И написания контрольной работы.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ подготовки к семинарским и практическим занятиям

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

по специальности

40.05.02 - правоохранительная деятельность

Санкт-Петербург


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

Истории государства и права

Полковник полиции

А. А. Удальцов

«_____» __________ 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ подготовки к семинарским и практическим занятиям

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

по специальности

40.05.02 - правоохранительная деятельность

Санкт-Петербург


Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» по направлению подготовки 40.05.02 - правоохранительная деятельность / Байкеева С.Е, Лясович Т.Г. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016, 150 с.

Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран», утвержденной Департаментом Государственной службы и кадров МВД России

Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине предназначены для курсантов и слушателей очной формы обучения по направлению подготовки 40.05.02 - правоохранительная деятельность Санкт-Петербургского университета МВД России.

Рассмотрены на заседании кафедры истории государства и права (Протокол от 05 апреля 2016 г. № 20) и утверждены на заседании Методического совета (Протокол от «15» июня 2016 г. № 7 ).

Рецензенты:

Грипп Э.Х., кандидат юридических наук, доцент

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

Шеуджен Н. А., кандидат исторических наук

(Краснодарский университет МВД России)

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2016


1. Цели и задачи дисциплины:

Цели дисциплины: изучение закономерностей развития государства и права зарубежных стран в конкретно исторических условиях со времени их возникновения и до наших дней; познание причин и условий возникновения и развития органов государства, основных институтов права, роли и места органов полиции и милиции в механизме государства и защите законных прав и интересов граждан зарубежных стран; формирование юридического мышления, владения методикой самостоятельной работы юриста.

Задачи дисциплины:

- ознакомить с процессами возникновения и развития государства и права в зарубежных странах в их хронологической последовательности;

- сформировать понимание взаимосвязи общества, государства и права на основных исторических этапах;

- выработать навыки владения основными историко-правовыми и общими юридическими категориями и понятиями;

- выработать навыки юридического мышления и анализа нормативных правовых актов.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является дисциплиной базовой части профессионального цикла.

При изучении дисциплины и тем необходимо опираться на полученные знания:

по истории:

знание принципов и способов периодизации всемирной истории; важнейших методологических концепций исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; особенностей исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого; исторической обусловленности формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

умение проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа, осуществлять их внешнюю и внутреннюю критику и классифицировать по типу информации; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

по обществознанию:

знаниезакономерностей развития общества как сложной самоорганизующейся системы; основных социальных институтов и процессов; особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания;

умениехарактеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты);сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;раскрывать на примерахважнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

по основам правоведения:

знание системы и структуры права, современных правовых систем; общих правил применения права; содержания прав и свобод человека;

умение характеризовать право как элемент правовой культуры общества, систему законодательства и основные отрасли права; объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; различать формы (источники) права, субъектов права; приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; использовать полученные знания и умения в практической деятельности для поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации, анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является предшествующей для всех профильных дисциплин юридической специальности.

В соответствии с учебным планом учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» изучается курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России на 1 курсе.

Курс «История государства и права зарубежных стран» состоит из пятнадцати тем, которые освещают узловые проблемы развития мировой цивилизации. Изучение курса предусматривает как аудиторные занятия: лекции, семинарские и практические занятия, так и самостоятельную работу курсантов и слушателей.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Семинарские и практические занятия, в силу многоплановости мировоззренческого восприятия материальных и духовных явлений, множественности подходов к проблеме их познания и оценки, предполагают формирование умения курсантов и слушателей аргументировано излагать свою точку зрения по изучаемой проблеме и доказывать значимость того или иного подхода к рассматриваемому предмету. При обсуждении проблем предусматривается раскрытие роли и значения получаемых знаний в сфере правоохранительной деятельности.

Углубленная подготовка по отдельным проблемам семинарского и практического занятия предполагает подготовку докладов или реферативных сообщений.

Доклад - это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Доклад предполагает творческий подход докладчика к отбору и использованию учебного материала и представляет собой изложение точки зре­ния докладчика по проблеме или кругу проблем.

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, точки зрения на ту или иную проблему и т.д.

Реферативное сообщение - это тот же реферат, только представленный в форме доклада. В реферативном сообщении предполагается как можно более точное раскрытие позиции автора книги, статьи и т.д., а также выражение отношения к раскрываемой позиции составителя реферата.

Время, отводимое на доклад или реферат, определяется ведущим преподавателем и составляет, как правило, 10-15 минут учебного времени.

Структурно доклад или реферат включает: краткое выступление, один или два вопроса, заключение (выводы) и список литературы, использованной при работе над докладом или рефератом.

Подготовка доклада или реферата не освобождает слушателя от подготовки по всем вопросам семинара.

На семинарских и практических занятиях, при проведении рубежного контроля с целью уточнения знания и правильности понимания материала, определений и т.д. могут проводиться письменные контрольные работы.

Обсуждение историко-правовых проблем на семинарских и практических занятиях и вопросы рубежного контроля являются подготовкой курсантов и слушателей к экзаменам. В ходе данных занятий оформляется, совершенствуется методика ответа на экзамене.

Основными требованиями к ответу на экзамене по истории государства и права зарубежных стран являются:

- изложение сущности той или иной проблемы;

- знание основных первоисточников и литературы, и их использование при рассмотрении обсуждаемых вопросов;

- умение применять основные принципы, законы, категории и положения истории государства и права зарубежных стран к анализу общественной жизни, проблем по профилю служебной деятельности работников правоохранительных органов;

При оценке ответа на экзамене учитываются также методика, язык и стиль изложения, техника речи.

Данные методические рекомендации призваны облегчить усвоение курсантами и слушателями учебной программы курса «История государства и права зарубежных стран» и ориентировать их на анализ ключевых и наиболее важных проблем курса.

Обязательным условием допуска к сдаче экзамена по истории государства и права зарубежных стран является выполнение курсантами и слушателями контрольной работы – одного из эффективных средств овладения курсом вышеуказанной дисциплины.

Кроме того, выполнение контрольной работы способствует привитию и прочному закреплению курсантами и слушателями навыков самостоятельной работы, развивает их способности к научно-исследовательской деятельности, обобщению практического опыта правоохранительных органов.

Написание контрольной работы развивает у курсантов и слушателей кругозор, помогает им научиться коротко и лаконично излагать свои мысли, учит обобщать и анализировать факты, события, черпать и излагать на бумаге или устно главные идеи и мысли, содержащиеся в проанализированных научных работах.

Методические указания носят комплексный характер. Они включают в себя основные вопросы по темам курса и вопросы для самоконтроля курсантов и слушателей. Первые отражают сложные ключевые вопросы курса. Вторые рассчитаны на более углубленное изучение отдельных проблем. Пособие включает в себя также рекомендации по методике подготовки курсантов и слушателей к семинарским и практическим занятиям. Кроме того, оно включает примерную тематику для написания контрольных работ, списки основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения и примерные вопросы для подготовки к зачёту и экзамену.

Соблюдение вышеперечисленных методических указаний, инициатива и творчество курсантов и слушателей будут способствовать успешному усвоению ими учебного материала согласно программе и тематическому плану курса «История государства и права зарубежных стран» и, в конечном счете, успешной сдаче ими зачёта и экзамена.

3. Объем (трудоемкость) дисциплины и виды учебной работы.

по специальности 031001.65- правоохранительная деятельность

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц* Семестры
I II
Аудиторные занятия (всего)
Лекции (Л)
Семинары (С)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (всего)
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: 53 53
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям
Практикум
Другие виды самостоятельной работы
Курсовая работа
Реферат
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет экзамен
Промежуточная аттестация зачет экзамен
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

4. Содержание дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

Основная литература для самостоятельной подготовки

Так, важно отметить, что в Древнем Египте раньше, чем где бы то ни было, сложилось классовое общество и возникло централизованное бюрократическое государство, в котором господствующий класс составляли рабовладельцы и жречество, а основной общественной ячейкой являлась сельская община. Управление общиной осуществлялось общим собранием (советом), а также старейшинами, основную массу населения в Древнем Египте составляли зависимые, подневольные люди, а также несвободные - рабы.

Далее необходимо проследить закономерности образования первых «номовых» государств (в количестве 40), тенденции к объединению южных и северных номов и формированию единой государственной организации. Важно уяснить, что главой государства являлся царь (фараоном), власть которого носила абсолютный характер. Высшими должностными лицами в государственном механизме были: везир, управляющий дворца, начальник всех ведомств – джати, главный казначей. При фараоне существовали отраслевые органы власти - главные ведомства и управления. Основное ядро армии в Древнем Египте составляли профессиональные части. Кроме того, для ведения военных действий за пределами страны набирали ополченцев.

Далее следует приступить к рассмотрению общественного и государственного строя Древнего Вавилона. Необходимо отметить, что Вавилон по общественно-государственному устройству являлся деспотическим государством. Все население делилось на свободных и рабов. Свободное население делилось на полноправных и неполноправных. Рабы рассматривались законом как вещь, они были царскими, храмовыми и частновладельческими. Население различалось и по имущественному признаку. Первое место занимали придворные служащие, военнослужащие, чиновничество. Низшие ступени занимали купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Особенности его государственного развития. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная и верховная религиозная власть. В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Были наместники царя, начальники областей и округов.

Третьим государством, на характеристике которого следует остановиться, является Древняя Индия. Следует указать, что государственно-правовые и общественные институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческих деспотий Древнего Востока (особенности экономической жизни, многонациональность, индуистская и буддистская религия, наличие кланов, варн). Важно выявить особенности цивилизации Древней Индии и исторические предпосылки формирования государственности, а также назвать древнейшие государственно-политические объединения (Империя Маурьев) и охарактеризовать их государственную организацию (царь, царская администрация, управители). Подчеркнуть, что важную роль в управлении играли помощники царя – придворный жрец, военный начальник, казначей, сборщик налогов. Местное управление осуществляли вожди, выборные комитеты, старосты деревень. Во главе провинций стояли царевичи. В завершении следует раскрыть принципы государственного правления и особенности социально-правового строя, обусловленные существованием варново-кастовой системы.

В завершении подготовки к первому вопросу семинарского необходимо рассмотреть общественный и государственный строй Древнего Китая. Важно привести примеры государственных образований периода «воюющих царств» и выявить особенности развития древнекитайского общества (которые определялись наличием практически неизменной традиционной китайской общины и предельно развитой бюрократической системы). Далее необходимо акцентировать внимание на образовании Империи Цинь, дать общую характеристику системы государственного управления, а также государственные реформы императора Цинь Ши Хуанди. Назвать основные социальные группы: рабовладельческая аристократия, жречество, чиновничество (гражданские чиновники, военные чиновники, советники).

В завершении изучения первого вопроса семинарского занятия следует сделать ряд выводов об особенностях развития государства и права в странах Древнего Востока: 1) Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община; 2) Отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития; 3) Отсутствие четких социально-классовых границ между социальными группами, существование ряда промежуточных категорий (например, существовали переходные категории свободных – от мелких землевладельцев к господствующему слою: купечеству, чиновничеству); 4) Традиционность обществ, сохранение незыблемых идейно-религиозных установок; 5) Специфический характер политической организации древневосточных обществ (восточная деспотия). Абсолютная форма правления; 6) Стремление к поддержанию правопорядка.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия следует уяснить особенности развития права в странах Древнего Востока. Так, источником права первоначально был обычай. С развитием государства активизировалась законодательная деятельность правителей (фараонов, царей, императоров). В связи с чем, целесообразно отметить, что важное значение имели религиозные нормы. Детальные предписания касались права собственности, ее форм. Существовали различные виды договоров (займ, аренда, найм, купля-продажа, аренда, поклажа, товарищество).

Вместе с тем, необходимо выделить ряд особенностей и специфических черт правового регулирования, свойственных для конкретных государств. Так, например, давая характеристику семейно-брачных отношений в Древнем Египте, следует уяснить, что для семейных отношений было характерно довольно высокое положение женщины в семье. На раннем этапе развития государственности был распространен матриархат. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола.

Далее необходимо уяснить, что уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: государственные, религиозные, против личности, против собственности, против чести и достоинства. Применялись различные членовредительские и телесные наказания, смертная казнь, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Важно учесть, что в период Древнего царства суд еще не был отделен от администрации. Чиновник осуществлял суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения – шести палат. В последствии судебные и административные функции разграничиваются. Появляются профессиональные судьи. Процесс носил состязательный характер. Судопроизводство по уголовным и гражданским делам велось аналогично. В качестве доказательств допускались свидетельские показания, клятвы, пытки. Судопроизводство носило письменный характер.

В рамках второго вопроса следует также рассмотреть законы вавилонского царя Хаммурапи, для которых характерна примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. Важно уяснить, что в Вавилоне существовали различные виды земельной собственности – царские, храмовые, общинные и частные земли. Распространение получили договор займа, личного найма, купли-продажи, хранения, мены, поручения. Регулирование семейных, личных и имущественных отношений. Брак считался разновидностью договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Преимущественным способом наследования являлось наследование по закону.

Особое внимание следует уделить классификации преступлений. Так, существовало три вида преступлений – против личности, имущественные и против семьи. Основными видами наказаний были смертная казнь, членовредительские наказания, штрафы, изгнание. Судебная организация в ассирийской державе.

Следующий источник древнего права, на котором следует остановиться, это – индийские Законы Ману как свод этико-религиозных предписаний. Важно уяснить, что законы закрепляли варновое деление общества. Согласно законам, семья находилась под властью ее главы. Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей. Законы признавали единобрачие.

В рамках второго вопроса важно рассмотреть и проанализировать идеи Конфуция о патриархальном государстве, идея об идеальном государстве (Мо-Цзы) и идеи легизма (законники).

Изучая право Древнего Китая, следует обратить внимание на особенности регулирования гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений. Так, семейное право базировалось на патриархальности семьи с абсолютной властью отца. Брак заключали родители.

В рамках уголовного права, существовала такая особенности как коллективная ответственность и круговая порука членов общины. От наказания можно было откупиться в пользу царя. Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации.

Вопросы для самоконтроля:

- Особенности возникновения и развития государства и права в странах Древнего Востока.

- Возникновение и периоды развития Древнеегипетского государства, его общественный и государственный строй.

- Образование «номовых» государств. Объединение южных и северных номов в Древнем Египте.

- Формирование государственной организации. Фараон, чиновники, жрецы. Главные ведомства управления. Военная организация в Древнем Египте.

- Семейно-брачное регулирование в Древнем Египте. Порядок наследования.

- Преступления и наказания в древнем Египте. Судебный процесс, его участники и делопроизводство.

- Древние государства Месопотамии. Возникновение и развитие централизованного государства Вавилон, особенности его общественного и государственного строя.

- Правовое положение различных групп населения Древнего Вавилона по законам вавилонского царя Хаммурапи.

- Законы вавилонского царя Хаммурапи. Охрана собственности. Торговые и коммерческие операции. Регулирование семейных, личных и имущественных отношений.

- Возникновение и периоды развития государства в Древней Индии, специфический характер права.

- Древнейшие государственно-политические объединения («великие страны» и державы Маурьев). Государственная организация державы Маурьев: царь, царская администрация, управители.

- Управление провинциями. Принципы государственного правления дхарма, институт махатм, трактат «Артхашастра».

- Социально-правовой строй Древней Индии. Варны и касты. «Законы Ману». Царский суд и наказания. Формы правового общения и процедуры.

- Древний Китай: Государственные образования периода «воюющих царств». Образование империи Цинь.

- Государственные реформы императора Цинь Ши Хуанди.

- Власть и управление в империи Цинь. Общественный строй.

- Идея об идеальном государстве (Мо-Цзы). Школа легистов (законников).

- Суд в Древнем Китае.

- Источники права. Право собственности. Семейное право. Преступления и наказания. Судебный процесс в древнекитайских государствах.

Тесты для самоконтроля

1. Первым административно-территориальным и политическим объединением в Древнем Египте был:

1. Полис.

2. Ном.

3. Номарх.

2. Власть фараона в Древнем Египте:

1. Носила абсолютный характер, фараон обожествлялся, в его руках была сосредоточена вся полнота власти: законодательная, исполнительная, судебная.

2. Власть фараона была значительна, однако, она ограничивалась специальными органами, состоящими из представителей высшего жречества, сановников.

3. Фараон был наделен исключительными полномочиями в военной сфере: осуществлял командование армией, объявлял войну и заключал мир, назначал и смещал высших должностных лиц военного ведомства; гражданские дела находились в компетенции наместников фараона.

3. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, брак представлял собой:

1. Письменный договор, заключенный между будущим мужем и отцом невесты.

2. Устный сговор между женихом и невестой, подтвержденный родителями сторон.

3. Письменный договор между родителями жениха и невесты.

4. Письменное разрешение царя или визиря на заключение брака, без которого брак не считался действительным.

4. Принцип талиона, закрепленный в древневавилонских законах царя Хаммурапи, означал:

1. Человек, совершивший преступление, карается смертной казнью.

2. Человек, совершивший преступление, может избежать наказания (смертная казнь, членовредительские наказания, тюремное заключение) если уплатит штраф в размере, установленном потерпевшей стороной и судом.

3. Виновного постигала та же участь, что и потерпевшего.

5. Древнеиндийская варна кшатриев, согласно законам Ману, состояла из:

1. Жрецов.

2. Воинов.

3. Крестьян торговцев и ремесленников.

Изучите основные понятия:

Везир (джати) – верховный сановник, ближайший помощник фараона в сфере управления государством.

Деспотия – форма государственного устройства в странах Древнего Востока.

Жречество – социальная группа, основным занятием которой являлось отправление религиозных культов.

Авилум – высшие слои рабовладельцев в Древнем Вавилоне – полноправные свободные граждане.

Вардум – раб

Имущество илку – участки земли и другое имущество, предоставляемое воинам за выполнение служебных обязанностей.

Мушкенум – рабовладельцы из числа жителей покоренных Хаммурапи городов и областей. По правовому положению стояли ниже авилум. Артхашастра – древнеиндийский политический трактат, собрание наставлений по государственному управлению в эпоху Маурьев;

Брахманы – священнослужители, жрецы – «высшие из людей». Занятия: изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний;

Вайшьи – (от слова «виш» - народ, поселение) ремесленники, торговцы, земледельцы.

Варны – замкнутые социальные группы общества, в основе деления на которые лежала принадлежность к племени, роду занятий и имущественному положению;

Дополнительная литература к теме № 2.

«Страны Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай)».

1. Вавилон и Ассирия. Пер. с англ. Л. А. Карповой. М.: ЗАО Центрополиграф. 2008.

2. Древний Египет. Энциклопедия. Справочник Розалии Дэвид. М.: Вече. 2008.

3. Жане П. Мораль и политика на Древнем Востоке. Брахманизм, буддизм, зороастризм, конфуцианство. М., Либроком. 2012.

4. Законы Ману // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2010.

5. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2010.

6. Тексты пирамид / Под общей редакцией А. С. Четверухина. СПб., 2010.

7. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средневековье). СПБ., 2010.

8. Кузищин В, И., Кучера С. История Древнего Востока. М., Академия. 2012.

9. Осипов А. М. Брачное право Древнего Востока. М. Либроком. 2012.

Семинар по теме № 3. Государство и право Древней Греции (Афины, Спарта).

Время – 2 часа.

Учебные вопросы:

1. Органы демократии в Афинах, характеристика процесса их становления и деятельности.

2. Право и правосудие в Афинском государстве.

3. Государство и право Древней Спарты.

Тема для доклада:

Возникновение государств в античном мире и формирование полисной системы.

Темы для сообщений:

1. Особенности судопроизводства и исполнения решений суда в Древних Афинах.

2. Социальная и политическая система Спартанского государства.

Методические рекомендации курсантам (слушателям)

по подготовке к семинару:

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо сказать о процессе образования государства в двух известных древнегреческих полисах – древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократия. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники – демиургов. Ремесленное и торговое население называлось «демосом». Замещение всех должностей стало привилегией эвпатридов. Совет старейшин превращается в ареопаг – аристократическое собрание. Ареопаг является законодательным органом, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин – архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год.

В результате реформ архонта Солона была отменена долговая кабала и аннулированы все поземельные долги, установлен максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Земельные владения знати включались в общий гражданский оборот. Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза, в соответствии с которым проходила замещение государственных должностей. Высшим органом власти по законам Солона являлось афинское народное собрание. Народное собрание принимало законы, решало вопросы текущего управления. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя (суд присяжных заседателей). Совет четырехсот играл важную роль в законодательной процедуре, заведовал текущими делами и ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным Ораном одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения. Реформа Клисфена 509 г. до н.э. окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Совет четырехсот был ликвидирован, а вместо него создан совет пятисот.

При рассмотрениивторого вопроса семинарского занятия следует обратить внимание, что основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта VII в. до н.э. Значительную часть афинского права составляли неписанные обычаи. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. Имущественные правоотношения достигли в Древних Афинах высокой степени развития. Частная собственность охранялась самыми суровыми мерами. Уголовное право по сравнению с гражданским правом было менее развито. Рассмотрению дел в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Присяжные могли принять любое решение.

При рассмотрении третьего вопроса семинарского занятия необходимо отметить, что в противоположность демократическим Афинам Спарта была своеобразной аристократической республикой. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей свое истории земледельческой общиной. Основными группами населения были спартиаты (полноправные), периэки (неполноправные) и илоты (порабощенное население). Основным занятием спартиатов была военная служба. По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой. От первобытнообщинной эпохи здесь сохранилось народное собрание, совет старейшин (герусия) и два царя. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С течением времени в Спарте появилась коллегия эфоров, состоявшая их пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год. Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин, руководили внутренней и внешней политикой. Они следила за неуклонным исполнением законов.

Важно отметить, что основателем спартанских порядков считался законодатель Ликург. Ему предписывалось издание ретр - так назывались в Спарте некоторые ее законы. Одна из них была направлена против роскоши.

Вопросы для самоконтроля:

- Зарождение права и правосудия в Древней Греции.

- Архонты и ареопаг в Афинах.

- Основные учреждения афинской демократии.

- Правовой статус гражданина. Остракизм.

- Процедура выработки, обсуждения и принятия законов.

- Суды в системе народовластия.

- Обычаи и законы. Вещное право. Брак и семья.

- Судопроизводство в Афинах.

- Учреждения власти Спартанского государства – народное собрание,

- Законодательство Ликурга.

Тесты для самоконтроля

1. Первым административно-территориальным и политическим образованием античного периода явился:

1. Полис.

2. Ном.

3. Архэ.

4. Притания.

2. Демократия – это:

1. Народовластие.

2. Власть влиятельной группировки лиц, представителей знати; финансовой элиты.

3. Единовластие.

3. Результатом социально-политических преобразований, проведенных архонтом Солоном в Афинах в 594 г. явились:

1. Рост социальной напряженности, обострение экономического кризиса, начало политического противостояния;

2. Создание завершенной государственной организации, построенной на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственной власти.

3. Установление господства родовой аристократии и землевладельческой знати.

4. Булэ (Совет полиса) как основной орган власти в Афинском государстве обладал следующими полномочиями:

1. Являлся органом высшей судебной власти, рассматривал уголовные дела о государственных и тяжких преступлениях.

2. Являлся чрезвычайным органом власти, собирался по мере надобности, брал на себя все верховенство в решении военных вопросов.

3. Осуществлял законодательную и исполнительную власть в государстве: готовил декреты и другие законодательные акты, контролировал полномочия и деятельность министров.

4. Представлял Афинское государство на международной арене.

5. Принцип народного представительства применительно к Афинскому государству означал:

1. Каждый гражданин может принять участие в управлении государством посредст

referatths.nugaspb.ru set.underref.ru referatxhd.nugaspb.ru referatqpu.nugaspb.ru Главная Страница