Административное регулирование

Административные формы регулирования экономики особенно широко применялись в первые месяцы нэпа. Стремление ограничить конкурировавший с товарообменом частный торговый оборот потребовало предоставления местным органам значительных административных полномочий. Продовольственные комиссары на местах получили право запрещать торговлю в отдельных районах (если там не выполнялись обязательства по сбору налогов). Исполкомы контролировали проезд торговцев по железным дорогам. В ряде губерний проводилось закрытие рынков милицией. Отдельные районы страны бронировались исключительно под государственные заготовки, и торговля в них запрещалась.

Проводились конфискация и снос рыночных построек. Однако с развитием товарооборота пришлось пересмотреть многие аспекты административного регулирования торговли и предпринимательства.

Установка IX съезда Советов, ориентирующая на экономические и правовые факторы регулирования, привела к сокращению чисто административных мер. С переходом к нэпу эти меры начали выполнять не столько запретительно-разрешительные функции, сколько контрольные. Вместе с тем основной сферой применения административного регулирования становился обобществленный (плановый) сектор экономики. Административные акты, с помощью которых государство воздействовало на товарный оборот, по характеру и содержанию делились на: общие акты, устанавливающие основы торгового оборота (круг субъектов и объектов оборота); акты, относящиеся к технической стороне торговой деятельности (о регистрации, порядке ведения операций и т.п.); акты, издававшиеся с целью воздействовать на рынок путем внесения планового начала (например, регулирование цен).

Контрольная деятельность

Регистрация частных предприятий осуществлялась вначале отделами управления исполкомов, затем (с 1922 г.) — отделами милиции. В октябре 1924г. контрольно-регистрационные функции были переданы финансовым органам. Быстрое развитие товарооборота потребовало унификации регистрационного порядка. Вместе с тем появление новых организационных форм хозяйствования (акционерные и смешанные общества) потребовало создания и специальных административных органов.

В апреле 1922 г. был образован Главный комитет по делам о концессиях и акционерных обществах. В августе 1923 г. дела об акционерных (без участия иностранного капитала) обществах были переданы Экономическому совещанию РСФСР, а ГлавконцессКом сосредоточил свою деятельность в сфере концессий.

Единый порядок регистрации предприятий был установлен Положением о торговой регистрации (октябрь 1925 г.). Для частных лиц право владения предприятием признавалось законом лишь в случае его своевременной регистрации.

В октябре и декабре 1921г. были приняты декреты СНК, устанавливавшие ответственность за уклонение от дачи и дачу ложных сведений одеятельности хозяйственного предприятия. В марте 1922 г. СТО принял постановление «Об отчетности государственных, кооперативных и частных предприятий» перед ВСНХ и ЦСУ. В октябре 1922 г. СТО обязал частные предприятия делать публичные отчеты (в газете «Экономическая жизнь») о своей деятельности: о балансах, основном капитале, типе товарищества, составе участников, юридическом адресе и т.п. Это же правило распространялось на частные банки, акционерные общества, ОВК и арендованные предприятия. Для контроля за финансовым положением предприятий в августе 1923 г. при СТО было создано Кредит-бюро. В сентябре 1923 г. СНК издал Декрет об обязательном ведении торговых книг.

Часть контрольных функций взяла на себя РКИ. В марте 1922 г. ВЦИК поручил РКИ контроль за расходованием денежных и материальных средств частных предприятий, полученных ими от госорганов. Однако органы РКИ не проводили ревизии самих частных предприятий и не вмешивались в их деятельность. Этим занимались финансовые органы. Но в Отношении арендных предприятий РКИ осуществляла контроль с точки зрения общего соответствия деятельности частного предприятия советским законам, в дополнение к этому РКИ наблюдала за условиями сохранности и эксплуатации частными лицами государственного имущества.

Репрессивные меры административного характера применялись к нарушителям законов и правил, установленных для различных форм предпринимательства. Частник подвергался взысканиям за нарушение правил ведения торговли, налоговой отчетности, охраны труда, соблюдения и публикации цен и т.п.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮСТИЦИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К НЭПУ

Прокуратура

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали — вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали — местным исполкомам. В. И. Ленин возражал против принципа «двойного подчинения», настаивал на единственном вертикальном подчинении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста, но не как автономную систему. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики в

своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. (Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.)

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК. и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различных юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

Судебная реформа

В ноябре 1922 г. было принято Положение судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии [при СТО и губэкосо (губернских экономических совещаниях)].

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды были созданы вожех союзных республиках.

Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.

Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

ОГПУ

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал Декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД.

На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии, применявшиеся ранее ВЧК, отменялись, подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы при ЦИК автономных республик и губисполкомах. В армии и на флоте создавались особые отделы, на железнодорожных и водных транспортных путях — транспортные отделы.

Аналогичные реформы органов госбезопасности были проведены в других республиках (Украине, Белоруссии). В договоре об образовании СССР предполагалось создать объединенный орган для борьбы с «контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом» во всесоюзном масштабе.

Конституция СССР 1924 г. «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом» учреждала при СНК СССР Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в СНК с правом совещательного голоса. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на Прокурора Верховного суда СССР.

В ноябре 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений, особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. Был создан мощный единый орган государственной безопасности.

Доктрина революционной законности стала идеологической основой строящейся системы правоохранительных органов. Единая правовая база и единая централизованная система прокуратуры должны были обеспечить ее выполнение. Основным законом страны была Конституция СССР.

Переход к нэпу потребовал пересмотра представлений о законности и правах граждан. Ряд актов закреплял общие и специальные имущественные права граждан. Их личные права закреплялись в актах, регламентирующих судебную деятельность, в законах об адвокатуре и прокурорском надзоре. Свертывание внесудебной деятельности органов безопасности также способствовало расширению сферы личных неимущественных прав. Вместе с тем процессы, происходившие в сфере советской юстиции, создавали основу для усиления политических репрессий против оппозиции правящему режиму.

В 1922 г. все места лишения свободы (кроме лагерей ГПУ) были объединены в систему, которой руководило Главное Управление мест заключения НКВД, начала складываться система ГУЛАГа. Политические репрессии имели целью унификацию идеологической сферы, уничтожение политической и идейной оппозиции.

Церковь

Еще в августе 1917 г. состоялась первая сессия Поместного собора Русской Православной Церкви, вторая и третья сессии проходили в 1918 г.

4 ноября 1917 г. Поместный собор вынес решение о восстановлении патриаршества в России, на другой день большинством Собора Патриархом был избран митрополит Московский Тихон. Были образованы два органа управления Церковью — Священный Синод и Высший Церковный Совет. (Указом Патриарха в июле 1924 г. эти органы были распущены.) В годы Гражданской войны Церковь пыталась выступать в качестве посредствующей и миротворческой силы. Вместе с тем церковные иерархи, поддерживая национальную и монархическую идеи, осуждали жестокости и эксцессы новой власти.

По окончании Гражданской войны были предприняты новые меры против Церкви. В феврале 1922 г. конфискованы церковные драгоценности. Сопротивление, вызванное этой мерой, подавлялось военными и административными средствами. В июле 1922 г. в составе Церкви выделилась группа священников, готовых сотрудничать с новой властью («живая церковь»). Ее представители провели в 1923 г. Собор, отменивший патриаршество.

В июне 1923 г. Патриарх Тихон признал законность советской власти. После смерти Патриарха в 1925 г. новые выборы не состоялись, а взявший на себя исполнение патриарших обязанностей митрополит Петр в 1925 г. был сослан в Сибирь. Другой преемник Патриарха, митрополит Сергий, призвал в июне 1927 г. «к подчинению законной власти России». Церковная оппозиция власти, объединившаяся вокруг митрополита Иосифа, была подавлена. В апреле 1929 г. был издан Декрет, усиливавший контроль местных органов власти за церковными приходами. Введение шестидневной недели (пять рабочих дней, один выходной) упраздняло воскресенья и религиозные праздники. Все это проходило на фоне расширяющейся атеистической пропаганды.

Карательная политика

В 1928 г. ВЦИК РСФСР принял постановление в котором анализировались результаты карательной политики, осуществлявшейся НКВД и НКЮ. В качестве отрицательных моментов ВЦИК и СНК РСФСР отмечали: чрезвычайный рост числа осужденных, применение судами условного осуждения вместо оправдательных приговоров, часто недостаточную обоснованность привлечения К уголовной ответственности, медленность следственного и судебного производств и т.п.

Вместе с тем НКЮ и НКВД предлагалось внести в правительство проект закона, позволявшего компетентным органам ставить вопрос о необходимости продления сроков или принятия новых мер социальной защиты в «отношении лиц, не поддающихся исправлению».

Предлагалось также разработать проект изменения законодательства о принудительных работах на началах «бесплатности, хозяйственной выгодности, такой их организации, чтобы они представляли собой реальную меру репрессии по сравнению с общественными работами, организуемыми для безработных органами Наркомтруда».

Предлагалось расширить компетенцию начальников мест заключения. Указывалось на необходимость расширить емкость трудовых колоний и возложить на ВСНХ обязанности по их обеспечению оборудованием и ремонтными работами.

Карательная политика самым тесным образом смыкалась с хозяйственной. Бесплатный труд заключенных и экономическая система ГУЛАГа становились важными экономическими факторами в развитии народного хозяйства страны.

Метод вычисления частных производных.
Третий этап развития педагогической психологии
MATH ALL DAY AND EVERYWHERE
О проведении конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций Ульяновской области
Анализ документов, наблюдение и эксперимент в социологии
Хорошо разлагает фосфорит кислый торф.
Особенности туризма как объекта управления
Схема 8.
Зведення об’ємно-блокових і панельно-блокових будівель
Категории диалектики, упорядочивающие бытие
Політико-правове середовище.
Зовнішньоекономічний маркетинг - маркетингова діяльність фірми на ринках кількох країн, яка передбачає створення філій, представництв фірми, дочірніх фірм або придбання фірм.
Сравнительный подход в оценке рыночной стоимости предприятия
Обов’язковість судових рішень
Походження і класифікація озер.
Основным мотивом поведения предприятий как субъектов рынка
Фактори розвитку клiматiв Землi. Астрономiчнi гiпотези.
Трудовой договор (контракт).
Історичні впливи на політичну культуру українців
Завдання 3 Розв´язання транспортної задачі
Дугова плавильна електропіч
Вимоги до знань та умiнь
Основні дії з використанням миші
Главная Страница