Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам

Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание данной помощи малоимущим гражданам в денежной и натуральной формах. Денежные выплаты могут расходоваться получателями в соответствии с теми целями, на которые они предоставлены.

Различаются следующие формы оказания социальной помощи:

♦ денежные выплаты, предоставляемые в виде социальных пособий, субсидий и других выплат;

♦ натуральная помощь, оказываемая в виде топлива, продуктов питания, одежды, обуви и др.

Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Эти пособия характеризуются следующими признаками: а) безвозмездностью; б) фиксированным размером.

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующие бюджеты, за счет средств которых они выплачивались. Получатели пособий могут расходовать их по своему усмотрению. Это является их правом.

В Законе о государственной социальной помощи нет указания на конкретный размер выплаты пособий, однако установлен предельный размер этого вида социальной помощи. Его размер малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством самого субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и среднедушевым доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер пособия и его сумма не могут превышать минимального прожиточного минимума.

Закон о государственной социальной помощи конкретно определяет финансовые источники выплаты – это средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому во многих регионах страны происходит развитие собственного (регионального) законодательства об этом виде социального oбeспечения.

Под социальной субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых материальных благ или оказываемых услуг. Одним из признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определенной целью, поэтому они не могут расходовать их по своему усмотрению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг[258]. Субсидии предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может предоставляться и в натуральной форме . На практике часто получается так, что денежных средств в местном бюджете нет или их недостаточно. В таких случаях местные органы власти, как правило, всегда имеют возможность помочь нуждающимся топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т. п. Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать эту помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако для названной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь. Данное обстоятельство имеет большое значение в условиях высокого дефицита бюджетов всех уровней. Вследствие этого малоимущие граждане могут остаться без каких-либо видов социальной помощи в силу того, что государственные органы будут (или могут) ссылаться на нехватку денежных средств, например в местном бюджете.

В целях улучшения положения малообеспеченных групп населения могут также привлекаться дополнительные средства – предприятий, организаций и учреждений.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и среднедушевым доходом членов нуждающейся малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина. При наличии достаточных средств в бюджете субъекты Российской Федерации могут устанавливать размеры социальной помощи.

Единовременная государственная социальная помощь в различных формах (видах) оказывается малоимущей семье, малоимущему, одиноко проживающему гражданину в чрезвычайно трудной жизненной ситуации и в связи с ней (крайней нуждаемостью). Следует отметить, что такие основания для предоставления социальной помощи, как «трудная жизненная ситуация» и «нуждаемость», в законах о социальной помощи и прожиточном минимуме в Российской Федерации в качестве новых дефиниций не закреплены. Поэтому на практике зачастую возникают сложности в толковании данных понятий. Полагаем, что в таком случае было бы уместно применить аналогию закона. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дается понятие трудной жизненной ситуации: это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.). Этот перечень можно было бы предложить органам социальной защиты населения в качестве критерия, которым они могли бы руководствоваться при оказании государственной социальной помощи. Полагаем, что этот перечень желательно закрепить в законе о социальной помощи. Что касается понятия «нуждаемость» как основания для оказания государственной социальной помощи, то его можно было бы также определить в виде правовой нормы следующего содержания: нуждаемость – это материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина ниже величины прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации, по не зависящим от него причинам. Наличие такого критерия в качестве основания для предоставления государственной социальной помощи, закрепленного в правовой норме, также существенно упростило бы применение законодательства по данному виду социального обеспечения.

В соответствии со ст. 8 Закона о социальной помощи такая помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания) малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на основании их (его) заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина). В нем заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

В случае необходимости представленные заявителем сведения могут быть дополнительно проверены путем обследования, проводимого органами социальной защиты населения. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. Таким образом, в соответствии с законом у россиян, находящихся за чертой бедности, появилась формальная возможность ее получения.

Такая упрощенная процедура облегчает реализацию гражданином (семьей) права на получение государственной социальной помощи. Решение о назначении социальной помощи (или об отказе в ее назначении) органы социальной защиты населения направляют в письменной форме заявителю по месту жительства не позднее чем через 10 дней после обращения и представления им необходимых документов. Окончательный ответ должен быть дан не позднее 30 дней после подачи заявления.

Об изменениях (в составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе), являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания заявитель обязан известить органы социальной защиты населения в течение двух недель со дня указанных изменений. В противном случае он может быть лишен этого права. Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд.

Отказ в предоставлении государственной социальной помощи не является препятствием для подачи заявления во второй раз в тех случаях, когда малоимущий, одиноко проживающий гражданин или малоимущая семья будет в ней нуждаться.

Как отмечалось, социальная помощь носит временный характер. Максимальный период времени в законе не указан. Это позволяет считать, что получателями государственной социальной помощи они будут до тех пор, пока не исчезнут установленные в законе основания ее выдачи.

udh.deutsch-service.ru refampv.ostref.ru population.upsref.ru referatsth.nugaspb.ru Главная Страница