Схема изучения и составления характеристики классного коллектива

1.Общие сведения о коллективе учащихся.

− состав класса (количество мальчиков и девочек, паспортный возраст учащихся, количество учащихся из неполных семей).

− начало вхождения в детский коллектив и пути вхождения в коллектив вновь прибывших учащихся.

− микрорайон проживания учащихся,

2.Анализ психофизического здоровья учащихся.

− анализ результатов медицинского обследования учащихся класса(медицинские группы);

− учащиеся класса, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей-предметников.;

− анализ здоровья ученика и результатов его учебы;

− отношение семьи ребенка к его болезни и отношение самого ученика к своему здоровью.

3.Характеристика интересов учащихся.

− сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации;

− отношение учащихся к собственной учебной деятельности;

− отношение учащихся к изучению учебных предметов.

4.Характеристика интеллектуальных умений учащихся.

− отношение к книге, интерес к чтению и работе с книгой;

− отношение учащихся к выполнению домашних заданий;

− степень вовлеченности учащихся класса во внешкольную интеллектуальную деятельность (кружки, дополнительные занятия, факультативы).

5.Характеристика степени сплоченности детского коллектива.

− определение в детском коллективе лидеров, их влияние на класс;

− определение «отверженных», причины их отвержения;

− на­личие неформальных группировок, направленность их деятельности;

− основа объединения учащихся в группи­ровки, степень их заинтересованности в делах класса;

− проявление товарищества и дружбы между учащимися.

6.Характеристика нравственных качеств учащихся класса, эмоционального состояния детского коллектива.

− тревожность, открытость, закрытость учащихся;

− наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений;

− степень конфликтности учащихся класса, причины конфликтности;

− наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

7.Структура классного коллектива.

− актив класса;

− поручения учащихся класса;

− микрогруппы учащихся (для проведения классных дел)

8.Характеристика семейных условий учащихся.

− возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях;

− отношение родителей к школе и учебным достижениям ученика;

− характеристика взаимоотношений детей и родителей;

− ценностные ориентации семей учащихся.

9.Общие выводы:

− характеристика уровня развития коллектива класса;

− положительные качества коллектива, которые нуждаются в развитии и поддержке;

− отрицательные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции;

− предложения по дальнейшему формированию коллектива учащихся.

Раздел 2. Определение целей и задач, планирование и анализ

Внеклассной работы

Содержание раздела:

– изучение, анализ целей и задач планирования деятельности классного руководителя;

– изучение, анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции;

− анализ процесса и результатов деятельности классного руководителя.

Задание 2.1 Проведите беседу с классным руководителем, используя приведенные ниже вопросы:

1. Какие цели и задачи в воспитательной работе с классом ставятся и почему?

2. Какие задачи в классе решались наиболее успешно и почему?

3. Насколько работоспособен, развит, активен, сплочен классный коллектив?

4. Какие интересные традиции, эффективные формы и методы работы появились?

5. Как организована работа с проблемами ребёнка (физическими, психологическими, социальными), насколько она эффективна? Как класс участвует в разрешении возникающих у одноклассников проблем?

6. В какой мере помогают вести воспитательную работу с детьми родители, коллеги, методическое объединение, администрация школы?

7. Что может поднять качество процесса воспитания детей, какие функции класса по отношению к членам классного коллектива требуют более пристального внимания?

Запишите ответы педагога.

Задание 2.2 Познакомьтесь с планом воспитательной работы педагога. Проанализируйте его с использованием схемы.

Схема анализа плана классного руководителя (О.С.Коршунова)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
1.1. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1.1.1. характеристика макро-, мезо- факторов, влияющих на социализацию учащихся; 1.1.2. социальный паспорт класса; 1.1.3. характеристика отношения родителей к деятельности классного руководителя; 1.1.4. уровень взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся
отсутствие информации – 0 баллов частичная характеристика – 1 балл четкая, ясная, конкретная характеристика - 2 балла развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ, КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ) 1.2.1. количественная характеристика класса; 1.2.2. качественная характеристика учащихся класса (половозрастные характеристики; состояние здоровья, отношение к ценностям здорового образа жизни; отношение к учебно-познавательной деятельности, познавательные потребности и интересы, мотивы учебной деятельности; отношение к людям: родителям и близким, учителям, сверстникам, старшим, младшим ребятам, окружающим, общая культура учащихся; отношение к Родине, государству, правопорядку, своим правам и обязанностям; общественная активность учащихся, участие в деятельности органов школьного, классного самоуправления, детских и молодежных общественных объединений (организаций), мотивы участия в общественной деятельности; отношение к труду, профессиональные ориентации учащихся; отношение к природе; интересы и увлечения учащихся, досуговая деятельность, занятость ребят во внеурочное время; отношение к самому себе, потребности в самопознании, самоопределении, самореализации, свободоспособность); 1.2.3. процессы коллективообразования в классе (уровень развития коллектива в классе; характеристика межличностных отношений; лидеры, аутсайдеры, микрогруппы, принципы их формирования; ведущие виды деятельности в классе, традиции; ценностные основания взаимоотношений в классном сообществе, возможности коллектива для самореализации учащихся; роль органов самоуправления в жизни класса); 1.2.4. характеристика групп учащихся, дифференцированных по различным признакам (по склонностям к развитию в той или иной сфере; по состоянию здоровья; по успеваемости; по общественному и личностному статусу; по ценностным ориентациям; по отношению к тем или иным видам деятельности; по психологическим особенностям; по принадлежности к той или иной национальности, этносу и прочим основаниям)
отсутствие информации – 0 баллов частичная характеристика – 1 балл четкая, ясная, конкретная, краткая характеристика всех позиций - 2 балла развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В ХАРАКТЕРИСТИКЕ КЛАССА
не использованы, характеристики бездоказательны – 0 баллов частичное использование – 1 балл использованы данные практически по всем позициям характеристики – 2 балла широкое привлечение диагностических данных по всем позициям характеристики – 3 балла
1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА, В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ
проблемы не выделены – 0 баллов проблемы характеризуются частично – 1 балл построена четкая, ясная иерархия проблем – 2 балла развернутая характеристика проблем - 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 12
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ
2.1. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ОПОРА НА НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ, ИДЕИ)
отсутствует – 0 баллов противоречивое, бессистемное указание на базовые теоретические положения, идеи – 1 балл ясное, четкое изложение научных ориентиров в работе – 2 балла развернутая характеристика научных идей как основы для организации воспитательного процесса – 3 балла
2.2. ОПОРА НА ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО, МЕСТНОГО, ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЕЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
информация отсутствует – 0 баллов перечень ряда документов – 1 балл ясное, четкое изложение системы документов, базовых для организации воспитания в классе – 2 балла развернутое, с указанием конкретных положений, изложение системы документов для организации воспитания в классе – 3 балла
2.3. НАЛИЧИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КРИТЕРИЯМ КОНКРЕТНОСТИ, РЕАЛЬНОСТИ, ДОСТИЖИМОСТИ
отсутствует – 0 баллов целевая установка не соответствует указанным критериям – 1 балл целевая установка четкая, конкретная, реальная и достижимая – 2 балла развернутая система целей: личностно- ориентированных, процессуальных, продуктивных – 3 балла
2.4. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ
отсутствует – 0 баллов частичное или противоречивое представление принципов воспитания – 1 балл ясное, четкое изложение принципов воспитания – 2 балла развернутая характеристика системы общепедагогических и частных принципов воспитания, принятых педагогом, - 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 12
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
3.1. ОБОСНОВАННОСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИМ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
отсутствует – 0 баллов противоречивые положения, краткие замечания – 1 балл ясное, четкое изложение позиции, обоснование основных направлений воспитательной работы – 2 балла развернутое изложение и комментарии по проблеме – 3 балла
3.2. ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ИСХОДЯ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА, СУЩЕСТВУЮЩИХ В НЕМ ПРОБЛЕМ И ПР.)
отсутствует – 0 баллов противоречивые положения, краткие замечания – 1 балл ясное, четкое изложение позиции, обоснование специфических направлений воспитательной работы – 2 балла развернутое изложение и комментарии по проблеме – 3 балла
3.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ПЛАНИРУЕМЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
отсутствует – 0 баллов краткая, но не полная характеристика направлений воспитания – 1 балл ясная, четкая обоснованная характеристика основных направлений и форм воспитательной работы – 2 балла развернутая характеристика основных направлений и форм воспитательной работы – 3 балла
3.4. НАЛИЧИЕ В ПЛАНЕ РАБОТЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
отсутствуют или представлено менее 6 тематических классных часов – 0 баллов представлено более 6 и менее 12 тематических классных часов – 1 балл представлено 12 тематических классных часов – 2 балла представлено более 12 тематических классных часов – 3 балла
3.5. НАЛИЧИЕ В ПЛАНЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (КЛАССНЫХ И ОБЩЕШКОЛЬНЫХ)
отсутствуют или представлено менее 12 воспитательных мероприятий – 0 баллов представлено более 12 и менее 24 воспитательных мероприятий – 1 балл представлено 24 воспитательных мероприятий – 2 балла представлено более 24 дел, акций, мероприятий – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 15
4. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
4.1. ЦЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
отсутствуют – 0 баллов частичное представление целей взаимодействия – 1 балл четкая система научно обоснованных целей взаимодействия с родителями учащихся – 2 балла развернутая характеристика системы обоснованных целей взаимодействия с родителями учащихся - 3 балла
4.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ С УКАЗАНИЕМ ПЛАНИРУЕМЫХ ФОРМ РАБОТЫ С НИМИ
отсутствует – 0 баллов краткая, но не полная характеристика направлений взаимодействия с родителями учащихся – 1 балл ясная, четкая обоснованная характеристика основных направлений и форм работы с родителями учащихся – 2 балла развернутая характеристика основных направлений и форм взаимодействия с родителями учащихся – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
5. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
5.1. СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
отсутствует – 0 баллов элементарная схема планирования (срок – мероприятие) – 1 балл четкая, системная схема планирования работы – 2 балла четкая, системная схема планирования работы с опорой на циклограмму деятельности – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 3
6. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ, КОЛЛЕКТИВО ОРИЕНТИРОВАННЫХ, ПРОДУКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ГОД; СООТНЕСЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
отсутствует информация – 1 балл неполное, бессистемное представление результатов воспитательной работы – 1 балл четкое, ясное изложение результатов воспитательной работы, сравнительная характеристика целей и результатов – 2 балла развернутое изложение результатов воспитательной работы, сравнительная характеристика целей и результатов –3 балла
6.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В ХАРАКТЕРИСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
не использованы, характеристика результатов бездоказательна – 0 баллов частичное использование – 1 балл использование разнообразных данных для описания результатов воспитания – 2 балла широкое использование различных диагностических процедур и полученных данных для описания результатов воспитания – 3 балла
6.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
отсутствует – 0 баллов простая констатация проделанной за год работы – 1 балл четкое, ясное изложение проделанной работы, анализ достижений и недостатков, причин соответствия (несоответствия) результатов воспитания поставленным целям воспитания – 2 балла развернутое изложение проделанной работы, анализ достижений и недостатков, причин соответствия (несоответствия) результатов воспитания поставленным целям воспитания – 3 балла
6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ
отсутствует – 0 баллов перечислены некоторые проблемы в работе с классом, частично указаны предполагаемые пути их решения – 1 балл ясное описание иерархии проблем в работе с классом и сформулированы четкие рекомендации по их решению – 2 балла развернутая, системная характеристика проблем в работе с классом и путей их решения – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 12
7. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПЛАНА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
7.1. НАЛИЧИЕ (ОТСУТСТВИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ В ПЛАНЕ, КАЧЕСТВО ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ
отсутствует план или большая часть разделов в плане – 0 баллов частичная, неполная характеристика всех или большинства разделов плана – 1 балл четкое, ясное, конкретное описание сути каждого раздела плана – 2 балла Развернутая характеристика всех или большинства разделов плана – 3 балла
7.2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО ПЛАНА
отсутствует – 0 баллов наличие противоречивых положений в разделах плана – 1 балл концептуальная целостность плана - 2 балла развернутая характеристика теоретических основ плана, концептуальное единство его разделов – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: ВЫВОДЫ

Задание 2.3 Познакомьтесь с программой воспитания классного руководителя. Представьте ее анализ в соответствие со схемой.

Схема анализа программы воспитания классного руководителя (О.С.Коршунова)

1. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ
1.1. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1.1.1. характеристика макро-, мезофакторов, влияющих на социализацию учащихся; 1.1.2. социальный паспорт класса; 1.1.3. характеристика отношения родителей к деятельности классного руководителя; 1.1.4. уровень взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся;
отсутствие информации – 0 баллов частичная характеристика – 1 балл четкая, ясная, конкретная характеристика - 2 балла развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ, КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ) 1.2.1. количественная характеристика класса; 1.2.2. качественная характеристика учащихся класса (половозрастные характеристики; состояние здоровья, отношение к ценностям здорового образа жизни; отношение к учебно-познавательной деятельности, познавательные потребности и интересы, мотивы учебной деятельности; отношение к людям: родителям и близким, учителям, сверстникам, старшим, младшим ребятам, окружающим, общая культура учащихся; отношение к Родине, государству, правопорядку, своим правам и обязанностям; общественная активность учащихся, участие в деятельности органов школьного, классного самоуправления, детских и молодежных общественных объединений (организаций), мотивы участия в общественной деятельности; отношение к труду, профессиональные ориентации учащихся; отношение к природе; интересы и увлечения учащихся, досуговая деятельность, занятость ребят во внеурочное время; отношение к самому себе, потребности в самопознании, самоопределении, самореализации, свободоспособность); 1.2.3. процессы коллективообразования в классе (уровень развития коллектива в классе; характеристика межличностных отношений; лидеры, аутсайдеры, микрогруппы, принципы их формирования; ведущие виды деятельности в классе, традиции; ценностные основания взаимоотношений в классном сообществе, возможности коллектива для самореализации учащихся; роль органов самоуправления в жизни класса); 1.2.4. характеристика групп учащихся, дифференцированных по различным признакам (по склонностям к развитию в той или иной сфере; по состоянию здоровья; по успеваемости; по общественному и личностному статусу; по ценностным ориентациям; по отношению к тем или иным видам деятельности; по психологическим особенностям; по принадлежности к той или иной национальности, этносу и прочим основаниям).
отсутствие информации – 0 баллов частичная характеристика – 1 балл четкая, ясная, конкретная характеристика - 2 балла развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ 1.3.1. Характеристика целевых, содержательно-деятельностных основ воспитания. Направления работы и их содержание. Виды воспитывающей деятельности и ее особенности. Технологическая составляющая воспитательной работы (формы, методы, приемы, средства воспитания, алгоритмы взаимодействия с учащимися). Позитивные и негативные аспекты. Краткие выводы. 1.3.2. Характеристика научно-методических, информационных и пр. основ воспитательного процесса в классе. Отражение траектории самосовершенствования педагога (участие в работе МО классных руководителей, педагогических советах, различные формы повышения квалификации), характеристика методической проблемы, над которой работает педагог; достижения и потенциал классного руководителя. Краткая характеристика его «методической копилки», наличие/отсутствие информационных и иных (материально-технических) ресурсов для организации воспитания в классе. Позитивные, негативные аспекты. Краткие выводы.
отсутствие информации – 0 баллов частичная характеристика – 1 балл четкая, ясная, конкретная характеристика - 2 балла развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
1.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В ХАРАКТЕРИСТИКЕ КЛАССА
не использованы, характеристики бездоказательны – 0 баллов частичное использование – 1 балл использованы данные практически по всем позициям характеристики – 2 балла широкое привлечение диагностических данных по всем позициям характеристики – 3 балла
1.5. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ. Структурирование и иерархизация названных выше противоречий, вычленение ключевых проблем в развитии воспитательного процесса в классе.
проблемы не выделены – 0 баллов проблемы характеризуются частично – 1 балл построена четкая, ясная иерархия проблем – 2 балла развернутая характеристика проблем - 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 15
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ
2.1. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ОПОРА НА НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ, ИДЕИ)
отсутствует – 0 баллов противоречивое, бессистемное указание на базовые теоретические положения, идеи – 1 балл ясное, четкое изложение научных ориентиров в работе – 2 балла развернутая характеристика научных идей как основы для организации воспитательного процесса – 3 балла
2.2. ОПОРА НА ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО, МЕСТНОГО, ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЕЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
информация отсутствует – 0 баллов перечень ряда документов – 1 балл ясное, четкое изложение системы документов, базовых для организации воспитания в классе – 2 балла развернутое, с указанием конкретных положений, изложение системы документов для организации воспитания в классе – 3 балла
2.3. НАЛИЧИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КРИТЕРИЯМ КОНКРЕТНОСТИ, РЕАЛЬНОСТИ, ДОСТИЖИМОСТИ
отсутствует – 0 баллов целевая установка не соответствует указанным критериям – 1 балл целевая установка четкая, конкретная, реальная и достижимая – 2 балла развернутая система целей: личностно- ориентированных, процессуальных, продуктивных – 3 балла
2.4. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ
отсутствует – 0 баллов частичное или противоречивое представление принципов воспитания – 1 балл ясное, четкое изложение принципов воспитания – 2 балла развернутая характеристика системы общепедагогических и частных принципов воспитания, принятых педагогом, - 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 12
3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ и его совершенствование
3.1. ОБОСНОВАННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ (по видам воспитывающей деятельности, по ценностям, вокруг которых строится организация воспитания и пр.)
отсутствует – 0 баллов противоречивые положения, краткие замечания – 1 балл ясное, четкое изложение позиции, обоснование основных направлений воспитательной работы – 2 балла развернутое изложение и комментарии по проблеме – 3 балла
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
отсутствует – 0 баллов Частичная характеристика базовой культуры личности – 1 балл ясная, четкая характеристика базовой культуры личности – 2 балла развернутое изложение и комментарии по проблеме – 3 балла
3.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ, ОТРАЖАЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ КЛАССА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ И ПР.
отсутствует – 0 баллов краткая, но не полная характеристика специфического содержания воспитания – 1 балл ясная, четкая характеристика специфического содержания воспитания – 2 балла развернутая характеристика специфического содержания воспитания – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 9
4. ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА
4.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ, СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
отсутствует – 0 баллов частичная, слабо обоснованная характеристика методов, приемов, средств воспитания – 1 балл ясная, четкая, обоснованная характеристика методов, приемов, средств воспитания – 2 балла Развернутая, научно обоснованная характеристика методов, приемов, средств воспитания – 3 балла
4.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
отсутствует – 0 баллов частичная, слабо обоснованная характеристика форм воспитательной работы – 1 балл ясная, четкая, обоснованная характеристика форм воспитательной работы – 2 балла Развернутая, научно обоснованная характеристика форм воспитательной работы – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
5.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ КАЖДОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
отсутствуют – 0 баллов частичное представление целей каждого этапа реализации программы – 1 балл представление четкой системы целей каждого этапа реализации программы – 2 балла Представление развернутая характеристика целей каждого этапа реализации программы - 3 балла
4.2. ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
отсутствует – 0 баллов частичное отражение плана мероприятий на каждом этапе реализации программы – 1 балл четкое отражение основных мероприятий каждого этапа реализации программы (более подробное отражение плана первого этапа) – 2 балла развернутая характеристика основных мероприятий каждого этапа реализации программы (более подробное отражение плана первого этапа) – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ, КОЛЛЕКТИВООРИЕНТИРОВАННЫХ, ПРОДУКТИВНЫХ (ЖИЗНЕННО-ПРАКТИЧЕСКИХ) РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ
отсутствует – 0 баллов частичная характеристика предполагаемых результатов воспитания – 1 балл четкое, последовательное описание предполагаемых результатов воспитания – 2 балла развернутая характеристика предполагаемых результатов воспитания – 3 балла
6.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
отсутствует – 0 баллов характеристика некоторых диагностических процедур определения результатов воспитательной работы – 1 балл краткое и четкое описание диагностических процедур для определения результатов воспитательной работы – 2 балла развернутая характеристика диагностических процедур для определения результатов воспитательной работы – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
7. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
7.1. НАЛИЧИЕ (ОТСУТСТВИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ В ПРОГРАММЕ, КАЧЕСТВО ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ
отсутствует программа или большая часть разделов в плане – 0 баллов частичная, неполная характеристика всех или большинства разделов программы – 1 балл четкое, ясное, конкретное описание сути каждого раздела программы – 2 балла развернутая характеристика всех или большинства разделов программы – 3 балла
7.2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО ПРОГРАММЫ
отсутствует – 0 баллов наличие противоречивых положений в разделах программы – 1 балл концептуальная целостность программы - 2 балла развернутая характеристика теоретических основ программы, концептуальное единство его разделов – 3 балла
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: ВЫВОДЫ

Задание 2.4 Познакомьтесь с анализом воспитательной работы за прошедший учебный год. Выскажите предложения по его совершенствованию,руководствуясь приведенной ниже схемой.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:

- приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесо­образность их постановки;

- соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;

- правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм ра­боты, средств педагогического влияния, приемов включения уча­щихся в деятельность и общение;

- возникала ли необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;

- результаты решения поставленных задач; расхождения целей и реальных результатов, их причины.

2. Анализ развития коллектива класса:

- социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;

- степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;

- традиции класса;

- особенности общения в классном коллективе: харак­тер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;

- особенности общественного мнения класса и его влияние на ценност­ные ориентации учащихся;

- преобладающее отношение учащихся к учите­лям, к школе;

- доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;

- негативные явления, замеченные в жизни коллектива;

- наличие конфликтов, их разрешение;

- степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ со­вместной деятельности;

- развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.

3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

- участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клу­бов, творческих объединений;

- участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;

- степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы;

- активность и результативность уча­стия членов классного коллектива в школьных делах.

4. Анализ работы органов самоуправления:

- участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, орга­низаторской деятельности;

- эффективность самоуправления;

- периодичность и сменяемость органов самоуправления;

- влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.

5. Анализ развития учащихся класса:

- уровень воспитанности уча­щихся; позитивная динамика его изменения; факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности; соответствие уровня воспитанности запланированным воспитательным целям;

- степень развития познавательных интересов и творческих спо­собностей учащихся в интеллектуальной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность;

- уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успе­ваемость;

- изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культу­ры общения, правовой, интеллектуальной, инфор­мационной, художественной, экологической, экономической и физической культуры, культуры труда, культуры семейных отношений; адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности);

- наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;

- сформированность у учащихся потребности заниматься само­воспитанием;

- влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников) и заня­тий в кружках, секциях и других объединениях;

- изменения состава класса, происшедшие в течение года; индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;

- индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребно­сти, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего соци­ального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.

6. Анализ организации и эффек­тивности воспитательного процесса в классе:

- использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;

- соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности и возникающим в детской среде проблемах;

- насколько удачной оказалась последовательность классных меро­приятий в прошедшем учебном году;

- удовлетворенность школьников проведенными воспитательные мероприятиями (указать мероприятия, в которых учащиеся участвовали с наиболь­шим удовольствием; прошедшие скучно, формально; к которым учащиеся остались равнодушными);

- фамилии учащихся, активно участвовавших в классных делах; не проявляющих интереса к ним;

- от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;

- новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;

- методы воспитательного воздействия, формы работы и средст­ва педагогического влияния, наиболее положительно повлиявшие на раз­витие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование созна­тельной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т.д.);

- мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовавшие сплочению классного коллектива.

7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:

- с одаренными детьми;

- со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;

- с «трудными»: количество стоящих на учете, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.

8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:

- взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;

- взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;

- проведение открытых мероприятий, их результативность.

9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:

- влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;

usk.deutsch-service.ru referatumw.nugaspb.ru citizen.refepic.ru refancm.ostref.ru Главная Страница