Источники правового регулирования административного процесса

В отличие от многих зарубежных государств (Италия, ФРГ, США), в Российской Федерации отсутствует комплексное регулирование административного процесса.

Универсальным законом, регулирующем вопросы административного процесса, следует считать Федеральный закон от 2.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»

Отдельные производства урегулированы в специальных законах (КоАП РФ, законы о лицензировании и т.д.), а также в подзаконных актах (Приказ МВД о регистрации автотранспорта и т.д.)

(должен быть текст – пока нет звуковой лекции)

Виды административных производств, которые установлены в рамках административного процесса.

Говоря про виды административных производств, прежде всего, нужно сказать, что некоторые административные производства встроены в систему других более общих и комплексно регламентированных юридических процессов (например, уголовный процесс – первая часть, которая касается предварительного следствие, имеет административную природу, т. к. там чаще всего речь идет об органе исполнительной власти, если исключить прокуратуру) à

1. Самостоятельные административные производства (далее говорим о них)

2. производства, встроенные в систему других юридических процессов (о них мы говорить не будем).

Мы будем следовать следующему разделению отношений на

1) Взаимоотношения, связанные с взаимодействием государственных органов и частных лиц

2) Взаимоотношения внутри государственного аппарата.

Внутри каждой из этих групп будем говорить об определенных различиях между видами административных производств.

Что касается нашего главного предмета изучения – административных производств с участием частных лиц, то они делятся на – Административно-процедурные(не связаны с принудительным применением норм права, с привлечением к ответственности, т. е. не связаны с разрешением каких-либо юридических конфликтов. Они охватывают ту часть административных производств, которые не связаны с административной юрисдикцией.) и административно-юрисдикционные (соответственно, связаны с вышеуказанным)

С точки зрения материального права, главное различие между ними - это презюмируемое отсутствие/наличие юридического конфликта, инициирование процедуры частным лицом/государственным органом, и распределение бремени доказывания. Так, если говорить об административно-юрисдикционных производствах, то когда гражданин привлекается к административной ответственности, он может в целом не возражать против того, что его привлекают к ответственности. Но для целей регулирования производства в такой ситуации все равно наличие некоторого конфликта предполагается и в этом отношении можно говорить, что в целом ситуация привлечения к ответственности по природе своей конфликта. Соответственно, в административно-процедурных производствах юридически значимый конфликт не предполагается.

Если же говорить с точки зрения процедурных особенностей

административно-процедурные

· Инициируются гражданином (например, гражданин, который хочет зарегистрировать какое-то право, обращается в регистрирующий орган с заявлением, в котором просит зарегистрировать это право. В этой ситуации обязанность гражданина обратиться в государственный орган может существовать, но она будет существовать как материально-правовая обязанность, а процедурно инициатором выступает именно гражданин, который начинает административное производство подачей соответствующего заявления)

· Частное лицо должно доказать наличие тех юридически значимых обстоятельств, которые позволят государственному органу принять требуемое от него решение

административно-юрисдикционные

· Как правило, инициируются не гражданином (едва ли человек в здравом уме и твердой памяти придет и скажет: “привлеките меня к ответственности”). Соответственно, предполагается, что инициатива исходит от государственного органа).

· На государственном органе лежит бремя доказывания (например, совершения административного правонарушения)

Если говорить о видах административных производств более подробно и следовать их разделению на административно-процедурные и административно-юрисдикционные, то можно выделить следующие группы производств

  • Административно-процедурные
  • ü оказания государственных услуг

    ü управления государственным имуществом (напр., приватизации)

    ü часть контрольно-надзорных производств (таких как

    а) регистрационные производства

    б) разрешительные производства

    (С точки зрения материального права здесь есть некая смешанность, потому что в отношении принципов деятельности по оказания государственных услуг и принципов контрольно-надзорной деятельности есть большая разница, они регулируются в законодательстве по-разному, но процедурно сам механизм их осуществления (по инициативе частного лица) позволяет объединить, например, регистрационное или разрешительное производство с производством по оказанию государственных услуг)

    2. Административно-юрисдикционные производства:

    ü целый ряд контрольных производств, связанных с проведением контрольно-надзорных проверок (пожарных, санитарных и т. д.)

    ü производства обеспечительного характера (в том числе производство о применении мер обеспечения в рамках производства по делам об административных правонарушениях)

    ü производство по привлечению к административной ответственности

    3. Производство по жалобам граждан - стоит особняком, его сложно классифицировать и отнести как в административно-процедурные, так и в административно-юрисдикционные производства: С одной стороны оно ближе к административно-процедурным производствам, т. к. возбуждается оно по инициативе гражданина (гражданин подает жалобу и с этого начинается производство), и даже распределение бремени доказывания ближе к административно-процедурным производствам, но здесь есть очевидный юридический конфликт (гражданин в споре с государственным органом пытается добиться помощи и поддержки у вышестоящего органа исполнительной власти), и в этом отношении административно-процедурным такое производство считать никак нельзя.

    Контроль і ревізія грошових коштів у касі
    Биологическая цивилизация Александра Мирера. http://old.computerra.ru/own/cathedra/734438/
    ФОРМИ ВПЛИВУ ВЧИТЕЛЯ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ НА УЧНІВ В ПРОЦЕСІ ПЕДАГОГІЧНОГО СПІЛКУВАННЯ
    Естествознание на пороге XXI в.
    Приклади оформлення анотацій до предметів
    Послідовність та особливості вивчення нумерації чисел 101 – 1000
    Основные операции мышления и их характеристика.
    Обработка и оценка результатов испытаний
    Відповідальність за порушення податкового законодавства
    Сирітство та бездоглядність як соціальні явища
    Прекращение права частной собственности на земельные участки
    Механизм формирования политической элиты
    Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
    Раздел 2. Действия сотрудников правоохранительных органов
    Сказка о странствиях принца Леона
    Другие названия: крушина ломкая, сорочьи ягоды, крушинник
    Понятие прекращения уголовного дела
    Основи організації розрахунків
    Результаты исследования влияния параметров рабочего органа на процесс высева
    Научно-информативный стиль речи
    Види надзвичайних ситуацій та їх класифікація.
    Дослідження феномену самоорганізації у працях видатних вчених
    Ритуальная игра и новая мировая религия
    Главная Страница