Гегелевское учение о диалектике.

Георг Гегель (1779-1831) пытался доказать, что процесс возникновения многого ( реального мира) из единого постигается путем рационального познания. Элементом нац.познания явл. Логическое мышление в его осн.форме – понятии. Он отождествлял понятие самой сущности. Он представляет все мировое развитие как развитие духа – абсолютной идеи. Абсол.идея проходит ряд этапов. 1.Сначала оно развивается само по себе(в сфере частной мысли) 2.Абсолютная идея воплощается в природную и вызывает к жизни все многообразие предметов и вещей в природе. 3.Абсол.идея порождает человека и общество , история которого – и есть познание этой идеи.

Осн.работы : наука логики, феноаменология духа, феноменология права. Гегелевская объективная логика- не есть традиц.логика, а это логика развития,независящее от человека действительности – логика до природного состояния и абсолютной идеи.Абсол.идея на ступени созерцания – искусство; представления- религия; понятие – философия. Но гегелевская философия охватывает не только всю мировую историю+доприродное чистое бытие. Подлинно историческая заслуга Гегеля – разработка диалектического метода: развитие глубокой мысли о движениях , о переходе кол-ных изменений в кач-ные. Он сформировал 3 осн.закона диалектики и категории, но диалектика Гегеля была не диалектикой природы, а объективная действительность ее законной категории он выводил не из природы истории, а навязывал их природе и обществу в качестве законов чистого мышления. Весь(значение философии) пафос Гегеля состоит в признании тезиса о разумности мира.

Он провозгласил: «Все действительное разумно, а все разумное действительно». Он имел в виду, что разум это не результат развития, а саморазвитие, которое вкл.в себя и рез-т. Несовершенство мира должно быть преодолено только разумом, поэтому все неразумное становится разумным. Философия Гегеля стало последним грандиозным воплощением классического типа философствования и она оказала огромное воздействие на мировую философскую мысль. Философия классики способствовала созданию метафизических систем которые были в знач.степени оторваны от жизни.

Закон – это форма знания которая выражает устойчивую необходимость и повторяющаяся связь явлений: частные, общие и всеобщие – выражают наиболее шир.связи между явл-ми окруж.действительности. (з-ны диалектики) Гегель сформулировал осн.законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; Закон взаимоперехода, качественных и количественных изменений.

Качественные изменения открывают новую меру и приводят к дальнейшим количественным изменения.

Колич- плавно , кач-скачками(большие и малые, прогрессивные и регрессивные).

Марксизм

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали: 1.предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.); 2.бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда); 3.крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; 4.нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); 5.кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности). Маркс считал: философы лишь различным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить».Главная философская идея марксизма-материалистич. понимание истории. ввел в обиход такие философско-социологич. понятие, как производительные силы, производст. отношения, социальная революция и т.д.

Первым этапом в становлении экономических взглядов Маркса и Энгельса явились 40-е годы XIXв. В этот период ими были написаны произведения в которых были созданы основы научного пролетарского мировоззрения, подвергнута критике классовая ограниченность буржуазной политэкономии. Главными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса; явилась важным этапом становления его экономических воззрений. В этой работе он обратился к проблеме отношений между трудом и капиталом, которую определил как основную в общественных отношениях. Капитал он рассматривал как накопленный труд. Все формы доходов, существующие в обществе, имеют эксплуататорскую природу и только заработная плата является результатом усилий наемного работника. Важное достижение марксизма-учение о повторяемости истории, о наличии в ней объектив. законов, которые можно познать, а затем использовать полученное знание для ускоренного развития общества.=> неизбежность наступления коммунизма и его победа во всём мире

15. неклассической философии.

Классическая философия: в соц. плане – свидет-во идейного пробуждения 3-го сословия в Герм. Нем. класс. Фил-я (НКФ) представила вершину филосовст-я: 1. критика познания, как средство постижения философских выводов (Кант) 2. теоретическое выражение рефлексии свободы и равенства 3. историзм в изучении общества 4. разработка законов объективной и субъективной диалектики

НКФ -с сер XVIII до сер XIX вв, представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Для НКФ характерны: системат целостность и внутр. завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем.

Критицизм, подвергающий все суду разума, явился отличительной особенностью стиля мышления новой философской традиции. НКФ, начиная с И. Канта, впервые обосновала творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности, идея практич обусловл-сти познания. Впервые в истории философской мысли в НКФ была создана целостная диалектическая концепция развития.

Неклассическая философия: отвергается безграничная вера в человеческий разум. Существует нечто сверх разума. Возникают понятия: Воля, Страх, Трепет. Учения критикуют разум, не строят всеобщих моделей. Некл.фил-я не имеет единого мировоззренческого центра.

К: поиск абсол истны, детерминизм-наличие прич-следств вязей в мире, прогресс как смысл истории.

Н: истина относительна; индетерминизм- случ связи; критика прогресса.

В защиту классики появились: неокантианство, неогегельянство, неотомизм

sqt.deutsch-service.ru referatwyg.nugaspb.ru referattjf.nugaspb.ru sai.deutsch-service.ru Главная Страница