Валютная система и валютный контроль в национальной экономике

Валютная система Беларуси является составной частью на­циональной денежной системы, представляет собой правовую форму организации валютных отношений в стране и регулиру­ется национальным законодательством в соответствии с требо­ваниями, правилами и нормами международного права. Ее структура соответствует принципам построения и включает все основные элементы валютных систем развитых стран мира.

Важнейшим элементом валютной системы Беларуси являет­ся национальная валюта — белорусский рубль. Он введен в об­ращение в 1992 г. первоначально в виде расчетных билетов На­ционального банка, которые не являлись денежными знаками и были выпущены в дополнение к советским (российским) руб­лям с целью защиты внутреннего потребительского рынка в от­вет на ограниченные поступления в республику наличных де­нег из Российской Федерации. В октябре 1994 г. единственным платежным средством на территории страны признан белорус­ский рубль, а в налично-денежном обороте — банкноты (расчет­ные билеты). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 1 января 2000 г. были введены в обращение банкно­ты Национального банка нового образца разного достоинства. С 1996 г. Национальный банк эмитирует металлические денеж­ные знаки — памятные монеты Республики Беларусь, которые являются законным платежным средством и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений. С ноября 2001 г. белорусский рубль соответствует правилам ограниченной конвертируемости валют.

В условиях открытого типа экономики ключевое значение в процессе достижения финансовой стабилизации и экономи­ческого роста принадлежит режиму валютного курса. Валют­ный курс — соотношение обмена денежных единиц разных стран, обусловленное их покупательной способностью и рядом других внешнеэкономических и политических факторов. Его можно определить как цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой страны. С 1993 г. официальный курс бело­русского рубля устанавливается Национальным банком по от­ношению к свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он фор­мируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим ино­странным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара СШA. В соответствии с номинальным курсом На­циональный банк устанавливает индекс реального курса бело­русского рубля к иностранной валюте. Данный индекс харак­теризует изменение за определенный период времени по отно­шению к базовому периоду номинального курса белорусского рубля к валюте страны — основного торгового партнера, скор­ректированное на соотношение темпов инфляции в Республике Беларусь и в данной стране. Используется прямая котировка белорусского рубля по отношению к иностранным валютам (курс единицы иностранной валюты выражен в белорусских рублях).

Важным элементом валютной системы являются валютные ограничения — система государственных мер, регламентиру­ющих порядок осуществления операций резидентов и нерези­дентов с валютными ценностями. Они вводятся в целях вырав­нивания и оптимизации платежного баланса Республики Бела­русь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

Золотовалютные резервы (ЗВР) – 7485,6 млрд. долл. на 1.11.2013 г. являются одним из клю­чевых элементов валютной системы. Международные резервы; Республики Беларусь — это высоколиквидные иностранные ак­тивы, состоящие из монетарного золота, специальных прав за­имствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ, а также валютных резервов, ко­торые могут быть оперативно использованы для проведения ин­тервенций Национального банка на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством импорта товаров и услуг, осуществления рас­четов по погашению и обслуживанию государственного внеш­него долга и т.д.

Валютная система регламентирует использование междуна­родных кредитных средств обращения и форм международных расчетов (документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод и др.), а также регулирует международную валютную ликвидность — способность страны обеспечивать своевремен­ное погашение своих внешних обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами, т.е. ее платежеспособность.1 Показателем международной валютной ликвидности является отношение ЗВР к стоимостному объему годового импорта то­варов и услуг, которое в республике на 01.01.2005 г. составило 0,6 месяца импорта, на 01.01.2011 г. — 1,6 месяца (на 01.07.2011 г. — 1,1. месяца) при минимальном необходимом объеме не менее 3 месяцев импорта.

В Беларуси регламентируется режим функционирования национального валютного рынка. Валютный рынок — струк­турная составляющая финансового рынка, совокупность отно­шений, возникающих на основе спроса и предложения по пово­ду покупки-продажи иностранных валют, сделок с валютными ценностями и валютных инвестиций. На внутреннем валютном рынке республики операции по купле-продаже валют прово­дятся в двух сегментах (биржевом — на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и внебиржевом — с банками), а также на рынке наличных валют.

Правовая база валютной системы и валютной политики государства закреплена в новой редакции Банковского кодекса РБ и Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе сформулировано понятие «ва­лютное регулирование», установлены порядок обращения, вла­дения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок осуществления валютных операций, порядок открытия резидентами и нерезидентами счетов, изложены их права и обя­занности, определены система органов валютного регулирова­ния и контроля, агенты валютного контроля и их полномочия.

Можно отметить, что в Беларуси сформирована и функцио­нирует валютная система, которая основана на современной правовой базе, способствует обеспечению экономической безо­пасности и устойчивому экономическому росту, а также актив­ной интеграции страны в мировую валютную систему.

Валютное регулирование и валютный контроль. В соответ­ствии с действующим законодательством валютное регулиро­вание — это деятельность государственных органов по установ­лению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Институциональная структура валютного регулирования Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь определяет систему орга­нов валютного регулирования и валютного контроля и прини­мает меры по осуществлению валютного регулирования в соот­ветствии с действующей Конституцией.

Органами валютного регулирования являются Совет Ми­нистров, который принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства Республики Бе­ларусь, и Национальный банк.

Органами валютного контроля являются:

Совет Министров Республики Беларусь — определяет компетенцию республиканских органов государственного уп­равления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского го­родского) исполнительных комитетов по вопросам выполнения ими функций агентов валютного контроля;

Национальный банк — осуществляет валютный контроль за совершением банками и НКФО валютных операций;

Комитет государственного контроля — на основании ин­формации, получаемой от иных органов и агентов валютного контроля, формирует базу данных, осуществляет контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля своих функций, а также координирует деятельность этих органов;

Государственный таможенный комитет — осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидента­ми и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

Агентами валютного контроля являются:

– органы государственного управления, республиканские органы государственного управления, областные (Минский го­родской) исполнительные комитеты — осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подчиненными (подве­домственными, входящими в состав) им юридическими лица­ми, индивидуальными предпринимателями выручки от экспор­та; представляют информацию об их внешнеэкономической деятельности; выявляют нарушения валютного законодательства;

– банки и НКФО, основные функции которых заключаются в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валют­ным операциям, и соответствием ее требованиям валютного за­конодательства, а также контроля за соответствием проводи­мых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; в получении документов, объяснений, спра­вок и сведений о проведении валютных операций;

– таможни (как агенты валютного контроля) производят та­моженное оформление экспортируемых и импортируемых то­варов, осуществляют контроль за оформлением документов и соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей, и другие функции.

Валютный контроль играет ведущую роль в системе мер, направленных на укрепление законодательной и финансовой дисциплины в сфере валютных отношений, развитие внутрен­него валютного рынка и наращивание золотовалютных резер­вов страны. Эффективная работа его механизмов возможна при взаимном и тесном сотрудничестве банков и таможенных орга­нов в процессе контроля внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, а также на основе нормативно-правовой базы, контролирующей движение экспортной выручки, и наде­ления агентов валютного контроля необходимым и достаточ­ным объемом полномочий.

Валютная политика Беларуси является одной из ключе­вых составляющих экономической политики государства, орга­нично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) политикой и призвана обеспечивать стабильность националь­ной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конку­рентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных ин­вестиций, наращивание золотовалютных резервов и повыше­ние международного рейтинга страны. Выбор инструментов и механизмов ее осуществления зависит от степени открытости экономики, темпов роста ВВП, характера проводимой денеж­но-кредитной и бюджетной политики, уровня развития фондо­вого рынка, структуры банковской системы, темпов инфляции, величины золотовалютных резервов, состояния платежного ба­ланса, условий развития бизнес-среды, конкуренции и других факторов.

Основными формами валютной политики являются:

– девизная политика — метод воздействия на курс нацио­нальной валюты в форме валютных интервенций центрального (Национального) банка;

– дисконтная политика — изменение учетной ставки цент­рального банка, направленное на регулирование валютного курса и плательного баланса, путем воздействия на динамику денежной массы, цен, кредитов и совокупного спроса;

– политика управления золотовалютными резервами по­средством оптимизации их состава и структуры с целью под­держания стабильности национальной валюты и осуществле­ния международных расчетов;

– режим валютных паритетов и валютных курсов (режим фиксированного и режим «плавающего» валютного курса);

– валютные ограничения и валютное регулирование, нап­равленные на поддержание курса национальной валюты и со­кращение оттока капитала из страны;

– политика валютного правления (валютное управление, ва­лютный совет, валютный комитет), предусматривающая эмис­сию наличных денег, которые по первому требованию конвер­тируются в иностранную валюту либо иные внешние активы;

– корректировка валютного курса (девальвация и реваль­вация);

– валютная интеграция посредством координации валют­ной политики с наднациональными механизмами валютного регулирования.

В рамках комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля Национальный банк в сентябре 2011 г. ввел новый порядок совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке, в соответствии с которым от­крылась дополнительная торговая сессия на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Курс покупки и продажи валюты на ней устанавливался по результатам фиксинга исходя из спроса и предложения. На основной торговой сессии осуще­ствлялись продажа банками валюты в счет обязательной прода­жи экспортной выручки (в рамках домицилирования) и покуп­ка банками иностранной валюты для оплаты лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также за поставлепные в республику природный газ и электроэнергию. Курсы иностранных валют на внебиржевом рынке, а также с участием населения устанавливались по курсу, который сложился по итогам дополнительной торговой сессии.

С 20 октября 2011 г. Национальный банк перешел на режим «управляемого плавания» курса национальной валюты. Меха­низм его применения реализовывается в процессе установления курса белорусского рубля по отношению к стоимости корзины иностранных валют по результатам фиксинга на основе спроса и предложения, складывающихся на единой торговой сессии на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Данный курс является официальным курсом Национального банка. Интер­венции последнего как в иностранной, так и в национальной ва­люте осуществляются исключительно для сглаживания отдель­ных колебаний курса белорусского рубля.

Режим «управляемого плавания» призван способствовать притоку иностранной валюты в страну и устранению негатив­ных факторов, препятствующих ее предложению на бирже (обя­зательная продажа части экспортной выручки субъектами хо­зяйствования по курсу ниже рыночного, устанавливаемому на основной торговой сессии и др.). Выбор данного режима обу­словлен значительной степенью открытости белорусской эконо­мики и зависимостью от изменений на мировых товарных и фи­нансовых рынках, а также волатильностыо курсов основных мировых валют. «Управляемое плавание» позволяет защищать экономику страны от негативного влияния внешних шоков.

Таким образом, повышение эффективности курсовой поли­тики как важнейшей составляющей валютной политики госу­дарства необходимо осуществлять в направлении более гибкого формирования обменного курса белорусского рубля (в рамках режима привязки к корзине иностранных валют) в соответ­ствии с ростом внутренней и внешней сбалансированности эко­номики. Гибкая курсовая политика позволит принимать превен­тивные, своевременные и адекватные меры но нивелированию влияний колебания курсов мировых валют на национальную экономику и создавать стабильные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

В ближайшей перспективе перед государством в области на­циональной валютной политики стоит задача не допустить сни­жения ЗВР и довести их до величины, составляющей 3 месяца импорта товаров и услуг, что обеспечит необходимый уровень внешнеэкономической безопасности страны. В целях активной интеграции в мировую экономическую систему прогнозируется смягчать и постепенно снимать валютные ограничения и обре­менения на операции текущего и капитального характера.

Представительство. Доверенность.
Вибір будівельних машин, механізмів і технологічного транспорту для комплексної механізації монтажних робіт
Стратегия сочетания ожидаемой ценности и величины риска
РЕВОЛЮЦІЙНІ ПОДІЇ ТА ГРОМАДЯНСЬКА ВІЙНА НА УКРАЇНІ (1917-1920 рр.)
Саморефлексия литературы, ирония, фантасмагория
Нападение на лиц или организации пользующиеся международной защитой ст.163 УК РК
Вартість капіталу, принципи її оцінки (11, 12, 13)
Характеристика звітності про виконання Державного бюджету України
Визначте причини та наслідки кризи світового господарства (1929 – 1933 рр.) та шляхи виходу з неї. Розкрийте сутність політики «Нового курсу» Ф.Д. Рузвельта.
Облигации с государственной гарантией и государственные облигации
Перечень хозяйственных операций
Исходя из 5 уровней регуляции существуют 5 видов нарушений.
СТРУКТУРА ТА ЗМІСТ КУРСОВОЇ РОБОТИ
Methods of shoe construction
Методологія і методика формування здорового способу життя
Как избежать грибных неприятностей
Земля в период возникновения жизни
Финансирование мероприятий по охране ОС.
Соотношение субъективного и объективного
Чинники та теорії економічного зростання.
Классификации ЧС, стадии развития ЧС.
НОВІ ТЕХНІЧНІ РІШЕННЯ, ПРИЙНЯТІ У ПРОЕКТІ
I. Священное Писание, или же Слово, есть Самою Божественною Истинною
Главная Страница