История становления, понятие и основные источники таможенного права

История становления, понятие и основные источники таможенного права

Таможенное дело в России существует не менее 1000 лет с возникновения Киевской Руси, в других государствах оно появилось еще раньше, когда специально поставленные лица взимали плату за ввоз и вывоз товаров через границы или провоз по территории этих государств.

Все это теоретически осмысливалось, знание систематизировалось, формировалась система основных понятий, характеризующих суть таможенного дела.

Многие ученые относят появление таможенных формальностей к периоду возникновения торговли и финансов.

Первым объектом таможенно-правового регулирования стали пошлины, взимаемые государством при ввозе, провозе товаров и торговле ими на территории государства. Таможенные сборы появились как плата за гарантии сохранности перевозимого по территории государства товара и за услуги, оказываемые при перемещении и складировании товаров.

Как отмечал С.В. Циммерман: «В самой глубокой древности личная подать сопровождалась уже таможенной пошлиной, т.е. пошлиной на провоз, потребление и вывоз товаров»[26]. Т.е. налоговая система в древнем мире привела к появлению налога на предметы.

Первым известным правовым актом в области регулирования таможенных отношений Таблица (перечень товаров), составленная в III в. до н.э. в г. Тарифа (нынешняя Андалусия) на юге Испании, в которую вносились название товара, его мера измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. В ней систематизировался порядок и величина пошлины. По месту возникновения данный акт получил название «тариф»[27].

Таможенный тариф стал для государства важным инструментом защиты национальной экономики и пополнения государственной казны. С помощью изменения ставки тарифа удовлетворялись потребности государства в финансах. Однако в последующем проявились и негативные стороны этого процесса: контрабанда и злоупотребления со стороны сборщиков таможенных пошлин.

Особенно ярко это видно на примере деятельности публиканов (сборщиков пошлин) в Древнем Риме. Они чинили в отношении приезжих торговцев произвол, собирая с них дополнительные налоги в свою пользу[28]. Это приводило, в свою очередь, к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимых товаров.

В 137 г. сенат г. Пальмира (Сирия) учредил пошлинный тариф, который был высечен на камне. Цель документа состояла в том, чтобы предупредить возникающие споры о правомочности сбора пошлин между жрецами и властями города.

Государство при этом обращало внимание на субъект таможенно-тарифных отношений – лиц, осуществляющих торговлю с другими странами (гости, купцы). Правовые нормы закреплялись в гостином праве[29].

Таким образом, можно отметить, что первыми источниками законодательства в сфере таможенного дела были обычаи и писанные нормативные правовые акты, в виде перечней товаров, облагаемых пошлиной, и порядка их взимания, субъектами правоотношений – государство, сборщики таможенных пошлин, отечественные и иностранные купцы. Объектом правового регулирования выступали – пошлины, тарифы, противодействие контрабанде.

Историю формирования системы отечественного таможенного права можно разделить на несколько периодов.

Первый период (IX – XIV вв.) – правовое регулирование осуществлялось на основе обычного права, межгосударственных договоров Руси, русских земель, княжеских уставных и договорных грамот, первого свода законов «Русская Правда».

Термин «закон», употребленный в общепринятом на сегодняшний день смысле, что закон - это совокупность правовых норм, впервые встречается на Руси в тексте русско-греческого договора 911 г., который приводится в Ипатьевской летописи. В заключительной части этого договора говорится о том, что представители князя Олега клянутся перед византийским царем «по закону и по покону» своего народа[30].

Вероятно, что под «законом русским» здесь подразумеваются правовые нормы, сложившиеся в народном быту и которые являлись частью народной традиции, т.е. «нормы действовавшего в русском обществе устного обычного права»[31].

Можно с большой долей уверенности предполагать, что одним из основных источников права в Московском государстве выступал обычай.

По словам В.И. Сергеевича, «и в Москве обычай продолжает действовать, не только сохраняя то, что прежде сложилось, но и, являясь творческой силой, которая созидает вновь нормы права... Еще в XVI в. великие князья московские находят нужным оправдывать свои распоряжения ссылкой на старину. Ясно, что еще нет сознания о том, что воля их, как субъекта верховной власти, творит право»[32].

Обычное право формировалось с появлением классового общества и государства. Оно являлось системой правовых норм, состоящих из признанных государством обычаев. Государство обеспечивало их соблюдение, защищало от нарушений.

В IX – Х вв. на Руси действовала система норм устного обычного права. Носителями памяти о правилах поведения, конкретном решении дела были живые люди.

Практика судебных разбирательств на основе обычаев вырабатывало прецеденты, закрепленные повторением, способы разрешения дел[33].

Часть из них не была зафиксирована в дошедших до нас письменных источниках. О них можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных памятниках и договорах Руси с Византией X в.

В русско-византийских договорах нашли отражение нормы византийского и русского права. Они уделяли много внимания регулированию торговых отношений, определяли права русских купцов в Византии, в определенной мере касались и норм уголовного права.

Значительная часть норм устного обычного права в обработанном виде вошла в Русскую Правду.

Трансформация старых обычаев в нормы права, а также созданию новых правовых норм способствовала судебная деятельность князей.

На развитие права Киевской Руси определенное влияние оказало введение христианства. С его распространением церковь стала применять разнообразные нормы канонического права[34].

К XII в. относится ряд договоров, заключенных западно-русскими княжествами (Новгородом, Псковом, Смоленском, Полоцком и Витебском) с Данией, Швецией и германскими народами, членами Ганзейского союза. В них русское право представлялось уже значительно развитым.

Общие положения таможенного права были достаточно размыты, действующие нормы носили казуальный характер.

Второй период (XV – XVII вв.) – связан с процессом объединения русских земель и образования единого централизованного государства.

Основными источниками общерусского права в ХV – ХVII вв. были: Русская правда; великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земского собора, отраслевые распоряжения приказов[35].

В ХV в. таможенное дело представляло собой механический конгломерат долголетних исторических напластований. Попытки русских царей упорядочить таможенные сборы, законодательно закрепить таможенные правила не всегда достигали цели. Сохранялась роль обычного права, хотя и в меньшей степени.

Но постепенно в государстве начинает складываться таможенное законодательство, вырабатываются и совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.

Регулирование таможенных отношений осуществлялось на основе положений Сокращенной редакции Русской Правды, царских грамот о таможенном сборе, о таможенном доходе, об освобождении от таможенных пошлин, специальные таможенные грамоты о пошлинах для иностранных купцов, об отдаче на откуп и другие.

Новым в законодательстве было появление более сложных форм законодательства: общерусских кодексов – судебников (1497, 1550 гг.), указных (уставных) книг, в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст судебников. Начинают издаваться именные таможенные грамоты.

Большинство из этих актов в своем содержании воспроизводили уже существующие правовые обычаи и практику, которые власть санкционировала.

Судебник 1497 г. ознаменовал своим появлением начало нового этапа в истории русского права и юриспруденции. Он создавался в качестве юридического сборника для всей Руси.

Его содержание было составлено, во-первых, из материалов предшествовавшего законодательства: уставных грамот, Псковской судной грамоты, Русской Правды, во-вторых, из новых норм.

С.В. Юшков насчитал в Судебнике 1497 г. «40 статей, т. е. около 3/5 всего состава Судебника, не стоящих ни в какой связи с дошедшими до нас памятниками[36].

Кроме того, источниками Судебника 1497 г. стали обычное право русского общества и судебная практика. Очевидно, создание такого юридического сборника предполагало дальнейшее развитие практических навыков компиляции (преобразования) законодательного материала, способов его группировки, приемов модификации правовых норм, переработки их с целью приспособления к изменившимся социально-экономическим и политическим условиям.

Вместе с тем решение данной задачи требовало совершенствования навыков правотворчества, умения формулировать новые правовые нормы. «Судебник был не только простой сводкой старого материала, - отмечал С. В. Юшков, - он был сборником, в котором уже с достаточной определенностью были провозглашены новые правовые принципы в Московском государстве»[37].

Первая систематизация законодательства, регулирующего таможенное дело в России, была осуществлена в Судебнике 1550 г. Были упорядочены различные таможенные сборы

Во второй половине XVII века, предпринята попытка создания обновленного общегосударственного законодательного акта - Уложения. Вызванное неурядицами, оставленными в наследство смутным временем крепнувшему государству Российскому, Уложение 1649 г. должно было «водворить порядок на Руси, дать суд правый и равный, освободить народ от разорявших его судебных волокит и судейской неправды, установить единство права во всем государстве»[38].

Инициатором создания юридического сборника - Соборного уложения 1649 г., был царь Алексей Михайлович, принявший данное решение после совета с Освященным собором и Боярской думой. Царь хотел, чтобы «его государства царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставити, чтобы все те великие дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы»[39].

Таможенным вопросам в нём была посвящена глава XI «О мытых и перевозах и о мостах. А в ней 20 статей.

Это был первым общегосударственным документом, который в законодательстве России в XVII в. занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу.

С начала XVI в. Также предпринимаются попытки унификации сбора пошлин с товаров. Стали издаваться целевые царские грамоты таможенникам.

В них устанавливался порядок таможенного казенного управления; откупного таможенного управления.

В этих грамотах прослеживается возрастание роли великого князя, а затем московского царя в решении таможенных дел.

С венчанием Ивана IV на царство основой правового регулирования деятельности таможен стали царские таможенные грамоты. Направление грамот в таможни практиковалось в связи со злоупотреблениями со стороны таможенников, с целью руководства деятельностью таможенных органов и т.п.

Нормы таможенного права были еще несовершенны, но они способствовали решению задач совершенствования таможенных формальностей, фискальных сборов, защиты экономических интересов государства, формированию централизованного управления таможенным делом, системы борьбы с контрабандой.

Реформирование таможенного дела с целью его централизации началось с Именного указа с боярским приговором, подписанный 25 октября 1653 г. царем Алексеем Михайловичем. В нем определялся порядок взимания таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с указанием её размеров в зависимости от товаров[40].

Завершением начального этапа таможенной реформы стало принятие Новоторгового устава 1667 г.

Следующим этапом таможенно-правовой реформы стала разработка нормативных актов по отдельным направлениям таможенного дела.

Реформировалось и управление таможенным делом. Именной Указ 1681 г. установил новые правила формирования таможенных органов: выборность, содержание служебных обязанностей, демократизм и правительственное назначения.

Третий этап (XVIII в. – октябрь 1917 г.) ‑ связан свозникновением, юридическим оформлением и фактическим утверждением абсолютной (чиновничьей, дворянской) монархии.[41] Абсолютная монархия в России была низложена только в 1917 году в результате Февральской революции.

Этот период характеризуется активизацией правотворческой деятельности в таможенном деле, совершенствованием таможенного законодательства.

Основные усилия были сосредоточены на правовом регулировании тарифной политики страны, оптимизации структуры таможенных органов, борьбе с контрабандой.

В рассматриваемый период источниками права являлись законодательные акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов.

В конце царствования Петра I в 1724 г. был принят первый в России Таможенный тариф. Следующий таможенный тариф был принят в 1731 г. Они носили покровительственный характер для продукции отечественной промышленности, рассчитанной для широкого рынка, и одновременно облегчал доступ в Россию высококачественных иностранных товаров.

В интересах развития внешней торговли и для создания благоприятных условий купечеству в 1729 г. был издан Вексельный устав. В нем определялась плата за неустойку по векселю.

Исходя из размера долга таможенному суду предоставлялось право ареста на товары или недвижимость должника, продать их на публичных торгах.

В 1731 г. был принят Морской пошлинный регламент (устав), который определил сумму пошлин с российских и иностранных купцов, порядок захода иностранных судов в российские порты, подробно расписал процедуры таможенных формальностей. В результате сократилась контрабанда.

При Елизавете Петровне в 1746 г. был издан Указ, устанавливающий ширину зоны территориальных вод России.

В первом Таможенном уставе 1755 г[42] воедино сводились прежние положения по таможенным обрядностям, т.е. по проверке, приему и списанию товара, его досмотру и установлению суммы пошлины.

Правила борьбы с контрабандой содержались в главе «О доносах про утайку от пошлин товаров и как с оными поступать»[43].

Уставом вводился купеческий суд, для торговых людей устанавливалась паспортная система. Права российских подданных распространялись на иностранных купцов, записавшихся в российское купечество.

Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную службу и таможенный контроль, создавало правовую основу таможенного дела.

10 октября 1782 г. Екатерина II издала Указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров», согласно которому создавалась специальная таможенная стража, цель которой – закрытие границ и задержание контрабанды[44].

При Александре I 8 сентября 1802 г. был принят высочайший Манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения вошли в состав Министерства коммерции.

25 июня 1811 г. император подписал Манифест об учреждении Министерства финансов, куда вошел Департамент внешней торговли, в составе которого было таможенное отделение. На него возлагался широкий круг обязанностей по управлению таможенным делом. Первым министром финансов (1802 – 1807 гг.) стал граф Н.П. Румянцев.

В XIX в. продолжалось противоборство фритредерских и протекционистских тенденций в государственном регулировании таможенного дела. Защите отечественной промышленности от германской экспансии способстввовало введение в 1877 г. оплаты таможенного сбора золотыми пошлинами.

Развитие таможенного дела нашло свое отражение в уставах и других документах XIX в.

В 1819 г. был принят новый Устав таможенный.В нем был установлен порядок охраны государственной границы. В Уставе излагались требования к таможенникам, предусматривалась их защита от применения насилия.

В XIX в. в российское законодательство начинают инкорпорироваться элементы международного таможенного права. Это нашло отражение в Положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В нем содержалась роспись товаров, вводились ограничения на ввоз французских товаров.

В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской империи, в котором под общим понятием лихоимства объединялись незаконные поборы под видом государственных податей, вымогательство, а также взятки.

В Уложении о наказаниях1845 г. были объединены все санкции, применяемые к нарушителям таможенного законодательства, или посягавшим на служащих таможенного ведомства, или оказавшим сопротивление насилием.

В 1857 г. вышли дополнения к Уставу таможенному 1819 г.Значительно расширялись права и обязанности таможенных чинов. Предусматривалось, что дела о наказании лиц, обвиняемых в тайном провозе товаров, должны вестись в суде или в таможне (ст. 1645).

В документе были разделы по различным аспектам ведения процессуального производства: «О доносах и действиях по ним», «О задержании товаров и представлении их в таможенных и полицейских местах» и др.

Новым шагом в развитии таможенного законодательства стало принятие в 1892 г. нового Таможенного устава. Его объем сократился на 600 статей. Он регулировал вопросы таможенной охраны в прибрежных водах, законодательно было закреплено определение таможенной полосы, под которой понималось: «Пространство воды в три морских мили русского берега, как на материке, так и на островах…»[45].

В Таможенный устав 1892 г. вошли многие статьи, ранее содержащиеся в Уложении о наказаниях 1845 г. Это было связано с тем, что статьи о таможенных правонарушениях были исключены из новой редакции Уложения о наказаниях, принятой в 1866 г.

Данная редакция устава существовала до 1904 г., до принятия нового Устава таможенного. Его отличительными чертами были: дополнительные санкции (конфискация) за незаконный провоз пошлинных и запрещенных предметов; изменения в определении контрабанды (все товары, скрываемые от таможенного контроля).

Кроме того, были нормативные акты, издаваемые Министерством финансов, которые были также обязательны для суда.

Четвертый период (октябрь 1917 – декабрь 1991 г.) – связан с коренными изменениями роли и места таможенного дела, обусловленными особенностями общественного и государственного строя в Советской России и в СССР.

В развитии таможенного законодательства в этот период можно выделить четыре этапа.

Первый этап (1921-1929 гг.) - законодательство было направлено на регулирование перемещения товаров чрез границу в условиях осуществления новой экономической политики в условиях государственной монополии внешней торговли. 19 декабря 1928 г. — утверждается первый Таможенный кодекс в нашей стране - ТК СССР, заменивший Таможенный устав.

Второй этап (1930-1940-е гг.) - оно осуществлялось исходя из особенностей осуществления политики модернизации в СССР, формирования административно-командной системы, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного хозяйства.

Третий этап начался с 1949 года. На таможенное законодательство существенное влияние оказало развитие внешней торговли в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (1949-1991 гг.), с развитыми странами Западной Европы и США, со странами так называемого «третьего мира», освободившимися от колониальной зависимости.

И, наконец, в 1986 – 1991 гг. наступает четвертый этап - таможенное законодательство развивалось в условиях либерализации внешней торговли и перехода к рыночной экономике, суверенизации союзных республик.

Стоит отметить, что в советское время была проведена глубокая систематизация законодательства, также выраженная в разделении всего объема законодательных норм на отраслевые блоки. Структурно законодательство подразделялось на общесоюзное и законодательство республик в составе СССР.

Законодательство этого периода включало в себя кодифицированные нормативно-правовые акты, во всех отраслях права, правовое регулирование отношений в РСФСР производилось законами РСФСР, принимаемыми в соответствии с Конституцией РСФСР, однако, все законодательство не могло противоречить общесоюзным Конституции СССР и законам.

Значимая разница может наблюдаться лишь в правоустановлениях, выраженных в социально-экономических и политических приоритетах, которые трактовались советским правом - как социалистических, а в российском - построены на отношениях частной собственности.

Таможенное законодательство решало задачу правового обеспечения государственной монополии внешней торговли.

Пятый период (декабрь 1991 – 2010 гг) – связан с коренным изменением социально-экономической обстановки в стране. Таможенное законодательство стало обеспечивать превращение таможенного дела в важнейший регулятор внешней торговли, решающий ответственные фискальные и правоохранительные задачи.

Структура современного таможенного законодательства РФ[46] является частью общего российского законодательства и представляется в следующем виде: Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; нормативные указы Президента РФ; нормативные постановления Правительства РФ; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований ФТС; нормативные акты, издаваемые таможенными органами в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

В вертикальную структуру законодательства также включены ратифицированные международные договоры и нормативные постановления Конституционного суда РФ.

Можно также упомянуть еще одну группу актов бывшего СССР, действующие или не отмененные, которые не противоречат другим российским нормам.

В иерархическую структуру таможенного законодательства не включены акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления, т.к. таможенное дело отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Объединяющим звеном различных правовых актов выступает Конституция Российской Федерации (далее - Конституция)[47]. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, а значит, и в субъектах РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Статьей 4 установлено верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные нормы придают Конституции особый статус в системе правовых актов, устанавливают единство правового пространства в РФ.

Шестой период (июнь 2010 г. – н/в) – связан с началом функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Правовое регулирование таможенных правоотношений осуществляется на основе Таможенного кодекса таможенного союза и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Изменён понятийный аппарат: таможенный брокер заменен на таможенного представителя; таможенный режим заменен термином таможенная процедура; введено новое понятие «экспресс-груз»; исключены понятия «свободное обращение», «статус товаров и транспортных средств для таможенных целей», «таможенное оформление».

Появились новые формы таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка (камеральная и выездная) вместо таможенной ревизии.

Кроме того, введены новые положения о задержании товаров; исключены устная и конклюдентная форма декларирования; ограничен перечень документов при подаче декларации на товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта; Комиссией таможенного союза определяются наднациональные области рисков; введен институт уполномоченного экономического оператора и другие новеллы.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что анализ теоретических концепций, истории таможенного дела зарубежных стран, отечественного таможенного законодательства позволить ряд закономерностей в его развитии:

во-первых, оно было непосредственно связано и обусловлено складывающимися социально-экономическими условиями;

во-вторых, правовое регулирование таможенного дела должно осуществляться высшими органами государственной власти: представительными и исполнительными;

в-третьих, основными институтами таможенного законодательства должны быть: таможенные тарифы; организация таможенного контроля; органы, осуществляющие непосредственное управление таможенным делом; правоохранительная деятельность.

Источниками таможенного права являются акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, международные договоры и соглашения.

По содержанию их можно разделить на две группы. 1) акты высших органов государственной власти, непосредственно регулирующие таможенное дело; 2) смешанные источники права.

Кроме того, Конституцией РФ определен приоритет международных договоров и обязательств РФ перед национальным законодательством.

Нормы, изложенные в правовых актах по своему содержанию можно классифицировать как общие, т.е. определяющие сущность основных понятий таможенного дела, особенные непосредственно устанавливающие поведения субъектов таможенно-правовых отношений и специальные – регулирующие отношения между отечественными и зарубежными субъектами таможенного права.

Современные отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311 «О таможенном регулировании в Российской Федераии» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

С 1 октября 2011 года Таможенный кодекс РФ окончательно утратил свою силу. С 1 января 2012 года вступили в силу положения Закона, регулирующие задержание товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, положения, регулирующие распоряжение задержанными товарами, не обращенными в федеральную собственность, а также регулирующие, в определенной части, распоряжение денежными средствами, вырученными от реализации задержанных или изъятых товаров.

Официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, и решения органов Таможенного союза действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, Правительство Российской Федерации вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, таможенное право – это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Оно строится на прочной теоретической основе, изложенной в различных концепциях.

Основными элементами таможенного дела, требовавшими правового регулирования являются таможенный тариф, пошлина, структура, задачи и функции органов, осуществляющих сбор таможенных пошлин, противодействия незаконному перемещению товаров.

for.unoreferat.ru rlp.deutsch-service.ru urn.deutsch-service.ru vev.deutsch-service.ru Главная Страница