Э18. Задачи и функции гос-ва в экономике. Разграничение полномочий между различными уровнями управления.

Проблемы, связанные с местом, ролью, функциями гос-ва в экономике, занимали ученых с самого возникновения экономической науки.

Представители кейнсианского подхода выступают за активное макроэкономическое вмешательство правительства в экономику. Отличие их подхода к роли гос-ва состоит в подчеркивании важности того факта, что кризисы возникают вследствие неблагоприятной структуры финансовых потоков экономических субъектов. Поэтому фискальная и денежная политика д. б. направлены не столько на регулирование совокупного спроса, сколько на обеспечение адекватной структуры и объема финансовых потоков. Вот почему важна не только фискальная политика, но и деятельность Центрального банка. Отказ ЦБ от осуществления такой деятельности и его переориентация на стабильность денежной массы (как это требуется монетаристами и новыми классиками) может привести к краху всей финансовой системы.

Классический подход характеризуется ограниченным вмешательством гос-ва в экономику. В экономике действуют объективные и стихийные зоны, которые поддерживают экономическую систему в равновесии при невмешательстве гос-ва. Гос-ная политика должна была способствовать росту производительных сил общества, направлена на поддержание порядка, охраны частной собственности и конкуренции. Был выведен принцип «невидимой руки» в экономике. Т.е. основное в концепции классиков: минимум вмешательства гос-ва, воздействие только через денежно-кредитные инструменты.

Институциональный подход предполагает усиление роли гос-ва. Автономное развитие экономики приводит к социальным конфликтам. Необходимо осуществлять тотальное огосударствление собственности, централизованное планирование, тотальный контроль за экономикой, соц. гарантии. Экономический дирижизм: гос-во – экономический центр, гос-во осуществляет регулирование на основе индикативного планирования.

Гос-во решает 2 типа задач: 1) аллокационные (повышение экономической эффективности). Аллокация - рациональное размещение ограниченных ресурсов. Принцип Парето-улучшения – это такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния хотя бы одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из др. участников). Парето-оптимизации - достижение всех возможных Парето-улучшений. Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого при условии, что исходное распределение ресурсов между индивидами задано и не подлежит изменению, иначе как по их взаимному согласию; 2) задачи социальной гармонизации. Распределение готового продукта и доходов. Перераспределение предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения др., а значит связано с конфликтами интересов.

К функциям гос-ва в экономике относятся: 1. антимонопольная политика гос-ва; 2. регулирующая политика; 3. стабилизационная функция; 4.перераспределение (дохода и богатства); 5. организация денежного обращения; 6. представление национальных интересов. Также здесь необходимо отметить стабилизационную политику - это процесс восстановления стабильного положения экономики. Цели стабилизационной политики – противодействие цикличности, поддержание экономического роста в заранее заданных пределах; поддержание высшего уровня занятости; сдерживание инфляции; достижение положительного сальдо платежного баланса.

Суть стабилизационной политики - воздействие гос-ва на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамичного равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода. Правительство проводит стимулирующую экономическую политику в периоды депрессии и сдерживающую политику в периоды подъема.

Разграничение полномочий между различными уровнями управления.Это одно из направлений административной реформы. Цель процесса передачи и разграничения полномочий - создание стройной системы управления, исключающей параллелизм и дублирование функций, что ведет к значительному сокращению административного персонала. Разграничение и передача полномочий м. б. как комплекса управленческих функций, так и отдельных функций. При этом может осуществляться как по вертикали на основе централизации (вверх) и децентрализации (вниз) по уровням власти. Также по горизонтали на основе специализации и разделения труда между исполнителями.

Разграничение функций и полномочий между центральным и местными уровнями управления предполагает предоставление последним больше прав в области эк-го регулирования процессами локального значения. Разделение функций управления должно соответствовать принципу макс-й эффект-ти, т.е. следует четко опред-ть цели и задачи, которые более присущи тому или иному уровню упр-я, и где будет наибольший эффект от их реализации. Полномочия необходимо распределять так между органами гос-ной власти и органами местного самоуправления, чтобы создать условия для оптимального распределения ресурсов.

Э 19. Человеческий и социальный капитал организации. Социальное партнерство. Тема теории чел. капитала актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Только опытная квалифиц-ная рабочая сила способна управлять высоко технолог-им процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Чтобы рассматривать теорию чел. капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий. Чел. капитал - в экон-ой науке - способность людей к участию в процессе производства. Чел капитал подразделяется на:

1.Общий чел. капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.

2.Специфический чел. капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

3.Чел интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профес-ных знаний, опыта. Итак, под чел капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, кот-е использ-ся индивидом для получения дохода.

Чел. капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Например, И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула чел. капитала принимает след-й вид: ЧК = Кз + Кк + Ко, где ЧК - человеческий капитал; Ко - капитал образования; Кз - капитал здоровья; Кк - капитал культуры.

Кз представляет собой инвестиции в человека, осущест-ые с целью формирования, поддержания и совершенст-ния его здоровья и работоспособ-ти. И.В. Ильинский в понятии капитала здоровья выделяет базовый и приобретенный капитал. Первый определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путём. Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производст-ой деят-ти.

Стоимость чел. капитала экономисты определяют как на макро - так и на микроуровнях. Микроуровень - это стоимость затрат фирмы по восстановлению чел. капитала фирмы. А именно:- повышение квалификации уже принятых работников;- мед. обследование;- оплата больничных листов нетрудоспособности; - затраты по охране труда; - добровольное мед. страхование, оплаченное фирмой; - оплата медец-их и других соц-ных услуг за работника фирмы. На макроуровне рассматриваются соц-ные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. Вывод: Чел. капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деят-ти человека.

Соц-й капитал – это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой социальной структуре… Способность к накоплению соц. капитала не является индивидуальной характер-кой личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Т. о.,соц. капитал – продукт включенности человека в социальную структуру». Соц. капитал содержится в таких элементах общественной организации, как соц-ные сети(межличностное общение), соц-ные нормы (поддерживающие соц сети и поощряющие сотрудничество) и доверие, создающие условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды.

Соц капитал-один из факторов эффективной деят-ти организации. Для соц-го капитала характерны 3 основные черты: целесообразность, сознательность, формирование на основе существующих соц-х структур.(соц капитал формируется в определен-х соц-х структурах и представляет собой источник реализации определенной цели). Т.о, соц капитал- сознательное пользование индивида, организации, социальной группы социальными сетями,к-е благодаря доверию, общим нормам и правилам становятся средствами достижения цели.

Социальное партнерство - это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям соц-но-эконом-го и полит-кого развития. Соц партнерство по своей сущности нацелено на формирование консенсуса, на снижение напряженности во взаимоотношениях между различными социальными группами. Соц партнерство - это не только перераспределение ресурсов для решения социальных проблем. Объектом общей ответственности оказываются не только социальные проблемы сами по себе, но и способы их решения. Соц партнерство - социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Можно выделить следующие ключевые моменты соц. партнерства: - социальная проблема; - интересы партнеров; - правовая обоснованность партнерства; - возможности и сильные стороны партнеров; - правила взаимодействия и взаимного контроля; - наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства; - наличие проекта как способа соорганизации сторон; - постоянство и стабильность процесса социального партнерства; - инновационные пути решения социальных проблем. Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема.

low.halmer.ru refanwm.ostref.ru referatviq.nugaspb.ru referattzf.nugaspb.ru Главная Страница