Опыт стран Восточной Европы и Вашингтонский консенсус

Опыт стран Восточной Европы и Вашингтонский консенсус

Вашингтонский консенсус был сформулирован в 1989 году как свод правил экономической политики для стран Латинской Америки. Документ имел целью обозначить отход этих стран от командной модели экономического развития 1960-1970-х годов и принятие ими принципов экономической политики, общих для большинства развитых государств. Речь шла о принципах, которые отражали общую позицию администрации США, МВФ и Всемирного банка. Особую роль в его судьбе сыграли бурные события в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Задачи, возникавшие в процессе трансформации плановых экономик в рыночные показались созвучными с теми, которые был призван решать Вашингтонский консенсус. «Вашингтонский консенсус» включает набор из 10 рекомендаций: 1)Поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета); 2)приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов; 3)снижение предельных ставок налогов; 4)либерализация финансовых рынков 6)свободный обменный курс национальной валюты; 7)либерализация внешней торговли; 8)снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; 9) приватизация; 10) дерегулирование экономики.

Осенью 1989 года рухнули все коммунистические режимы в Восточной Европе. Различные страны Восточной Европы пережили переход к рыночной экономике по-разному. Динамика реального ВВП в процентах от 1989 года:

Болгария Венгрия Латвия Польша Россия Украина Чехия
62,8 90,4 56,8 111,8 52,2 38,3 95,8
95,2 60,3 38,8 97,1

Нам интересен прежде всего опыт Польши, где шоковая терапия прошла успешна. Польша 10 лет жила в обстановке конфликта между властью и “Солидарностью”, власти пытались проводить умеренно-реформаторскую политику, но без особых успехов. Наконец, в 1989 коммунистическое правительство М. Раковского пошло на полную либерализацию цен, взяв на себя ответственность за скачок инфляции. Через два месяца “Солидарность” победила на выборах и с января 1990 правительство Мазовецкого – Бальцеровича провело радикальную реформу. Основные меры: сокращение субсидий, бюджетного дефицита и денежной эмиссии; либерализация цен внешней торговли и введение конвертируемости злотого; повышение ставки по кредитам с соответствии с ожидаемым ростом цен (январь 1990 – 40%/мес., февраль – 20%); повышение в среднем в 11 раз стоимости основных фондов (национальный дивиденд – 32%); контроль за заработной платой – компенсация работникам 20% роста цен, в феврале-апреле – 3%; стимулы к приватизации. Важность польского примера: в короткие сроки был преодолен дефицит, потребительский рынок насытился. Был сбалансирован бюджет. Волну гиперинфляции удалось сбить в 3 месяца. Отрицательные эффекты – спад производства, падение реальных доходов населения, рост безработицы, но прекратились забастовки и борьба правительства с профсоюзами.

Программа «500 дней».

Программа 500 дней (Шаталин, Явлинский) - непринятая программа перехода к рыночной экономике для преодоления кризиса 1990г. с задачей: «взять у государства и отдать людям».

Предложения: 1) приватизация гос. собственности; 2) децентрализация управления экономикой; 3) предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе Горбачёва и Ельцина, программа предложена Шаталиным. Основные пункты программы «500 дней» повторяют программу Бальцеровича (1989 г.) для быстрого разгосударствления социалистической экономики Польши.

К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект - «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.

Этапы: 1) 1-ый этап (100 дней) - приватизация жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. 2) 2-ой этап (100-250 дни) - либерализация цен. 3) 3-ий этап (250-400 дни) - стабилизация рынка. 4) 4-ый этап (400500 дни) - начало подъёма.

План действий последнего правительства СССР (3103)

План действий правительства Гайдара

Ядро группы единомышлинников ("команды Гайдара") составляли Александр Шохин , Алексей Головков , Анатолий Чубайс , Андрей Нечаев .
В конце ноября 1991 г. Гайдар изложил план первоочередных действий Российского правительства по стабилизации экономического положения: стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе, "отпуская" цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики. При этом Гайдар выразил надежду, что в результате проводимых правительством мероприятий к концу года рост цен замедлится до нескольких процентов в месяц, курс рубля стабилизируется, возникнут "объективные предпосылки" для притока в экономику России иностранных инвестиций.
Однако приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 г. Либерализация цен сразу привела к заметному ухудшению материального положени населения. В средствах массовой информации стали появляться призывы к смещению правительства, поддержанные некоторыми видными политическими деятелями (включая вице-президента Александра Руцкого и Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова).

Дополнительно инф-ия из учебника:
Когда затем в ноябре 1991 г. в Правительство России вошел Е.Т. Гайдар, он как бы демонстративно игнорировал призывы к тому, чтобы представить программу: дескать, уже напрограммировали достаточно. Начиная с сентября команда Гайдара в Архангельском, работавшая на 15-й даче (команда "500 дней" работала там же на 6-й даче), готовила сразу тексты указов, законов, постановлений. Кроме них было только два кратких документа: "Стратегия России в переходный период" и "Ближайшие экономические перспективы России".

Как пишут сами авторы этих документов, программа Гайдара даже по форме принципиально отличалась от других: она была «не гладким единым текстом, как бы предназначенным для издания книжечкой и вдумчивого неторопливого чтения, а набором отдельных документов (важнейшим из которых был концептуальный материал «Стратегия России в переходный период»), законопроектов, инструкций, расчетов и пояснительных записок к ним»*.
* Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998. С. 80–81.

Первый названный документ был скорее не программой реформ, а программой национальной государственности России. Она определяла курс на экономическую независимость России при "мягком" политическом союзе. Это было нечто принципиально отличное от идеи экономического союза.
Второй документ по сути констатировал, что экономическую политику ближайшей перспективы определяет не идеальный замысел реформаторов, а сочетание трех кризисов, оставленных России в наследство от рухнувшей экономики Советского Союза:
• инфляционного (крупные макроэкономические диспропорции проявляются в ускоряющейся открытой инфляции и остром дефиците на всех товарных рынках);
• платежного (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны);
• системного (утрата органами государственной власти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки)*.
* Экономика переходного периода. С. 101–102.

Тем не менее, когда к лету 1992 г. была подготовлена с активным участием Гайдара Программа углубления экономических реформ, он с удовлетворением прихлопнул ладонью по толстому тому: теперь никто не скажет, что у нас нет программы.
Но это было уже другое время. Рыночные реформы осуществлялись полным ходом.
Таким образом, формирование программы реформ по сути завершилось составлением нескольких независимо разработанных вариантов (мартовская (1990 г.) программа Рыжкова, D-day, "500 дней"), каждый из которых признавал неизбежность в сложившихся условиях шоковой терапии, big bang, или радикального варианта. Его-то и реализовал Гайдар.

refaoav.ostref.ru referatssc.nugaspb.ru referatqnk.nugaspb.ru referatvir.nugaspb.ru Главная Страница