителя могут вести занятия по графике, информационным технологиям, элементам домашней, экономики, и основам предпринимательства, по разделу «Производство и окружающая среда» основам художественного, конструирования и профессиональному самоопределению.

Так, задачами изучения раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы» являются:

- ознакомить учащихся с материалами, применяющимися для оклейки стен обоями;

- ознакомить со способами оклейки помещений обоями;

- научить организации рабочего места при ремонтно-отделочных работах;

-знать основы технологии плиточных работ, виды отделочных покрытий и - - уметь выполнять данную операцию;

- ознакомить с технологией облицовки стен керамическими плитками;

- развивать у школьников профессиональные интересы, критическое отношение к существующим технологиям;

- побудить учащихся к высказыванию суждений по рассматриваемым вопросам, показать способы преобра­зования прежних представлений учащихся в новые знания;

- сформировать и закрепить навыки нанесения раствора на поверхность стены штукатурной лопаткой с сокола;

- развивать координацию движений при набрасывании раствора, самостоятельности при выполнении практических работ, развитие речи при ответах;

- закрепить и совершенствовать знания, полученные на теоретических занятиях;

- сформировать практические умения и навыки по выполнению малярных работ, умение работать с инструментом и приспособлениями, проводить подготовку поверхностей под окраску;

- покрытие поверхностей вручную лаками;

- простую и улучшенную окраску поверхностей водными составами;

- технологию ремонта окрашенных поверхностей;

- подготовку поверхностей под оклейку;

- формировать умение и навыки самостоятельного планирования и контроля за техническим и технологическим процессом выполнения задания;

- способствовать развитию логического и технологического мышления.

Таким образом, выявлены целевые аспекты изучения. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активнодействующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

refamow.ostref.ru wmn.deutsch-service.ru referatqwj.nugaspb.ru referatsip.nugaspb.ru Главная Страница