История становления, понятие и основные источники таможенного права

Таможенное дело в России существует не менее 1000 лет с возникновения Киевской Руси, в других государствах оно появилось еще раньше, когда специально поставленные лица взимали плату за ввоз и вывоз товаров через границы или провоз по территории этих государств.

Все это теоретически осмысливалось, знание систематизировалось, формировалась система основных понятий, характеризующих суть таможенного дела.

Многие ученые относят появление таможенных формальностей к периоду возникновения торговли и финансов.

Первым объектом таможенно-правового регулирования стали пошлины, взимаемые государством при ввозе, провозе товаров и торговле ими на территории государства. Таможенные сборы появились как плата за гарантии сохранности перевозимого по территории государства товара и за услуги, оказываемые при перемещении и складировании товаров.

Как отмечал С.В. Циммерман: «В самой глубокой древности личная подать сопровождалась уже таможенной пошлиной, т.е. пошлиной на провоз, потребление и вывоз товаров»[26]. Т.е. налоговая система в древнем мире привела к появлению налога на предметы.

Первым известным правовым актом в области регулирования таможенных отношений Таблица (перечень товаров), составленная в III в. до н.э. в г. Тарифа (нынешняя Андалусия) на юге Испании, в которую вносились название товара, его мера измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. В ней систематизировался порядок и величина пошлины. По месту возникновения данный акт получил название «тариф»[27].

Таможенный тариф стал для государства важным инструментом защиты национальной экономики и пополнения государственной казны. С помощью изменения ставки тарифа удовлетворялись потребности государства в финансах. Однако в последующем проявились и негативные стороны этого процесса: контрабанда и злоупотребления со стороны сборщиков таможенных пошлин.

Особенно ярко это видно на примере деятельности публиканов (сборщиков пошлин) в Древнем Риме. Они чинили в отношении приезжих торговцев произвол, собирая с них дополнительные налоги в свою пользу[28]. Это приводило, в свою очередь, к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимых товаров.

В 137 г. сенат г. Пальмира (Сирия) учредил пошлинный тариф, который был высечен на камне. Цель документа состояла в том, чтобы предупредить возникающие споры о правомочности сбора пошлин между жрецами и властями города.

Государство при этом обращало внимание на субъект таможенно-тарифных отношений – лиц, осуществляющих торговлю с другими странами (гости, купцы). Правовые нормы закреплялись в гостином праве[29].

Таким образом, можно отметить, что первыми источниками законодательства в сфере таможенного дела были обычаи и писанные нормативные правовые акты, в виде перечней товаров, облагаемых пошлиной, и порядка их взимания, субъектами правоотношений – государство, сборщики таможенных пошлин, отечественные и иностранные купцы. Объектом правового регулирования выступали – пошлины, тарифы, противодействие контрабанде.

Историю формирования системы отечественного таможенного права можно разделить на несколько периодов.

Первый период (IX – XIV вв.) – правовое регулирование осуществлялось на основе обычного права, межгосударственных договоров Руси, русских земель, княжеских уставных и договорных грамот, первого свода законов «Русская Правда».

Термин «закон», употребленный в общепринятом на сегодняшний день смысле, что закон - это совокупность правовых норм, впервые встречается на Руси в тексте русско-греческого договора 911 г., который приводится в Ипатьевской летописи. В заключительной части этого договора говорится о том, что представители князя Олега клянутся перед византийским царем «по закону и по покону» своего народа[30].

Вероятно, что под «законом русским» здесь подразумеваются правовые нормы, сложившиеся в народном быту и которые являлись частью народной традиции, т.е. «нормы действовавшего в русском обществе устного обычного права»[31].

Можно с большой долей уверенности предполагать, что одним из основных источников права в Московском государстве выступал обычай.

По словам В.И. Сергеевича, «и в Москве обычай продолжает действовать, не только сохраняя то, что прежде сложилось, но и, являясь творческой силой, которая созидает вновь нормы права... Еще в XVI в. великие князья московские находят нужным оправдывать свои распоряжения ссылкой на старину. Ясно, что еще нет сознания о том, что воля их, как субъекта верховной власти, творит право»[32].

Обычное право формировалось с появлением классового общества и государства. Оно являлось системой правовых норм, состоящих из признанных государством обычаев. Государство обеспечивало их соблюдение, защищало от нарушений.

В IX – Х вв. на Руси действовала система норм устного обычного права. Носителями памяти о правилах поведения, конкретном решении дела были живые люди.

Практика судебных разбирательств на основе обычаев вырабатывало прецеденты, закрепленные повторением, способы разрешения дел[33].

Часть из них не была зафиксирована в дошедших до нас письменных источниках. О них можно лишь догадываться по отдельным фрагментам в литературных памятниках и договорах Руси с Византией X в.

В русско-византийских договорах нашли отражение нормы византийского и русского права. Они уделяли много внимания регулированию торговых отношений, определяли права русских купцов в Византии, в определенной мере касались и норм уголовного права.

Значительная часть норм устного обычного права в обработанном виде вошла в Русскую Правду.

Трансформация старых обычаев в нормы права, а также созданию новых правовых норм способствовала судебная деятельность князей.

На развитие права Киевской Руси определенное влияние оказало введение христианства. С его распространением церковь стала применять разнообразные нормы канонического права[34].

К XII в. относится ряд договоров, заключенных западно-русскими княжествами (Новгородом, Псковом, Смоленском, Полоцком и Витебском) с Данией, Швецией и германскими народами, членами Ганзейского союза. В них русское право представлялось уже значительно развитым.

Общие положения таможенного права были достаточно размыты, действующие нормы носили казуальный характер.

Второй период (XV – XVII вв.) – связан с процессом объединения русских земель и образования единого централизованного государства.

Основными источниками общерусского права в ХV – ХVII вв. были: Русская правда; великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земского собора, отраслевые распоряжения приказов[35].

В ХV в. таможенное дело представляло собой механический конгломерат долголетних исторических напластований. Попытки русских царей упорядочить таможенные сборы, законодательно закрепить таможенные правила не всегда достигали цели. Сохранялась роль обычного права, хотя и в меньшей степени.

Но постепенно в государстве начинает складываться таможенное законодательство, вырабатываются и совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.

Регулирование таможенных отношений осуществлялось на основе положений Сокращенной редакции Русской Правды, царских грамот о таможенном сборе, о таможенном доходе, об освобождении от таможенных пошлин, специальные таможенные грамоты о пошлинах для иностранных купцов, об отдаче на откуп и другие.

Новым в законодательстве было появление более сложных форм законодательства: общерусских кодексов – судебников (1497, 1550 гг.), указных (уставных) книг, в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст судебников. Начинают издаваться именные таможенные грамоты.

Большинство из этих актов в своем содержании воспроизводили уже существующие правовые обычаи и практику, которые власть санкционировала.

Судебник 1497 г. ознаменовал своим появлением начало нового этапа в истории русского права и юриспруденции. Он создавался в качестве юридического сборника для всей Руси.

Его содержание было составлено, во-первых, из материалов предшествовавшего законодательства: уставных грамот, Псковской судной грамоты, Русской Правды, во-вторых, из новых норм.

С.В. Юшков насчитал в Судебнике 1497 г. «40 статей, т. е. около 3/5 всего состава Судебника, не стоящих ни в какой связи с дошедшими до нас памятниками[36].

Кроме того, источниками Судебника 1497 г. стали обычное право русского общества и судебная практика. Очевидно, создание такого юридического сборника предполагало дальнейшее развитие практических навыков компиляции (преобразования) законодательного материала, способов его группировки, приемов модификации правовых норм, переработки их с целью приспособления к изменившимся социально-экономическим и политическим условиям.

Вместе с тем решение данной задачи требовало совершенствования навыков правотворчества, умения формулировать новые правовые нормы. «Судебник был не только простой сводкой старого материала, - отмечал С. В. Юшков, - он был сборником, в котором уже с достаточной определенностью были провозглашены новые правовые принципы в Московском государстве»[37].

Первая систематизация законодательства, регулирующего таможенное дело в России, была осуществлена в Судебнике 1550 г. Были упорядочены различные таможенные сборы

Во второй половине XVII века, предпринята попытка создания обновленного общегосударственного законодательного акта - Уложения. Вызванное неурядицами, оставленными в наследство смутным временем крепнувшему государству Российскому, Уложение 1649 г. должно было «водворить порядок на Руси, дать суд правый и равный, освободить народ от разорявших его судебных волокит и судейской неправды, установить единство права во всем государстве»[38].

Инициатором создания юридического сборника - Соборного уложения 1649 г., был царь Алексей Михайлович, принявший данное решение после совета с Освященным собором и Боярской думой. Царь хотел, чтобы «его государства царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставити, чтобы все те великие дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы»[39].

Таможенным вопросам в нём была посвящена глава XI «О мытых и перевозах и о мостах. А в ней 20 статей.

Это был первым общегосударственным документом, который в законодательстве России в XVII в. занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу.

С начала XVI в. Также предпринимаются попытки унификации сбора пошлин с товаров. Стали издаваться целевые царские грамоты таможенникам.

В них устанавливался порядок таможенного казенного управления; откупного таможенного управления.

В этих грамотах прослеживается возрастание роли великого князя, а затем московского царя в решении таможенных дел.

С венчанием Ивана IV на царство основой правового регулирования деятельности таможен стали царские таможенные грамоты. Направление грамот в таможни практиковалось в связи со злоупотреблениями со стороны таможенников, с целью руководства деятельностью таможенных органов и т.п.

Нормы таможенного права были еще несовершенны, но они способствовали решению задач совершенствования таможенных формальностей, фискальных сборов, защиты экономических интересов государства, формированию централизованного управления таможенным делом, системы борьбы с контрабандой.

Реформирование таможенного дела с целью его централизации началось с Именного указа с боярским приговором, подписанный 25 октября 1653 г. царем Алексеем Михайловичем. В нем определялся порядок взимания таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с указанием её размеров в зависимости от товаров[40].

Завершением начального этапа таможенной реформы стало принятие Новоторгового устава 1667 г.

Следующим этапом таможенно-правовой реформы стала разработка нормативных актов по отдельным направлениям таможенного дела.

Реформировалось и управление таможенным делом. Именной Указ 1681 г. установил новые правила формирования таможенных органов: выборность, содержание служебных обязанностей, демократизм и правительственное назначения.

Третий этап (XVIII в. – октябрь 1917 г.) ‑ связан свозникновением, юридическим оформлением и фактическим утверждением абсолютной (чиновничьей, дворянской) монархии.[41] Абсолютная монархия в России была низложена только в 1917 году в результате Февральской революции.

Этот период характеризуется активизацией правотворческой деятельности в таможенном деле, совершенствованием таможенного законодательства.

Основные усилия были сосредоточены на правовом регулировании тарифной политики страны, оптимизации структуры таможенных органов, борьбе с контрабандой.

В рассматриваемый период источниками права являлись законодательные акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов.

В конце царствования Петра I в 1724 г. был принят первый в России Таможенный тариф. Следующий таможенный тариф был принят в 1731 г. Они носили покровительственный характер для продукции отечественной промышленности, рассчитанной для широкого рынка, и одновременно облегчал доступ в Россию высококачественных иностранных товаров.

В интересах развития внешней торговли и для создания благоприятных условий купечеству в 1729 г. был издан Вексельный устав. В нем определялась плата за неустойку по векселю.

Исходя из размера долга таможенному суду предоставлялось право ареста на товары или недвижимость должника, продать их на публичных торгах.

В 1731 г. был принят Морской пошлинный регламент (устав), который определил сумму пошлин с российских и иностранных купцов, порядок захода иностранных судов в российские порты, подробно расписал процедуры таможенных формальностей. В результате сократилась контрабанда.

При Елизавете Петровне в 1746 г. был издан Указ, устанавливающий ширину зоны территориальных вод России.

В первом Таможенном уставе 1755 г[42] воедино сводились прежние положения по таможенным обрядностям, т.е. по проверке, приему и списанию товара, его досмотру и установлению суммы пошлины.

Правила борьбы с контрабандой содержались в главе «О доносах про утайку от пошлин товаров и как с оными поступать»[43].

Уставом вводился купеческий суд, для торговых людей устанавливалась паспортная система. Права российских подданных распространялись на иностранных купцов, записавшихся в российское купечество.

Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную службу и таможенный контроль, создавало правовую основу таможенного дела.

10 октября 1782 г. Екатерина II издала Указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров», согласно которому создавалась специальная таможенная стража, цель которой – закрытие границ и задержание контрабанды[44].

При Александре I 8 сентября 1802 г. был принят высочайший Манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения вошли в состав Министерства коммерции.

25 июня 1811 г. император подписал Манифест об учреждении Министерства финансов, куда вошел Департамент внешней торговли, в составе которого было таможенное отделение. На него возлагался широкий круг обязанностей по управлению таможенным делом. Первым министром финансов (1802 – 1807 гг.) стал граф Н.П. Румянцев.

В XIX в. продолжалось противоборство фритредерских и протекционистских тенденций в государственном регулировании таможенного дела. Защите отечественной промышленности от германской экспансии способстввовало введение в 1877 г. оплаты таможенного сбора золотыми пошлинами.

Развитие таможенного дела нашло свое отражение в уставах и других документах XIX в.

В 1819 г. был принят новый Устав таможенный.В нем был установлен порядок охраны государственной границы. В Уставе излагались требования к таможенникам, предусматривалась их защита от применения насилия.

В XIX в. в российское законодательство начинают инкорпорироваться элементы международного таможенного права. Это нашло отражение в Положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В нем содержалась роспись товаров, вводились ограничения на ввоз французских товаров.

В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской империи, в котором под общим понятием лихоимства объединялись незаконные поборы под видом государственных податей, вымогательство, а также взятки.

В Уложении о наказаниях1845 г. были объединены все санкции, применяемые к нарушителям таможенного законодательства, или посягавшим на служащих таможенного ведомства, или оказавшим сопротивление насилием.

В 1857 г. вышли дополнения к Уставу таможенному 1819 г.Значительно расширялись права и обязанности таможенных чинов. Предусматривалось, что дела о наказании лиц, обвиняемых в тайном провозе товаров, должны вестись в суде или в таможне (ст. 1645).

В документе были разделы по различным аспектам ведения процессуального производства: «О доносах и действиях по ним», «О задержании товаров и представлении их в таможенных и полицейских местах» и др.

Новым шагом в развитии таможенного законодательства стало принятие в 1892 г. нового Таможенного устава. Его объем сократился на 600 статей. Он регулировал вопросы таможенной охраны в прибрежных водах, законодательно было закреплено определение таможенной полосы, под которой понималось: «Пространство воды в три морских мили русского берега, как на материке, так и на островах…»[45].

В Таможенный устав 1892 г. вошли многие статьи, ранее содержащиеся в Уложении о наказаниях 1845 г. Это было связано с тем, что статьи о таможенных правонарушениях были исключены из новой редакции Уложения о наказаниях, принятой в 1866 г.

Данная редакция устава существовала до 1904 г., до принятия нового Устава таможенного. Его отличительными чертами были: дополнительные санкции (конфискация) за незаконный провоз пошлинных и запрещенных предметов; изменения в определении контрабанды (все товары, скрываемые от таможенного контроля).

Кроме того, были нормативные акты, издаваемые Министерством финансов, которые были также обязательны для суда.

Четвертый период (октябрь 1917 – декабрь 1991 г.) – связан с коренными изменениями роли и места таможенного дела, обусловленными особенностями общественного и государственного строя в Советской России и в СССР.

В развитии таможенного законодательства в этот период можно выделить четыре этапа.

Первый этап (1921-1929 гг.) - законодательство было направлено на регулирование перемещения товаров чрез границу в условиях осуществления новой экономической политики в условиях государственной монополии внешней торговли. 19 декабря 1928 г. — утверждается первый Таможенный кодекс в нашей стране - ТК СССР, заменивший Таможенный устав.

Второй этап (1930-1940-е гг.) - оно осуществлялось исходя из особенностей осуществления политики модернизации в СССР, формирования административно-командной системы, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного хозяйства.

Третий этап начался с 1949 года. На таможенное законодательство существенное влияние оказало развитие внешней торговли в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (1949-1991 гг.), с развитыми странами Западной Европы и США, со странами так называемого «третьего мира», освободившимися от колониальной зависимости.

И, наконец, в 1986 – 1991 гг. наступает четвертый этап - таможенное законодательство развивалось в условиях либерализации внешней торговли и перехода к рыночной экономике, суверенизации союзных республик.

Стоит отметить, что в советское время была проведена глубокая систематизация законодательства, также выраженная в разделении всего объема законодательных норм на отраслевые блоки. Структурно законодательство подразделялось на общесоюзное и законодательство республик в составе СССР.

Законодательство этого периода включало в себя кодифицированные нормативно-правовые акты, во всех отраслях права, правовое регулирование отношений в РСФСР производилось законами РСФСР, принимаемыми в соответствии с Конституцией РСФСР, однако, все законодательство не могло противоречить общесоюзным Конституции СССР и законам.

Значимая разница может наблюдаться лишь в правоустановлениях, выраженных в социально-экономических и политических приоритетах, которые трактовались советским правом - как социалистических, а в российском - построены на отношениях частной собственности.

Таможенное законодательство решало задачу правового обеспечения государственной монополии внешней торговли.

Пятый период (декабрь 1991 – 2010 гг) – связан с коренным изменением социально-экономической обстановки в стране. Таможенное законодательство стало обеспечивать превращение таможенного дела в важнейший регулятор внешней торговли, решающий ответственные фискальные и правоохранительные задачи.

Структура современного таможенного законодательства РФ[46] является частью общего российского законодательства и представляется в следующем виде: Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; нормативные указы Президента РФ; нормативные постановления Правительства РФ; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований ФТС; нормативные акты, издаваемые таможенными органами в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

В вертикальную структуру законодательства также включены ратифицированные международные договоры и нормативные постановления Конституционного суда РФ.

Можно также упомянуть еще одну группу актов бывшего СССР, действующие или не отмененные, которые не противоречат другим российским нормам.

В иерархическую структуру таможенного законодательства не включены акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления, т.к. таможенное дело отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Объединяющим звеном различных правовых актов выступает Конституция Российской Федерации (далее - Конституция)[47]. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, а значит, и в субъектах РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Статьей 4 установлено верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные нормы придают Конституции особый статус в системе правовых актов, устанавливают единство правового пространства в РФ.

Шестой период (июнь 2010 г. – н/в) – связан с началом функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Правовое регулирование таможенных правоотношений осуществляется на основе Таможенного кодекса таможенного союза и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Изменён понятийный аппарат: таможенный брокер заменен на таможенного представителя; таможенный режим заменен термином таможенная процедура; введено новое понятие «экспресс-груз»; исключены понятия «свободное обращение», «статус товаров и транспортных средств для таможенных целей», «таможенное оформление».

Появились новые формы таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка (камеральная и выездная) вместо таможенной ревизии.

Кроме того, введены новые положения о задержании товаров; исключены устная и конклюдентная форма декларирования; ограничен перечень документов при подаче декларации на товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта; Комиссией таможенного союза определяются наднациональные области рисков; введен институт уполномоченного экономического оператора и другие новеллы.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что анализ теоретических концепций, истории таможенного дела зарубежных стран, отечественного таможенного законодательства позволить ряд закономерностей в его развитии:

во-первых, оно было непосредственно связано и обусловлено складывающимися социально-экономическими условиями;

во-вторых, правовое регулирование таможенного дела должно осуществляться высшими органами государственной власти: представительными и исполнительными;

в-третьих, основными институтами таможенного законодательства должны быть: таможенные тарифы; организация таможенного контроля; органы, осуществляющие непосредственное управление таможенным делом; правоохранительная деятельность.

Источниками таможенного права являются акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, международные договоры и соглашения.

По содержанию их можно разделить на две группы. 1) акты высших органов государственной власти, непосредственно регулирующие таможенное дело; 2) смешанные источники права.

Кроме того, Конституцией РФ определен приоритет международных договоров и обязательств РФ перед национальным законодательством.

Нормы, изложенные в правовых актах по своему содержанию можно классифицировать как общие, т.е. определяющие сущность основных понятий таможенного дела, особенные непосредственно устанавливающие поведения субъектов таможенно-правовых отношений и специальные – регулирующие отношения между отечественными и зарубежными субъектами таможенного права.

Современные отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311 «О таможенном регулировании в Российской Федераии» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

С 1 октября 2011 года Таможенный кодекс РФ окончательно утратил свою силу. С 1 января 2012 года вступили в силу положения Закона, регулирующие задержание товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, положения, регулирующие распоряжение задержанными товарами, не обращенными в федеральную собственность, а также регулирующие, в определенной части, распоряжение денежными средствами, вырученными от реализации задержанных или изъятых товаров.

Официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, и решения органов Таможенного союза действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, Правительство Российской Федерации вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, таможенное право – это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Оно строится на прочной теоретической основе, изложенной в различных концепциях.

Основными элементами таможенного дела, требовавшими правового регулирования являются таможенный тариф, пошлина, структура, задачи и функции органов, осуществляющих сбор таможенных пошлин, противодействия незаконному перемещению товаров.

Курфюрст Максимилиан. Война, 1623 г.
Личностные влияния: личностные качества
Тема 6. Аналіз рядів динаміки. Рівняння часового тренду
Своеобразие художественного мира А. Ахматовой
Патогенні анаероби
Всемирной организации здравоохранения
Специализированные гостиницы
Режим питания. Рациональное питание.
Оподаткування діяльності адвокатів.
Допоміжна
Портрет Константина Солунского - Святого Кирилла (фреска IX в.)
Гр. Бойко Наталії Петрівні
к организации противопожарной безопасности
Процедура психологического консультирования
Экономическая социология как раздел современной социологии
ДВУСТОРОННЕГО ВХОДА ДЛЯ ВОДЫ – НАСОСЫ ТИПА Д
Б) підвищення стійкості інженерно – технічного комплексу
Шляхи вирішення проблем.
РІВНОВАГА
Розробка кожної операції маршрутної технології
Економічний розвиток та економічні цикли.
Лекция № 7. Основные типы червяков
Я эволюционирую в третий раз
Главная Страница