Социальная групповая работа.

Как отмечает X. Филлипс (1957), "отличи­тельная особенность метода групповой рабо­ты состоит в том, что акцент делается на вза­имоотношениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с процессом вза­имодействия между членами группы, сознательно стимулируемым и направляемым социальным работником".

Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда школы социальной работы создали учебную программу, охватывающую различные методы (работу по решению проблем индивидов и семей, групповую работу и общинную организацию). Студенты, обучающиеся социальной работе, специализировались по одному из этих методов; с этим расчетом были составлены и программы. Эти традиционные формы социальной работы широко практикуются там, где есть сеттльмент-центры, еврейские центры, центры Ассоциации юношей-христиан, а также в агентствах по обслуживанию семей и детей, исправительных учреждениях, больницах, общественных благотворительных агентствах, психиатрических клиниках и муниципальных школах.

Как говорит Г. Вильсон (1976), "исторически большинство организаций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные группы) в качестве единицы дли оказания услуг, ставили своей целью: 1) изменить социальные условия жизни бедных, 2) создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут развить демократические, социальные и моральные качества и 3) дать людям возможность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".

Г. Вильсон считает, что эти агентства "сосредоточивают свое внимание на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания которых были люди, пытались помочь конкретным лицам независимо от того, какие у ник проблемы, в то время как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказывали помощь людям с конкретными проблемами". Сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в центре внимания которых находятся проблемы.

Практический работник рассматривался по отношению к клиентам как работник, а не как руководитель или помощник. Термин "руководитель" (лидер) пришел из юношеских клубов и организаций бойскаутов, а термин "помощник" — из области гуманистической психологии. Работник не руководил группой. Он скорее "создавал возможности", в его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выработать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на развитие демократических групповых норм. Работник начинал с "того, что делала группа до него", и, по мере того как со временем группа развивалась, за­нимал все менее заметное место. Иногда ра­ботники были советчиками. Они направляли внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помо­гали им предпринимать необходимые соци­альные действия. Иногда работники выступа­ли в роли маклеров и отсылали людей с конкретными потребностями к другим источ­никам, которые имелись в общинах. Как сви­детельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопо­мощь и заботу об общем благе. Суть социаль­ной групповой работы хорошо передает Ш.Лэнг (1979 b):

"В социальной работе основное направле­ние в практической работе с группой, которая выдержала проверку временем и просущест­вовала более пятидесяти лет, предполагает использование социальной группы как вспо­могательной формы работы, в которой разре­шаются и поощряются естественные процессы социального взаимодействия... Такое взаимодействие рассматривается как... сред­ство для осуществления... общих целей. Она (группа) не подвергается никакому, даже са­мому скромному, критическому анализу, кроме, возможно, тех случаев, когда та или иная проблема во взаимодействии мешает прогрессу на пути осуществления целей, а другие средства, обеспечивающие движение вперед, оказываются неэффективными. В такой ситуации социальный работник может привлечь внимание членов группы к данному процессу в надежде, что осознание и обсуждение того, что мешает или приводит к обрат­ным результатам, может помочь членам группы преодолеть трудности".

Хотя традиционная социальная группо­вая работа очень часто и была психотерапией для членов группы, она все же не являлась психотерапией как таковой.

Групповая психотерапия.

Сущест­вует много разновидностей групповой терапии. Вообще практический работник использует взаимодействие участников в первую очередь для целей диагностики и как средство получения материала для анализа. Развитие группы обычно игнорируется. Практический работник является экспертом, и, как таковой, он сохраняет ведущее поло­жение в процессе оказания помощи. Он спо­собствует интуитивному пониманию скрытой психодинамики каждой стороны, участвую­щей в любом конкретном непосредственном контакте. Н. Лэнг (1979 Ь) предлагает очень важную формулировку дифференцирован­ного использования группы работником, про­водящим психотерапию: "Использование группы варьируется от подходов, которые полностью игнорируют использование групп в любом смысле... до тех подходов, которые рассматривают развитую контактную группу только как необходимое условие для психоте­рапевтических процедур или как средство развития процессов взаимодействия, состав­ляющих существенную основу для анализа в рамках психотерапии... характеризуют и интерпретируют взаимодействия участников только как показатели коллективных группо­вых процессов... ориентированы на проведе­ние группового психоанализа... Почти во всех приемах групповой психотерапии объектом внимания является отдельный человек и его лечение".

При групповой работе каждый участник группы имеет свою индивидуальную цель, а у практического работника такая цель есть для каждого участника. Члены группы начи­нают работать как незнакомые друг другу лю­ди и в большинстве случаев такими и остают­ся, хотя со временем они больше узнают о себе и о своих партнерах по группе. Психотера­певты часто предостерегают участников от общения друг с другом вне группы, так как это может нарушить психотерапевтический про­цесс.

Как указывает И. Ялом (1975), "группо­вая психотерапия является в высшей степени индивидуализированным процессом. Каж­дый пациент включается в группу, участвует в ее работе, использует ее и воспринимает ее абсолютно индивидуально. Прекращение психотерапевтического лечения также осу­ществляется в абсолютно индивидуальном порядке". При проведении психотерапии многие социальные работники не используют группу вообще. Давая обзор литературы о ро­ли групп за пятнадцатилетний период, X. Левинсон в сборнике "Социальная работа" обна­руживает, что в 90% случаев ориентация делается на лечение отдельных людей и неиз­менно игнорируются потенциальные воз­можности группового процесса.

Интересно, что само слово "психотера­пия" несет в себе оттенок престижности. Сло­во "психотерапия" имеет определенную при­влекательность. Возможно, некоторые социальные работники предпочитают назы­ваться "психотерапевтами", потому что это звание связывает их с психологами и психи­атрами и отделяет от сферы социальной бла­готворительности и бедных. Иными словами, они, возможно, предпочли бы, чтобы их считали психотерапевтами из-за большого объе­ма работы в центрах психического здоровья (читай: психических заболеваний), которы­ми обычно руководят специалисты другого профиля. Возможно, вывеска "психотерапия" делает услугу более ходовой. Психотерапия становится необходимостью, а не роскошью, и люди стали более охотно платить за такую услугу, особенно по той причине, что "движе­ние роста" сняло налет позора с попытки мно­гих взрослых людей получить персональную помощь психиатра. Эта рыночная привлека­тельность и "профессиональный" статус спо­собствовали более широкому применению экспрессивных методов психотерапии, на­пример музыки, танцев, поэзии, которые со­циальными групповыми работниками стали рассматриваться как программные виды дея­тельности.

Наряду с программой по борьбе с бедно­стью, движением в защиту гражданских прав и работой по поиску альтернативного жиз­ненного стиля и форм общения групповая ра­бота тоже приобрела форму движения. Очень часто это движение рассматривали как "пси­хотерапию для здоровых людей" или, более точно, как "группы роста". В период между 1969—1974 гг., по некоторым оценкам, 5 млн человек в США принимали участие в дея­тельности той или иной формы групповой психотерапии, таких, как группы социально­го общения, группы тренировки, Т-группы (встречи для свободного и откровенного обме­на мнениями в узком кругу), группы психо­терапии, группы совершенствования лично­сти, сеансы длительной психотерапии и т. д. Хотя эти группы роста часто имели психоте­рапевтическую направленность, сами по себе они не являлись психотерапией. Они не со­здавали обстановки непосредственного кон­такта в группе в тот момент, когда преоблада­ющим было чувство отчужденности.

Как групповая психотерапия, так и груп­пы встреч в основном были нацелены на взрослых людей из среднего класса. К сожа­лению, различия между ними были нечетки­ми. Групповая психотерапия представляет собой метод плодотворного лечения, требую­щий от практических работников серьезной профессиональной подготовки. Однако рас­пространенность "движения встреч" создава­ла впечатление, что для руководства им необ­ходима лишь незначительная тренировка. Многие необученные "мессии", вооруженные набором упражнений и евангелическим рве­нием, имели множество последователей. Разумеется, ни группы встреч, ни групповую психотерапию нельзя считать социальной работой, хотя психотерапия и может быть содержанием социальной работы с группами.

Запорная арматура — виды и эксплуатация
Расчёт режимов при растачивании (придание отверстию правильной формы)
Завдання вивчення психології у вищій технічній школі
Проблемы и этапы оценки персонала
Основні поняття
Маркетинговая среда и ее структура (по Котлеру) (дать схему).
Этапы развития Киевской Руси 86 страница
Інтерференція світла від двох когерентних джерел.
Некоторые указания к молитве
Тема 23. Развитие самооценки и образа «Я» в дошкольном возрасте
Вы за пределами пространства и времени. Вопрос: Вы всё время говорите, что я никогда не рождался и никогда не умру
Зв’язок хімії з іншими природничими науками
Почему мы сопротивляемся познанию?
Та молочних продуктів
Тема: «Опухоли костей у детей. Злокачественные опухоли».
Умови безпечного знаходження на льоду. Засоби допомоги людині, що потрапила в ополонку.
Глава 8. Война Рас Лас Пхаланкса.
Виховні завдання
Види соціальної допомоги сім'ям з дітьми.
What can you do?
Перечень практических заданий по русскому языку
Post-reading
Задача 9.1
Главная Страница