Е.П Ковалевский –« Очерки этнографии Кавказа»

«В заключе­ние приведенного извлечения царевич Вахушт говорит: «Эта страна (Джихетия) чрезвычайно сходна с Абхазией со своим произведениям, своим животным, своим нравами и обычаям: люди там уподобляются зверям. Неког­да христиане - они не знают более их религии. Абхазы и джиги одеваются, вооружаются и снаряжаются, как чер­кесы, часто даже имеретинцы принимают их обычай». Из этих слов видно только, что автор отделяет джигов как от абхазов, так и от черкесов', причем, однако ж, нахо­дит, что джиги чрезвычайно сходны вообще с абхазами, а черкесам уподобляются только по одежде и вооружению, что и поныне сохранилось, по свидетельству очевидцев.»

А самое главное сами адыги употребляют для обозначение не Адыгского, а Абхазо-абазинского корня обществ побережья Абхазо-абазинское название АцыХва( Азега) в источниках-«Адзихи, Зихи, Зиги», переводящееся как область пониженных, нижних вершин Хва. И береговые общества апсилов, абхазо-абазинского этнического массива так же обозначает за Гагра- туапсинским сектором к Анапе область ац/ыхва( адзаХва). И в самой Адыгской лексике Азеги( Зихи, Адзихи или Зиги иностранных источников) и Адыги совсем не одно и то же как хотят выставить некоторые исследователи, а разные по языку адыгского и абхазского языка общества.

На данной топографической карте Черноморского побережья Кавказа мы отчетливо видим как от точки Туапсинского ущелья резко понижается высота вершин и далее хребет тянется к гавани Анапы областью пониженных вершин или нижних Ц/ЫХВА.

На данной космосъемки черноморского побережья Кавказа отчетливо видно как от туапсинского сектора происходит резкое понижение Кавказского хребта и далее хребет тянется к гавани Анапы областью пониженных вершин или нижних ц/ыХВА или а-ц/ыХВа (Зихия). И именно на этом участке в большинсве античных источников проходила граница между Зихами и Гениохами.

Л.Я Люлье.-«Черкесия»

«В отношении разделения тех племен на черкесски (адыге) и абхазские (азега) следует заметить, что кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют абадзехов, шапсугов и натухажцев общим именем абадзе-чиль, что значит абазинские народы; всех же закубанцев, исключая бесленеевцев, - кияхъ, т. е. низовые жители; абадзехи же, шапсуги и натухажцы называют все племена, сохра нившие феодальное управление, включая в то число и кабардинцев, адыге-чилъ, т. е. адыгские народы. Часто народ теряет настоящее свое название, между тем как оно остается в памяти у соседей. Не могло ли это случиться и у черкесов (адыге)? Хотя в настояшее время нет никаких данных, которые служили бы основанием к какому-либо заключению по настоящему предмету, но, может быть, дальнейшие расследования рассеют мрак, покрывающий происхождение этого народа. С моей стороны, я ограничусь изложением того, что мог узнать во время пребывания моего между этими племенами.»

:

«Не знаю почему, но мы привыкли все племена, насе­ляющие северную покатость Кавказских гор, называть черкесами, между тем как они называют себя адыге. С пле­менами адыге граничат еще называющиеся азега, т. е. абазинские племена и др.»

« Хетук, или адале. Они жили на полуострсве Тамань до занятия его войском Черноморским, ипоэтому татары прозвали их «адале», что значит на татарском языке островитянин. Предания о происхождения их неясны: некоторые причисляют их к корню адыге, а другие к корню азега; но, будучи окружены с одной стороны татарами, а с другой - черкесами, они потеряли свою народность. Несколько семейств рассеяны межлу натухажцами, ничтожные остатки этого племени проживали в последнее время в 30 верстах от Тамани, в деревне Ада будучи перемешаны в ней с ногайцами, татарами выходцами из гор – черкесами.»

«Некоторые из племен черкесских, именующихся ады­ге, оспаривают это наименование, хотя оно, впрочем, сде­лалось общим для всех черкесов. Настоящими адыгами признают кабардинцев, бесленеевцев, темиргойцев, хатукайцев и хегайков; другие же племена, управляемые так­же феодально, как то: бзедугов, мохошевцев и жанеевцев называют иногда абадзе. Я старался узнать причину та­кого различия, но не мог получить удовлетворительного объяснения. Разве это приписать тому, что первые из поясненных племен, по-видимому, на южном скате гор никогда не жили, тогда как последние занимали неког­да различные пункты морского прибрежья.»

При всем уважении к исследованию Сивера мы хотели бы подчеркнуть крайнюю необъективность и ошибочность выводов А. Сивера того, что шапсуги и натухайцы не относились к адыгскому или к абазскому корню, а были особой группой называвшейся «Агучипс». Адыги по его мнению их называют абазскими народами лишь из-за схожести быта, и хозяйственного уклада, а сами себя абазами эти общества не называют. Но хотелось бы заметить что термином Абаза являвшийся самоназванием лишь жителей скал верховий рек Лабы , Белой, Пшехи, Псоу, Бзыбю, Мдзымты, то есть позже обществ медовеевцев, ашкарцев, басхогов, обозначался часто адыгами и др. весь абхазо- абазиноязычный этнический массив, хотя самоназвания имелись разные. Например, апсилы не называют себя Абаза, а самоназванием «Апсуа»( обитатель благадатной, совершенной для души области-Апсны).Значит по логике А.Сивера они Абхазы называющие себя Апсуа, совсем разный по языку и всему остальному народ с собственно называющими себя Абаза. Но ведь это явная нелепица. Просто со времен создания Абазгскими лидерами среди обществ Абхазо-абазинского этнического массива, централизованного государства их назвыют, именем Абазгов - Абхазами, Абазами, Мипхазами, Абассами, Обезами и.т.п. И то, что все общества горно-вертикальной зоны и побережья часто называли общим названием Абаза, говорит о том, что это представители одного этнического массива и языка. Это по сути племена и общности со своими отличительными самоназваниями, одного этноса и единого пусть и со множествами диалектов языка. Разве относили бы Шапсугов и Натухайцев соседи Адыги к Абазам , если бы их предки были совсем другим народом , просто соседним и не имеющим общий язык и следовательно все остальное. Термин «Абаза» и иногда «Азега», часто служил у соседних народов как обобщающее название всего абхазо-абазиноязычного этноса. При этом в обществах разных абхазо-абазиноязычных областей часто связанных с их рельефоклиматическими отличиями имелись свои отличительные самоназвания. И то что, ближайшие соседи их часто сливают в единое целое одного этноса, языка, и культуры, бесспорно говорит об одном этническом массиве. Ведь сами адыги считали, что убыхи говорили на языке «Абаза-бзы». И при этом называли их собственным самоназванием( ТпыаХВА), на адыгском –(Убыхи) и в конечном итоги считали их абазами, то есть представителями абхазо-абазиноязычного этноса.

В третьих сама структура адыгского языка является доказательством того, что он не формировался в горно-вертикальной зоне Кавказского Причерноморья. В адыгском языке отсутствует глагольная составляющая как, в абазино-абхазском языке обозначающее пространство приусадебного ограждение «ГВАРА» и такого обращения в глаголе с ним как абхазо-абазин» уг/агварцгварц/, уыгварал, дгвараб, йыгварада» нет. То есть , адыгский язык не уточняет отдельным словом защитное приусадебное заграждение. И это связано с тем что он не формировался у населения вынужденного в горно - вертикальной и почти сплошно лесистой зоне, разбрасывать свои хозяйство и усадьбы на дальних расстояниях что требовала это сильно вертикально лесистая и пересеченная местность. И каждый двор или иногда маленькая группа усадеб вынуждено было делать крепкое и серьезное защитное ограждения в данном вертикально лесном массиве. Селения не представляли как в предгорье у адыгов группы домов и хозяйств в виде круга или прямоугольника с общим посередине скотным двором и площадью и общим для всего поселения крупного защитного ограждения. Такое ограждение не надо путать с обычным, отделяющим лишь от соседа , дом и хозяйство. Это защита от хищников леса угрожающему скоту и многим другим общим угрозам для поселения. В горно-вертикальной зоне абхазо -абазин где местность не позволяло селиться компактно в виде прямоугольника и круга с общим скотным двором и площадью в предгорных более пологих и широких долинах и дома вынуждены быть разбросаны вдоль склонов по ущелью на дальних расстояниях и каждый двор и усадьба должно было иметь свое защитное ограждение и маленький дворик для скота как защита от внешних угроз хищников леса, и.т.п. И поэтому глагольной составляющей (гвара), при обращении в Адыгском языке нет, и это еще раз доказывает, что он не формировался в горно-вертикальной зоне Западного Кавказа. И эти специфичные отличия в характере местностей и особенностей поселений абхазо-абазинских и адыгских обществ демонстрируются множеством серьезных источников. Имеется также и старинные генуэзские и другие карты, на которых выделяется побережье зихов под названием джикае и при этом их территорию не относят к Черкесии в северном предгорье, не сливая их в одно с адыгскими плеиенами под общим названием черкесы. То есть когда северное предгорье имело название Черкесия, существовала береговая зихия со своим названием и не вкоем случае не относимая к общему иноназванию всех адыгских племен того переиода черкесов и Черкесии. А из выше приведенных генузских нотариальных актов Перы и Кафы были рабы Зихийцы и рабы Черкесы.

Очень интерсными является карта тавриды 1786 года, где на побережье от начала гористой зоны Черноморского побережья Кавказа за Боспорским проливом и таманским полуостровом обозначаются Джихеты. Так на общеизвестном участке гористого побережья зихов,зигов, джигов, обозначены джихеты. Заметим не Черкесы, Адыги, Абхазы, а Джихеты. То есть это те самые Джиги, или Джигеты грузинских источников , которые были народом и общесивами абхазского корня и языка. В описании Колхиды Арканджело Ламберти он не относит Зихов к общему для всех адыгских племен на тот период иноназванию Черкесы.

ЛАМБЕРТИ, АРКАНДЖЕЛО

(1642 ?) «Описание Колхиды или Мингрелии» Перевод 1877 года

«В этих высоких горах живут очень дикие народы с таким множеством различных языков, что они друг друга вовсе не понимают. Страбон и другие писатели перечисляют всех; но ближайшие соседи Колхиды: сваны, абхазцы, аланы, черкесы, зихи, карачаевцы. Все они, хотя величают себя именем христиан, но ни по вере, ни по набожности ничего христианского у них совершенно не заметно.»

План лекції
Поняття, загальна характеристика та види злочинів проти громадського порядку та моральності
Дмитренко Г.А.
Дводненко Е.В., Кожевникова А.С., Петряева Н.И.
Неорієнтовані графи
Фінансова стратегія підприємств
Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи)
Глава 11. Заключительные положения
Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
Завершение работы. Рефлексия
Раздел 1. Невербальные поведенческие паттерны как предмет психологического исследования
Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
Обов’язки та права Депозитарної установи
Scilab-5.1.1. Работа в диалоговом режиме
Диалектика в системе методов философского познания мира
Тесты к теме № 8 «Инновационное предпринимательство»
Определение мест, занятых группами
FAN INITIATIVE LAUNCHED
Экономическая основа местного самоуправления
Білет № 4.
Тема 6. Правовое и противоправное поведение личности
Билет 7: Тактико-психологические особенности допроса свидетеля и потерпевшего. Психология допроса
Соотношение методологии юридической науки с философией науки и теорией государства и права.
Главная Страница