Беседа по картине (продолжение)

— Что в картине подтверждает, что В.А. Тропинин создал новый жанр — портрет? (Художник изобразил кружевницу так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом.)

— Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создаёт?

5. Составление плана сочинения

— Итак, мы многое узнали о художнике) его картинах, о ре­месле кружевоплетения в России. С рассказа об этом мы начнём наше сочинение. О чём следует написать дальше? (О красках, которые использовал художник.)

— Что мы будем описывать после этого? (Саму кружевницу.)

— На какие детали следует обратить внимание при её опи­сании? (Налицо, взгляд, волосы, светлую одежду, пальцы, также нужно описать труд девушки.)

— Какими синонимами можно заменить слово девушка? (Кру­жевница, мастерица, работница, труженица.)

Примерный план

1. Творчество портретиста В.А. Тропинина.

2. Колорит картины.

3. Образ девушки: её лицо, взгляд, волосы.

4. Руки кружевницы.

5. Одежда работницы.

6. Труд мастерицы.

Словарная работа

(Работа в группах по карточкам.)

— Выберите тот вариант цветовой гаммы, который наиболее подходит к данной картине.

Краски тёплые Краски холодные
Тона спокойные, гармоничные Тона кричащие, привлекающие
Нет резких контрастов внимание
Используются мягкие золотисто- Используется приём контраста
коричневые тона Яркие тона

- Какой вариант вы выбрали? Как это влияет на настроение, которое создаёт картина?

— Опишите кружевницу. Какие эпитеты вы используете?

— Обратите внимание на руки мастерицы.

— Опишите одежду труженицы. (У неё простое, но чистое, ак­куратное платье. На плечи наброшена косынка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Написание сочинения на черновике.)

VIII. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С творчеством какого художника вы познакомились сего­дня на уроке?

— Какие его картины вам запомнились?

— Что означает слово портрет в живописи? (Изображение че­ловека на картине.)

— Как называют художника, работающего в жанре портрета? (Портретист.)

— В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста?

Домашнее задание

Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами В.А. Тропинина. Записать в словарик слово портрет, составить с ним пред­ложение.

Тема: Контрольный диктант № 2 по теме «Падежные окончания имён существительных »

Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Правопи­сание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре­флексия способов и условий действия, контроль и оценка про­цесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попро­сили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вы­везти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выко­пать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание

1. Выписать по одному словосочетанию с именами сущест­вительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания сущест­вительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.

4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3) Радость, шаг, один, печаль.

(Можно использовать сборник диктантов и проверочных ра­бот: контрольные диктанты (с. 186—187).)

Главная Страница