Глава восьмая: Невозможно считаться поклоняющимся Аллаhу, находясь в ширке.

Ибн Таймия в тафсире аята (109/5):

"и вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться!"

(Неверные(109), 5)

сказал следующее:

Аят объясняет, что если человек поклоняется Аллаhу, но наряду с этим делает ширк, то этот ширк делает недействительным его поклонение, то есть если мушрик поклоняется Аллаhу, то не считается, что он поклоняется Аллаhу. Это так потому, что Аллаh не принимает деяния, пока все поклонения не будут направлены ему. Даже если они (мушрики) будут молиться Ему и совершать намаз только для Него и ради Него, то все равно их поклонения не засчитываются.

Из аята следует, что мушрики поклоняясь Аллаhу, на самом деле поклоняются нечто иному, не тому, чему поклонялся Посланник, . Посланник, , описал своего Господа, которому он поклоняется: все Его свойства, атрибуты, полномочия, права, приказы и т.д. и любой, кто не примет все сообщенное Посланником, , о своем Господе, тот уже не будет считаться поклоняющимся Господу Посланника, , – то есть настоящему Аллаhу, а уже будет считаться поклоняющимся какому-то другому "господу" (ложному), которого он сам себе придумал.

Также нужно знать, что хоть формы поклонений и могут различаться от шариата к шариату (например, шариат Адама, Моисея и др. немного отличался от шариата Мухаммада, , но объект поклонения в каждом шариате все тот же – Единственный Аллаh. Здесь главное полностью подчинятся Аллаhу. Муслим – это тот, кто подчиняется Аллаhу. Аллаh предыдущим приказал один шариат, нам приказал чуть видоизмененный шариат (изменяться может только внешняя форма, но смысл, суть и основы религии все те же). Несмотря на разные формы, и предыдущие и мы подчинились не чему-нибудь другому, а именно приказу Аллаhа, поэтому и они и мы оказались муслимами – подчиненными Аллаhу. Если форма поклонения какого-нибудь человека соответствует приказу Аллаhа, то он муслим, независимо от того в каком периоде времени он находится.

(Маджмуъуль-Фатауа, 16/550-600)

Муслим заранее отвергает все возможные ширки, которые мушрики делают уже на данный момент и все те ширки, которые они теоретически могут делать в будущем. Причем муслим отвергает не только сам ширк, как таковой, но также он отвергает возможность совершения ширка другими, то есть он не признает законность или разрешенность совершения ширка со стороны мушриков. Поэтому помимо того, что муслим сам, физически не совершает ширк, также он не показывает согласие ширку мушриков и удаляется от них и их ширков.

Теперь перейдем к следующему слову, которое должен говорить муслим неверным: "и вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться!"

(Неверные(109), 5)

Обращение в аяте направлено ко всем неверным вообще, даже к тем, кто впоследствии стал муслимом. Пока человек в неверии, он не избавится от того, чтобы это обращение было направленным ему. Как только он станет муслимом, он выходит из сферы действия этого аята потому, что он уже перестал быть неверным. Но если он двуличный он все еще продолжает находиться в круге тех, кому это обращение направлено. Пока неверный продолжает оставаться неверным, он не является поклоняющимся Аллаhу. Наоборот он поклоняется сатане. Некоторые это делают открыто, а некоторые скрыто. От этого суть дела не меняется. Чтобы считаться поклоняющимся Аллаhу, необходимо поклоняться именно так как это установил Аллаh. А те, кто делает деяния, которые Аллаh не любит, не доволен и которые Он запретил – они не могут быть поклоняющимися Аллаhу. На самом деле они поклоняются сатане, потому что это он им приказал (внушил) совершать эти искаженные и запрещенные деяния, а они подчинились ему, и как следствие поклонились. Те, кто не принимает все то, что принес от своего господа Мухаммад, , не могут считаться поклоняющимися Господу Мухаммада, , то есть Аллаhу.

(Маджмуъуль-Фатауа, 16/554)

Даже если иудеи скажут: "Мы совершаем эти (харамы или ширки и куфры) деяния, только с целью поклонения и подчинения Аллаhу", они лживы в своих словах. Аналогично если христиане скажут: "Своими деяниями мы не подразумеваем ничего, кроме поклонения Аллаhу, поэтому мы не мушрики" – эти их слова не принимаются. Потому что если бы они действительно поклонялись Аллаhу, они ничего не придумывали бы в религии, не выходили за пределы установленные Аллаhом, и в итоге их религия не была бы искажена. То, что они исказили формы поклонения, всунули в религию свои многобожнические верования, свидетельствует о том, что они были не искренними перед Аллаhом. Поклонение действительно только в пределах шариатских норм. Поэтому "господь", которому они поклоняются это господь, которого они придумали себе сами. Это не тот Господь, который ниспустил Евангелие и Коран; не Тот, который послал Иисуса и Мухаммада. И уж конечно не такой, каким Его они себе представляют. Некоторые Его представляют себе бедным, некоторые жадным, некоторые беспомощным, некоторые полагают, что Он не таков, чтобы упразднять предыдущие законы и положения и устанавливать новые. Подобных ложных представлений много и все их возведения лжи на Аллаhа не перечислишь.

Хоть представление об Аллаhе у неверных разные, почти все они единогласны в том, что они друзья Аллаhа, что Аллаh им помогает и им оказывает особую заботу и внимание. Они утверждают, что это они представители Аллаhа на земле. На самом же деле никакие они не представители, а наоборот они хитрые лжецы. Якобы Аллаh избрал их из всех и помогает им и тем, кто за ними последует. Те же, кто пойдет против них Аллаh якобы накажет, ибо Аллаh не любит когда обижают Его друзей.

Вот они поклоняются такому "господу". Но свойства, которые они придают Аллаhу, недостойны его величия. Он превыше всего, что они Ему придают. Аллаh не может быть их объектом поклонения со всеми свойствами, которыми они наделяют объект. Таким объектом может быть только сатана, ведь это он их надоумил придавать такие свойства. Поэтому и муслимы не могут оказаться поклоняющимися их объекту поклонения – шайтану.

(Маджмуъуль-Фатауа, 16/563)

Некоторые могут возразить:

Но в Коране есть аяты, где говорится, что мушрики поклоняются Аллаhу. Вот как, например в следующих:

“Он (Ибрахим) сказал: «А размышляли ли вы о том, чему поклоняетесь вы и ваши предки? Вот они – все мои враги, кроме Господа миров“.

(Поэты(26), 75-77)

Здесь Аллаh исключается из всего множества божеств, которым они поклоняются. Следовательно, они поклонялись и Аллаhу. Аналогичное исключение приводится и в этом аяте:

“И вот сказал Ибрахим своему отцу и народу: "Поистине, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня. И поэтому Он будет вести меня по прямому пути!" “

(Украшения(43), 26-27)

В муснаде имама Ахмада и в других сборниках с передачей от Хусайна аль-Хуззаи передается такой хадис:

“Посланник Аллаhа, , сказал Хусайну: "Ей Хусайн, скольким иляхам ты поклоняешься в день". Он ответил: "Семи божествам – Одному, который на небе и шести, которые на земле"...“.

Но это только слова мушриков. Они это только так думают, что поклоняются Аллаhу. Ведь и христиане, и иудеи говорят, что они поклоняются Аллаhу. Но они заблуждаются и лгут.

Что касается слов Ибрахима, то по этому поводу имеются два мнения:

Первое: Это так называемое "разновидовое исключение".

Второе: В аяте использовано условное использование.

Абдуррахман б. Зайд сказал: "В аяте сказано, что они поклонялись Аллаhу и другим божествам. Но их поклонение Аллаhу условное, образное. Из-за того, что всем очевидно, что их поклонение ненастоящее и Аллаhом не принимается, нет вреда в таком использовании".

Когда Ибрахим исключал Аллаhа от других, он как бы хотел сказать, что Аллаh превыше того, что они придают Ему в сотоварищи.

В другом аяте говорится:

“И не верует большая их часть в Аллаhа без того, чтобы не придавать Ему в равные.”

(Йусуф(12), 106)

Несмотря на то, что в аяте указано, что мушрики придают Аллаhу в сотоварищи, говорится о наличии некой их веры в Аллаhа. Но мы знаем, что человек поклоняющийся другим наряду с Аллаhом не может обладать верой. Да это так, но это в случае абсолютной веры, которой может обладать только муслим. Понятие "вера" относительное. Когда оно используется без всяких условий и оговорок (как это имело место в 12/106; там оговаривается, что они придают Аллаhу сотоварищей), то подразумевается абсолютная вера – спасающая от вечного Ада. Если же используется вместе с какими-нибудь оговорками, ограничениями или наложениями, то может использоваться в разных смыслах. В Коране говорится даже о вере в ложные божества и тагута:

"Видел ли ты тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта (колдовство, сатана, ширк, ложные божества, прорицатель и т.п.) и тагута ... "

(Женщины(4), 51)

Подобное использование наблюдается в следующем аяте:

"... Обрадуй их (неверных) мучительным наказанием"

(Семья Имрана(3), 21)

Вообще слово "обрадовать" выражает сообщение о радостной вести. Но здесь из оговорки "мучительное наказание" мы понимаем, что "обрадовать" используется не в прямом смысле. Но так как для всех очевидно, что здесь не может подразумеваться прямой смысл, то вреда в таком использовании нет.

Вот и слово "вера" так же. Вообще под ним подразумевается настоящая вера – чистая вера в Аллаhа без ширков и куфров. Но когда ясно, что контекст не дает возможности для подразумевания настоящего смысла, то "вера" может использоваться применительно к мушрикам и кафирам.

Рассмотрим следующий аят:

Вот он (Йакуб) сказал своим сыновьям: "Чему вы будете поклоняться после меня?" Они сказали: "Мы будем поклоняться твоему божеству и божеству твоих отцов – Ибрахима и Исмаила, и Исхака, – единому божеству, и Ему мы предаемся".

(Корова(2), 133)

Здесь сыновья Йакуба двумя способами определили божество, которому будут поклоняться. Сперва они сказали, что будут поклоняться божеству Йакуба и его отцов. А так, как их божеством был Аллаh, они этим самым сказали, что будут поклоняться Аллаhу. Кроме этого они сказали, что будут поклоняться единому божеству, а таким качеством обладает только Аллаh.

Теперь если человек совершает ширк и поклоняется сразу нескольким божествам, то с одной стороны не считается, что он поклоняется божеству своих отцов, ибо отцы поклонялись только Аллаhу. С другой стороны они не могут считаться поклоняющимися единому божеству. Ведь они поклоняются нескольким. Выражение "поклоняться единому божеству" в самом себе уже содержит исключение поклонения нескольким божествам. Поэтому мушрики не могут являться поклоняющимися единому божеству, то есть Аллаhу.

Если кто-нибудь возразит: "Мушрик поклоняется единому божеству – Аллаhу и наряду с этим еще и другим божествам. То есть объектом его поклонения является Аллаh и другие божества". Это утверждение неверно, и вот почему:

Несомненно, что понятие "божество" на самом деле означает "тот, который обладает правом божественности; тот, который заслуживает, чтобы ему поклонялись". Кроме этого "божество" условно используется для тех, кому поклоняются люди. Но сами по себе они божествами не являются, это всего лишь придумки и измышления мушриков. Они являются божествами в представлении мушриков, но к действительности это никакого отношения не имеет.

(Маджмуъуль-Фатауа, 16/572)

Они сказали: "Мы будем поклоняться твоему иляху и иляху твоих отцов – Ибрахима и Исмаила, и Исхака, – единому божеству, и Ему мы предаемся".

(Корова(2), 133)

Это выражение (“единому”) описывает положение либо субъекта (подлежащее, носитель действия) – те которые поклоняются, либо объекта (дополнение, подвергающийся действию) – тот, кому поклоняются, т.е. Аллаh.

В первом случае смысл аята будет такой: Мы поклоняемся Аллаhу единя Его – не придавая Ему равных. То есть слово един(ить) относится к поклоняющимся. Во втором же случае слово един относится к Аллаhу. То есть смысл аята следующий: Аллаh такое божество, которое единственно. Мы признаем это и поэтому мы поклоняемся только Ему, отвергая божественность других кроме Него.

Если верен второй смысл аята, то этот смысл не дает какой-либо возможности считать мушрика поклоняющимся Аллаhу. Потому, что мушрик не поклоняется Аллаhу так, чтобы про него можно было бы сказать, что Аллаh единственное его божество, как это предусматривает второй смысл аята. А Аллаh не разрешил других видов поклонения, где получалось бы, что он не единственное божество.

Если же принять первый смысл, то мы можем считать мушрика поклоняющимся Аллаhу, хотя знаем, что поклонение его не принимается и не приближает к Аллаhу, ибо он наряду с Аллаhом делает божествами еще и других. Но выражение "единому божеству" более подходит для второго смысла, где “единый” есть свойство объекта поклонения. Хотя в Коране есть выражения, приписывающие единобожие и субъектам поклонения:

“Поклоняйся же Аллаhу, очищая пред Ним религию (от ширка)!” “ Скажи: "Аллаhу я поклоняюсь, очищая пред Ним веру (от ширка)”.

(Толпы(39), 2; 14)

Здесь описывается положения субъектов поклонения.

Но субъекты могут единить Аллаhа (быть единобожниками), а могут придавать равные Аллаhу. Аллаh же всегда обладает свойством Единственности. Поэтому несомненно, что аят, содержащий выражение "единому божеству", описывает положение Аллаhа, а не субъекта. Субъекты же, признавая единственность Аллаhа, единят Его и предаются Ему, как это и установлено в конце аята: "и Ему мы предаемся" – то есть в аяте как бы говорится: "мы предаемся Ему потому, что Он единое божество". Предаваться Аллаhу содержит в себе направлять религию и поклонения только Аллаhу и подчиняться только Его законам и установлениям.

(Маджмуъуль-Фатауа, 16/587)

"и вы не поклоняетесь тому, Кому я поклоняюсь!"

(Неверные(109), 5)

Этот аят приказывает не признавать то, что неверные поклоняются Аллаhу. То есть если они поклоняются Аллаhу, совершая при этом ширк, то они не считаются поклоняющимися Аллаhу. Точно также муслим поклоняется Аллаhу, очищая свою религию от ширка и этим самый избегает того, чтобы считаться поклоняющимся их божествам.

В пятых:

Если они придали Аллаhу такие свойства, которыми Он на самом деле не обладает и поклоняются Аллаhу, веря, что Он обладает этими ложными свойствами, то они ничем не отличаются от тех, кто поклоняется тельцу, Иисусу, Антихристу (Даджджаль), земной жизни и низким страстям и желаниям. Аналогично, если кто-нибудь из этой общины поклоняется объекту, который на самом деле Аллаhом не является, есть мушрик, даже если он ошибочно полагает, что поклоняется Аллаhу.

В шестых:

Муслимы, конечно же, не поклоняются тому, чему поклоняются неверные. Ведь они придают Аллаhу такие свойства, которыми Он на самом деле не обладает. Например, они придают Ему напарницу, сына, напарника или же называют Его бедным, жадным и др. Поэтому то, чему они поклоняются ни в коем случае не Аллаh. В итоге муслимы далеки от того, чему поклоняются неверные.

(Маджмуъуль-Фатауа, 16/550-600)

heavy.halmer.ru refapkf.ostref.ru rvx.deutsch-service.ru sfx.deutsch-service.ru Главная Страница