Валютная система и валютный контроль в национальной экономике

Валютная система Беларуси является составной частью на­циональной денежной системы, представляет собой правовую форму организации валютных отношений в стране и регулиру­ется национальным законодательством в соответствии с требо­ваниями, правилами и нормами международного права. Ее структура соответствует принципам построения и включает все основные элементы валютных систем развитых стран мира.

Важнейшим элементом валютной системы Беларуси являет­ся национальная валюта — белорусский рубль. Он введен в об­ращение в 1992 г. первоначально в виде расчетных билетов На­ционального банка, которые не являлись денежными знаками и были выпущены в дополнение к советским (российским) руб­лям с целью защиты внутреннего потребительского рынка в от­вет на ограниченные поступления в республику наличных де­нег из Российской Федерации. В октябре 1994 г. единственным платежным средством на территории страны признан белорус­ский рубль, а в налично-денежном обороте — банкноты (расчет­ные билеты). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 1 января 2000 г. были введены в обращение банкно­ты Национального банка нового образца разного достоинства. С 1996 г. Национальный банк эмитирует металлические денеж­ные знаки — памятные монеты Республики Беларусь, которые являются законным платежным средством и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений. С ноября 2001 г. белорусский рубль соответствует правилам ограниченной конвертируемости валют.

В условиях открытого типа экономики ключевое значение в процессе достижения финансовой стабилизации и экономи­ческого роста принадлежит режиму валютного курса. Валют­ный курс — соотношение обмена денежных единиц разных стран, обусловленное их покупательной способностью и рядом других внешнеэкономических и политических факторов. Его можно определить как цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой страны. С 1993 г. официальный курс бело­русского рубля устанавливается Национальным банком по от­ношению к свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он фор­мируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим ино­странным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара СШA. В соответствии с номинальным курсом На­циональный банк устанавливает индекс реального курса бело­русского рубля к иностранной валюте. Данный индекс харак­теризует изменение за определенный период времени по отно­шению к базовому периоду номинального курса белорусского рубля к валюте страны — основного торгового партнера, скор­ректированное на соотношение темпов инфляции в Республике Беларусь и в данной стране. Используется прямая котировка белорусского рубля по отношению к иностранным валютам (курс единицы иностранной валюты выражен в белорусских рублях).

Важным элементом валютной системы являются валютные ограничения — система государственных мер, регламентиру­ющих порядок осуществления операций резидентов и нерези­дентов с валютными ценностями. Они вводятся в целях вырав­нивания и оптимизации платежного баланса Республики Бела­русь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

Золотовалютные резервы (ЗВР) – 7485,6 млрд. долл. на 1.11.2013 г. являются одним из клю­чевых элементов валютной системы. Международные резервы; Республики Беларусь — это высоколиквидные иностранные ак­тивы, состоящие из монетарного золота, специальных прав за­имствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ, а также валютных резервов, ко­торые могут быть оперативно использованы для проведения ин­тервенций Национального банка на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством импорта товаров и услуг, осуществления рас­четов по погашению и обслуживанию государственного внеш­него долга и т.д.

Валютная система регламентирует использование междуна­родных кредитных средств обращения и форм международных расчетов (документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод и др.), а также регулирует международную валютную ликвидность — способность страны обеспечивать своевремен­ное погашение своих внешних обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами, т.е. ее платежеспособность.1 Показателем международной валютной ликвидности является отношение ЗВР к стоимостному объему годового импорта то­варов и услуг, которое в республике на 01.01.2005 г. составило 0,6 месяца импорта, на 01.01.2011 г. — 1,6 месяца (на 01.07.2011 г. — 1,1. месяца) при минимальном необходимом объеме не менее 3 месяцев импорта.

В Беларуси регламентируется режим функционирования национального валютного рынка. Валютный рынок — струк­турная составляющая финансового рынка, совокупность отно­шений, возникающих на основе спроса и предложения по пово­ду покупки-продажи иностранных валют, сделок с валютными ценностями и валютных инвестиций. На внутреннем валютном рынке республики операции по купле-продаже валют прово­дятся в двух сегментах (биржевом — на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и внебиржевом — с банками), а также на рынке наличных валют.

Правовая база валютной системы и валютной политики государства закреплена в новой редакции Банковского кодекса РБ и Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе сформулировано понятие «ва­лютное регулирование», установлены порядок обращения, вла­дения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок осуществления валютных операций, порядок открытия резидентами и нерезидентами счетов, изложены их права и обя­занности, определены система органов валютного регулирова­ния и контроля, агенты валютного контроля и их полномочия.

Можно отметить, что в Беларуси сформирована и функцио­нирует валютная система, которая основана на современной правовой базе, способствует обеспечению экономической безо­пасности и устойчивому экономическому росту, а также актив­ной интеграции страны в мировую валютную систему.

Валютное регулирование и валютный контроль. В соответ­ствии с действующим законодательством валютное регулиро­вание — это деятельность государственных органов по установ­лению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Институциональная структура валютного регулирования Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь определяет систему орга­нов валютного регулирования и валютного контроля и прини­мает меры по осуществлению валютного регулирования в соот­ветствии с действующей Конституцией.

Органами валютного регулирования являются Совет Ми­нистров, который принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства Республики Бе­ларусь, и Национальный банк.

Органами валютного контроля являются:

Совет Министров Республики Беларусь — определяет компетенцию республиканских органов государственного уп­равления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского го­родского) исполнительных комитетов по вопросам выполнения ими функций агентов валютного контроля;

Национальный банк — осуществляет валютный контроль за совершением банками и НКФО валютных операций;

Комитет государственного контроля — на основании ин­формации, получаемой от иных органов и агентов валютного контроля, формирует базу данных, осуществляет контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля своих функций, а также координирует деятельность этих органов;

Государственный таможенный комитет — осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидента­ми и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

Агентами валютного контроля являются:

– органы государственного управления, республиканские органы государственного управления, областные (Минский го­родской) исполнительные комитеты — осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подчиненными (подве­домственными, входящими в состав) им юридическими лица­ми, индивидуальными предпринимателями выручки от экспор­та; представляют информацию об их внешнеэкономической деятельности; выявляют нарушения валютного законодательства;

– банки и НКФО, основные функции которых заключаются в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валют­ным операциям, и соответствием ее требованиям валютного за­конодательства, а также контроля за соответствием проводи­мых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; в получении документов, объяснений, спра­вок и сведений о проведении валютных операций;

– таможни (как агенты валютного контроля) производят та­моженное оформление экспортируемых и импортируемых то­варов, осуществляют контроль за оформлением документов и соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей, и другие функции.

Валютный контроль играет ведущую роль в системе мер, направленных на укрепление законодательной и финансовой дисциплины в сфере валютных отношений, развитие внутрен­него валютного рынка и наращивание золотовалютных резер­вов страны. Эффективная работа его механизмов возможна при взаимном и тесном сотрудничестве банков и таможенных орга­нов в процессе контроля внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, а также на основе нормативно-правовой базы, контролирующей движение экспортной выручки, и наде­ления агентов валютного контроля необходимым и достаточ­ным объемом полномочий.

Валютная политика Беларуси является одной из ключе­вых составляющих экономической политики государства, орга­нично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) политикой и призвана обеспечивать стабильность националь­ной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конку­рентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных ин­вестиций, наращивание золотовалютных резервов и повыше­ние международного рейтинга страны. Выбор инструментов и механизмов ее осуществления зависит от степени открытости экономики, темпов роста ВВП, характера проводимой денеж­но-кредитной и бюджетной политики, уровня развития фондо­вого рынка, структуры банковской системы, темпов инфляции, величины золотовалютных резервов, состояния платежного ба­ланса, условий развития бизнес-среды, конкуренции и других факторов.

Основными формами валютной политики являются:

– девизная политика — метод воздействия на курс нацио­нальной валюты в форме валютных интервенций центрального (Национального) банка;

– дисконтная политика — изменение учетной ставки цент­рального банка, направленное на регулирование валютного курса и плательного баланса, путем воздействия на динамику денежной массы, цен, кредитов и совокупного спроса;

– политика управления золотовалютными резервами по­средством оптимизации их состава и структуры с целью под­держания стабильности национальной валюты и осуществле­ния международных расчетов;

– режим валютных паритетов и валютных курсов (режим фиксированного и режим «плавающего» валютного курса);

– валютные ограничения и валютное регулирование, нап­равленные на поддержание курса национальной валюты и со­кращение оттока капитала из страны;

– политика валютного правления (валютное управление, ва­лютный совет, валютный комитет), предусматривающая эмис­сию наличных денег, которые по первому требованию конвер­тируются в иностранную валюту либо иные внешние активы;

– корректировка валютного курса (девальвация и реваль­вация);

– валютная интеграция посредством координации валют­ной политики с наднациональными механизмами валютного регулирования.

В рамках комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля Национальный банк в сентябре 2011 г. ввел новый порядок совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке, в соответствии с которым от­крылась дополнительная торговая сессия на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Курс покупки и продажи валюты на ней устанавливался по результатам фиксинга исходя из спроса и предложения. На основной торговой сессии осуще­ствлялись продажа банками валюты в счет обязательной прода­жи экспортной выручки (в рамках домицилирования) и покуп­ка банками иностранной валюты для оплаты лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также за поставлепные в республику природный газ и электроэнергию. Курсы иностранных валют на внебиржевом рынке, а также с участием населения устанавливались по курсу, который сложился по итогам дополнительной торговой сессии.

С 20 октября 2011 г. Национальный банк перешел на режим «управляемого плавания» курса национальной валюты. Меха­низм его применения реализовывается в процессе установления курса белорусского рубля по отношению к стоимости корзины иностранных валют по результатам фиксинга на основе спроса и предложения, складывающихся на единой торговой сессии на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Данный курс является официальным курсом Национального банка. Интер­венции последнего как в иностранной, так и в национальной ва­люте осуществляются исключительно для сглаживания отдель­ных колебаний курса белорусского рубля.

Режим «управляемого плавания» призван способствовать притоку иностранной валюты в страну и устранению негатив­ных факторов, препятствующих ее предложению на бирже (обя­зательная продажа части экспортной выручки субъектами хо­зяйствования по курсу ниже рыночного, устанавливаемому на основной торговой сессии и др.). Выбор данного режима обу­словлен значительной степенью открытости белорусской эконо­мики и зависимостью от изменений на мировых товарных и фи­нансовых рынках, а также волатильностыо курсов основных мировых валют. «Управляемое плавание» позволяет защищать экономику страны от негативного влияния внешних шоков.

Таким образом, повышение эффективности курсовой поли­тики как важнейшей составляющей валютной политики госу­дарства необходимо осуществлять в направлении более гибкого формирования обменного курса белорусского рубля (в рамках режима привязки к корзине иностранных валют) в соответ­ствии с ростом внутренней и внешней сбалансированности эко­номики. Гибкая курсовая политика позволит принимать превен­тивные, своевременные и адекватные меры но нивелированию влияний колебания курсов мировых валют на национальную экономику и создавать стабильные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

В ближайшей перспективе перед государством в области на­циональной валютной политики стоит задача не допустить сни­жения ЗВР и довести их до величины, составляющей 3 месяца импорта товаров и услуг, что обеспечит необходимый уровень внешнеэкономической безопасности страны. В целях активной интеграции в мировую экономическую систему прогнозируется смягчать и постепенно снимать валютные ограничения и обре­менения на операции текущего и капитального характера.

referatsrh.nugaspb.ru upt.deutsch-service.ru referatsuu.nugaspb.ru card.unoreferat.ru Главная Страница