Концепция жизненного цикла в управлении

Общие положения концепции жизненного цикла систем

Жизненный цикл системы – совокупность взаимосвязанных процессов (стадий) создания, последовательного изменения состояния и утилизации системы, обеспечивающей потребности пользователя.

На рисунке 4.1 представлены фазы жизненного цикла системы – как продукта, реализуемого на рынке и пользующегося спросом на всем его протяжении. Основными фазами жизненного цикла являются зарождение, развитие, зрелость, старе­ние.

Рисунок 4.1. – Изменение объемов продаж и чистого дохода по фазам жизненного цикла системы

Можно привести следующие ха­рактеристики указанных на рисунке 4.1 стадий жизненного цикла развития систем.

Зарождение (участок А-В).Системы, находящиеся на этой стадии, как правило, возникли недавно ввиду неудовлетворенной потребности группы по­требителей или в результате развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавших­ся для удовлетворения нужд потребителя. Основными характеристиками таких систем являются измене­ния в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фраг­ментарность предложений на быстро меняющемся рынке. Объем продаж (А-В) растет, чистый доход, как правило, отрицателен в связи с тем, что для разработки системы расширения производственной базы осуществляется большой объем инвестиций. На этой стадии, как правило, требуются дополнительные источники финансирования для развития системы.

Развитие (участок В-С) – интенсивное развитие системы, т.е. приращение результатов опережает рост затрат. Точка С – точ­ка перегиба, для которой S’’(tc) = 0 (вторая производная равна нулю). На участке (В-С) угол наклона между касательной и кривой более 45 градусов. На этой стадии продукция, производимая сис­темой, начинает пользоваться спросом у все большего числа поку­пателей. В этот момент обостряется конкуренция. Производители начинают бороться за получение боль­шей доли на рынке. На стадии развития еще возможно вхождение на рынок новых производителей, хотя с течением времени это становится гораздо более трудным делом. Объем продаж (В-С) быстро увеличивается за счет интен­сивных факторов производства.

Зрелость (участок C-D) – стадия полного насыщения рынка. Большинство потенциальных покупателей приобретают продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется ста­бильностью спроса и предложения на рынке, постоянством технологий и распределения до­лей на рынке. Вход на рынок новых производителей затруднен и требует значительных вложений. Объем продаж достигает предельно высокого уровня (D), но в развитии системы все большее значение приобретают экстенсивные факторы. В точке D прибыль, достигнув максималь­ного значения, начинает снижаться S'(tD)=0 (первая производ­ная равна нулю). На участке (C-D)угол наклона между касательной и кривой жизненного цикла менее 45 градусов.

Старение(участок D-E) – постепенно снижается спрос на продукцию, либо потому, что ее начинают вытеснять новые и более качественные заменители, либо потому, что меняются потре­бительские предпочтения покупателей. Главными харак­теристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов, сужение ассортимента товаров. Объем продаж падает, прибыль снижается, денежный поток сокращается. Объем продаж стремится к нулю (Е).

Концепция жизненного цикла систем предполагает следующее:

- жизненный цикл системы ограничен определённым периодом времени;

- по мере своего развития система проходит определённые этапы, на которых реализуются новые возможности и возникают проблемы функционирования;

- на разных этапах жизненного цикла темпы роста объёмов производства (реализации) и получаемой прибыли значительно различаются.

Приведенные на рисунке фазы жизненного цикла систем рассмотрены в наиболее общем виде. Конкретизация жизненного цикла систем по отдельным фазам, этапам, стадиям в разрезе отдельных элементов формирования стоимости позволяет разработать механизм управления на его основе.

refaovj.ostref.ru referatudp.nugaspb.ru no.halmer.ru sfa.deutsch-service.ru Главная Страница