Схема специального психологического и логопедического обследования ребенка дошкольного возраста

Ф.И О ______________________________ Возраст_________

Психологическое обследование

Контакт(речевой, жестовый, мимический):

- в контакт не вступает,

- проявляет речевой негативизм,

- контакт формальный (чисто внешний),

- в контакт вступает не сразу, с большим трудом.

- не проявляет заинтересованности в контакте,

-легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

Эмоционально-волевая сфера:

активный/пассивный,

деятельный/инертный,

бодрый/вялый,

работает с удовольствием/из подчинения,

неадекватное/адекватное поведение,

- двигательная расторможенность,

- агрессивный,

- избалованный,

- колебания настроения,

- конфликтность,

- страхи.

Состояние слуха (норма, тугоухость, глухота).

Состояние зрения(норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение, слепота).

Моторика:

1) ведущая рука (правая, левая);

2) развитие манипулятивной функции рук :

- отсутствует хватание;

- резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);

- ограничена;

- недостаточная мелкая моторика;

- сохранная;

3) согласованность действий рук:

- отсутствует

- N

4) тремор. Гиперкинезы. Нарушение координации движений.

Внимание(длительность сосредоточения, стойкость, переключение):

- ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания),

- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;

- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности,

- плохое переключение внимания,

-внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Реакция на одобрение:

- адекватная (радуется одобрению, ждет его);

- неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание:

- адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);

- адекватная (обижается);

- нет реакции на замечание;

- негативная реакция (делает назло).

Отношение к неудаче:

- неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);

- отсутствует оценка неудачи;

- негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Работоспособность:

- крайне низкая;

- снижена;

- достаточная.

Характер деятельности

- отсутствие мотивации к деятельности;

- работает формально;

- деятельность неустойчивая;

- деятельность устойчивая, работает с интересом.

Обучаемость, использование помощи(во время обследования):

- обучаемость отсутствует. Помощь не использует;

- нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;

- обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;

- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.

Уровень развития деятельности:

проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса, степень его стойкости (занимается длительно одной игрушкой или переходит от одной к другой):

- интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную со взрослым игру не включается. Самостоятельной игры не организует),

- проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам,

- обнаруживает стойкий избирательный интерес к игрушкам;

адекватность употребления игрушек:

- совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия),

- игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его значением);

характер действий с предметами-игрушками:

- неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно - постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);

- специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предмета;

- предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;

- процессуальные действия;

- цепочка игровых действий;

- игра с элементами сюжета;

- сюжетно-ролевая игра.

Запас общих представлении:

- низкий, ограничен;

- несколько снижен;

- соответствует возрасту (N).

Знание частей тела и лица (визуальная ориентация).

Зрительное восприятие:

восприятие цвета:

- представление о цвете отсутствует,

- сличает цвета,

- различает цвета (выделяет по слову),

- знает и называет основные цвета (N - в 3 года);

восприятие величины:

- представление о величине отсутствует,

- соотносит предметы по величине,

- дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову),

- называет величину (N - в 3 года);

восприятие формы:

- не имеет представления о форме,

- соотносит предметы по форме,

- различает геометрические формы (выделяет по слову),

- различает геометрические формы при нестандартном изображении,

- называет плоскостные и объемные геометрические формы (N - в 3 года).

Складывание матрешки (трехсоставная- от 3 до 4 лет; четырехсоставная– от 4 до 5 лет; шестисоставная- от 5 лет):

Действия: неадекватные / адекватные;

способы выполнения задания:

- действие силой;

- перебор вариантов;

- целенаправленные пробы (N- до 5 лет);

- примеривание;

- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Включение в ряд (шестисоставная матрешка- с 5 лет):

Действия: неадекватные / адекватные;

способы выполнения задания:

- без учета величины;

- целенаправленные пробы (N до 6 лет);

- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Складывание пирамидки(до 4 лет - 4 кольца; с 4 лет - 5-6 колец).

Действия: неадекватные / адекватные,

- без учета величины колец;

- с учетом величины колец:

- пробы;

- примеривание;

- зрительное соотнесение (N - с 6 лет обязательно).

Кубики-вкладыши(пробы, примеривание, зрительное соотнесение).

Целостный образ предмета(складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей).

Парные картинки(с 2 лет; выбор по образцу 2, 4, 6 картинок).

Почтовый ящик (с 3 лет):

- действие силой (допустимо в N до 3,5 лет);

- перебор вариантов;

- пробы;

- примеривание;

- зрительное соотнесение (N с 6 лет обязательно).

Конструирование:

1) конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению);

2) складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

Восприятие пространственных соотношений:

1) ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение;

2) дифференцирование пространственных понятий (выше, ниже, дальше - ближе, справа - слева, впереди - сзади, в центре);

3) целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2-3-4-5-6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией);

4) понимание и использование логико-грамматических конструкций (N с 6 лет).

Временные представления:

- части суток (N с 3 лет);

- времена года (N с 4 лет);

- дни недели (N с 5 лет);

- понимание и использование логико-грамматических конструкций (N с б лет).

Количественные представления:

- порядковый счет (устно и пересчет предметов);

- определение количества предметов;

- выделение нужного количества из множества;

- соотнесение предметов по количеству;

- понятия «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну»; - счетные операции.

Память:

1)механическая память (в пределах возрастной N, снижена);

2) опосредованная (вербально-логическая) память (N, снижена).

Мышление:

уровень развития мышления:

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное

- элементы абстрактно-логического мышления.

Классификация предметов.

«Четвертый - лишний» (исключение не подходящих к группе предметов и понятий).

Главная Страница