Моделирование и виды моделей в спорте.

Эффективное управление тренировочным процессом связано с использованием различных моделей. Под моделью принято понимать образец того или иного объекта, процесса, явления.

Модели, используемые в спорте, делятся на две основные группы. В первую группу входят: 1) модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности; 2) модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена; 3) морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства.

Вторая группа моделей охватывает: 1) модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане;2) модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки, а также годичных циклов, периодов, этапов; 3) модели мезо- и микроциклов;4) модели тренировочных занятий и их частей; 5) модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.

Модели, используемые в практике тренировочной и соревновательной деятельности, могут быть разделены на три уровня: обобщённые, групповые и индивидуальные.

Обобщённые модели отражают характеристику объекта или процесса, выявленную на основе исследования относительно большой группы спортсменов определённого пола, возраста и квалификации. Модели этого уровня носят общеориентирующий характер и отражают наиболее общие закономерности тренировочной и соревновательной деятельности.

Групповые модели строятся на основе изучения, конкретной совокупности спортсменов (или команды), отличающихся специфическими признаками в рамках того или иного вида спорта. Примером могут служить модели технико-тактических действий «пятёрок» в хоккее, модели соревновательной деятельности борцов или пловцов.

Индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного исследования и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности отдельного спортсмена, его реакции на нагрузки и т. п.

44. Характеристика и значение внетренировочных и внесоревновательных средств спортивной подготовки.

Система внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена включает специальные меры по ускорению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок (спортивно-реабилитационные факторы) специализированные гигиенические, психогигиенические, физиотерапевтические и другие процедуры, специализированное питание, витаминизация), специальные факторы, используемые для усиления либо дополнения эффекта тренировочных нагрузок (естественные и создаваемые искусственно факторы внешней среды, дополнительные биологические средства повышения спортивной работоспособности)

В современной системе восстановления спортсменов условно выделяют педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства.

• К педагогическим средствам восстановления относят использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т. д.Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов.

• Гигиена. Рациональный суточный режим, личная гигиена, закаливание, специализированное питание, планирование подготовки с учетом биоритмов, профилактика травм, реабилитационные мероприятия после травм и заболеваний.

• К медико-биологическим средствам восстановления относятся: рациональное питание, кислородный коктейль, физио и гидротерапия, различные виды массажа, бани (сауны), игловоздействие,фармакологические препараты и витамины.

• С помощью психических воздействий удаётся быстро снизить нервно-психическую напряжённость, быстрее восстановить затраченную нервную энергию. К важнейшим средствам восстановления относятся: аутогенная тренировка. Внушённый сон-отдых, самовнушение, видеопсихическое воздействие.

Цель:

Восстановление и стимуляции специальной работоспособности спортсмена.

45.Условия жизни спортсмена и их влияние на эффективность спортивной подготовки.

Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма и способствует повышению спортивной работоспособности. Это объясняется тем, что при правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм деятельности организма, в результате чего спортсмен может наиболее эффективно в определенное время совершать различные виды работ.

В суточном режиме следует устанавливать и строго придерживаться определенного времени для приема пищи, что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению.

В распорядке дня необходимо предусмотреть также оптимальную продолжительность активного и пассивного отдыха, которая способствовала бы более быстрому восстановлению работоспособности. При двухразовых

тренировках в день желательно в периоды отдыха между ними применять различные восстановительные средства (массаж, гидропроцедуры и др.).

Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Он основной и ничем не заменимый вид отдыха. Сон способствует сохранению здоровья и высокой спортивной работоспособности.

Суточный режим при подготовке к наиболее ответственным соревнованиям составляется с учетом сроков их проведения (день недели, часы выступлений, разница во времени). При этом важно спланировать тренировочный процесс и распорядок дай таким образом, чтобы наивысший подъем работоспособности приходился как раз на те дни и часы, в которые будут проходить выступления спортсменов.

К вредным привычкам относят курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков. Они оказывают пагубное влияние на здоровье и снижают работоспособность. У спортсменов помимо этого вредные привычки замедляют рост спортивных результатов и поэтому справедливо рассматриваются как разрушители

тренированности. Они не совместимы со спортивным режимом.

46. Основы рационального питания спортсменов.

1. Рацион питания спортсмена должен соответствовать его энергетическим затратам в данный момент времени.

2. Питание должно быть сбалансированным, то есть содержать все необходимые питательные вещества (белки, липиды, углеводы, витамины, минеральные соли, биологически активные вещества) в необходимых пропорциях.

3. Питание должно содержать продукты как животного, так и растительного происхождения.

4. Пища должна легко и хорошо усваиваться организмом.

Весьма важной для спортивного питания является кулинарная обработка пищи. Особое внимание здесь должно уделяться максимальному сохранению естественных свойств продуктов и их разнообразию.

Обычный режим питания подразумевает трехразовый прием пищи, однако для высококвалифицированных спортсменов предпочтительно 4-х или 5-разовое питание.

Энергетическая ценность рациона питания должна соответствовать энергетическим затратам спортсмена, которые в свою очередь определяются возрастом, полом, спортивным стажем и квалификацией. В период нагрузок максимальной и субмаксимальной силы энергоснабжение организма осуществляется в основном за счет углеводов.

Питьевой режим спортсмена должен регулироваться в зависимости от характера тренировок, пищи, климатических условий. Количество воды в суточном рационе в норме должно быть 2-2,5 литра, включая супы, чай, кофе, молоко и пр.

Калорийность суточного рациона спортсмена зависит от характера тренировки и величины нагрузки (с учётом объёма и интенсивности).

47. Основы научно – методического обеспечения подготовки спортсменов.

Основным содержанием научно-методического обеспечения является научное обоснование организационно-методической концепции подготовки спортсменов высокой квалификации, направленной на оптимизацию тренировочного процесса на основе совершенствования системы управления подготовкой.

Основные задания научно-методического обеспечения подготовки следующие:

• Прогнозирование спортивных достижений, выступлений отдельных спортсменов, команд и определение соотношения сил основных соперников;

• Разработка модельных характеристик структуры подготовленности и соревновательной деятельности;

• Совершенствование критериев отбора кандидатов в сборные команды;

• Планирования тренировочного процесса, начиная от отдельных занятий и заканчивая построением многолетней тренировки;

• Осуществление комплексного контроля и оценка уровня специальной подготовленности (технико-тактической, физической, психической, функциональной), разработка индивидуальных рекомендаций и коррекции тренировочных программ;

• Обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических условий и психологического климата в тренировке и соревнованиях;

• Совершенствование организационных, методических и материально-технических основ подготовки.

• Контроль за состоянием спортсмена и разработки новых средств и методов тренировки;

• Организация процесса восстановления и работоспособности.

Главная Страница