Кончики пальцев - солнечное сплетение - середины ладоней

Кисти рук располагаем на уровне солнечного сплетения, кончики пальцев соединены, ладони обращены друг к другу (как будто вы держите в руках что-то похожее на невидимый кокосовый орех). Все пальцы, кроме больших, направлены вперед, а большие - вверх (рис. 108).

Со значительным усилием сжимаем кончики пальцев, дышим спокойно, ровно. Внимание сосредоточиваем на приятных ощущениях в области солнечного сплетения.

На вдохе поднимаем ощущения к межбровью, на выдохе опускаем в область солнечного сплетения.

Вдыхаем в области солнечного сплетения, выдыхаем в середину ладони правой руки. Вдох в центр правой ладони, выдох - в центр ладони левой руки.

Вдох - в центр ладони левой руки, а выдох - в область солнечного сплетения и отпускаем напряжение.

Выполнить несколько раз.

Это упражнение можно повторить после выполнения ряда других заданий, но уже с меньшим напряжением в кончиках пальцев. Оно способствует развитию интуиции, гармонизирует деятельность различных отделов организма.

СУФИЙСКИЙ МЕТОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Почему суфии не носят очков?

Кроме старости,
для каждой болезни есть лечение.

Суфийское изречение

Однажды суфий в течение нескольких часов был поглощен чтением Корана. Его глаза устали: приходилось щуриться, чтобы разобрать Священное Писание. Отложив книгу, он поднял с земли только что упавшие с дерева листья. Всматриваясь в каждый лист, суфий замечал множество прожилок, линий, разнообразие оттенков зеленого, ощущал растительную мякоть. Прошло время. Подошедший к нему человек заинтересовался: “Уважаемый, что ты так долго смотришь на эти листья? О чем ты думаешь? Ты поглощен этими листьями, словно Кораном, который ты отложил несколько часов назад!”

Суфий ответил: “Я продолжаю читать Коран. Посмотри на эти листья - на них написаны великолепные строки о тайнах природы!”

В Средней Азии люди не носят очки. И причиной этому служит не только благополучная экологическая обстановка: чистый воздух, чистая вода и здоровая пища. Многое зависит от отношения к своим глазам.

Не вдаваясь в медицинскую терминологию, можно сказать, что общей причиной ухудшения зрения являются ослабленные “глазные корни”. Это приводит к изменению положения зрачка и, в конечном итоге, смене фокусировки. С чем связано ослабление “глазных корней”? Согласно суфийской точке зрения, человеческая жизнь представляет собой смену семилетних циклов: от рождения - до 7 лет, от 7 лет - до 14 и так далее. К окончанию каждого цикла общее состояние здоровья у всех людей несколько ухудшается. Если у вас или у ваших родственников зрение оставляет желать лучшего, вспомните, когда появились первые признаки ухудшения. Большинство людей назовут возраст, находящийся ближе к концу семилетнего цикла: 6 лет, 12-13 лет, 19-20 лет и так далее. Что делает обычный человек, у которого ухудшается зрение? Правильно, он идет к врачу. Что делает врач? Назначает лекарства и прописывает очки. Таким образом временное, я подчеркиваю, временное ослабление зрения превращается в постоянное нарушение - глаза просто привыкают к очкам, особенно к очень красивым очкам, таким же, как у папы или мамы. Кое-кто даже считает очки признаком интеллекта! Очень быстро очки становятся частью личности человека, его непременным атрибутом, частью его Я. Кровообращение в области глаз замедляется, “глазные корни” остаются пассивными и плохое зрение становится привычкой.

Если же это происходит в подростковом возрасте, то результат может сохраниться на всю жизнь. Что же касается привычек, то большинство людей скорее умрет, чем изменит в своей жизни хотя бы самую малость!

Но не у всех же портится зрение в эти чувствительные периоды!? Да, не у всех. Нарушения зрения могут быть связаны с излишними нагрузками, которые человек переносит в этот период: стрессы, конфликты, усталость. Это способствует ухудшению зрения.

Среди других причин ухудшения работы глаз можно назвать такие, как ненависть, зависть, неблагоприятная семейная обстановка, окружающая обстановка, не удовлетворяющая человека.

Когда человек агрессивен, его сознание сужается - он в прямом смысле ничего не видит вокруг себя, у него темнеет в глазах. Неудивительно, что испытывающие злобу люди так часто жалуются на нарушения зрения.

Когда на Востоке у кого-то ослабевает зрение, то члены каждой семьи знают, какие упражнения надо делать, как питаться, как дышать и так далее. Проходит время, и зоркость опять восстанавливается.

Более подробно суфийский подход к восстановлению зрения описан в отдельной книге. Для тех же, кто хочет приступить прямо сейчас, я рекомендую начинать с траекторий, активизирующих зону Султан, то есть голову. Напомню, что в суфийской традиции не лечат отдельно какую-то болезнь, а восстанавливают человека комплексно. Поэтому независимо от того, какую функцию вы хотите улучшить, вам все равно следует пройти программу активного восстановления.

РОЛЬ СНОВИДЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

О чем говорят сны?

Взрослому человеку вовсе не обязательно долго спать, в особенности я говорю о лицах старше сорока лет. Капризное желание спать полдня тянется за многими из нас с самого детства, когда родители поощряли нас за длительный и спокойный сон. Помните присказку о том, что все дети хороши, когда спят? Так вот это как раз по данной теме! Поверьте, я нисколько не хочу никого обидеть, но 7-8 часов для сорокалетнего человека - это много!

Если вы не высыпаетесь за 4-5 часов, то это говорит о том, что вы не умеете засыпать, спать и просыпаться. Можно спать всего 3-4 часа и быть в течение дня бодрым и активным. В некоторых случаях можно спать и 30-40 минут.

Весьма важно найти правильное время для сна и правильно к нему готовиться. Только тогда сон принесет расслабление и отдых. Суфии привыкли ложиться после 2 часов ночи и просыпаться в 6 часов утра. Но это не потому, что они такие умудренные - это нормальное, правильное положение вещей. Подробнее о режиме дня вы уже читали в главе о суфийском суточном ритме.

В этой главе вы узнаете нечто о своем сне, что позволит вам больше времени потратить на плодотворные дела, чем посапывание в подушку.

Анализ сновидений представляет неотъемлемую часть процесса обучения суфия. Еще пророку Магомету до того времени, как он стал внимать Божественному голосу, снились сны о том, что его ожидают великие дела.

Для того чтобы сны могли дать человеку точную информацию относительно интересующих его вопросов, он должен подготовиться соответствующим образом. Этапы подготовки суфии определили опытным путем.

Во-первых, необходимо умываться перед сном - не только руки, лицо и полость рта, но и омыть все тело.

Во-вторых, перед сном нужно получать только приятные ощущения: общаться только с приятными людьми или просто немного отдохнуть, испытывая удовольствие от досуга.

Упражнения, выполненные перед сном, снимают дневное физическое и психическое напряжение, готовят человека к спокойному сну, полноценному отдыху. Сравнивая баланс физического и психологического состояний, можно найти свой собственный персональный баланс необходимых физических и “внутренних” упражнений, необходимый для полноценной жизни - как днем, так и ночью.

Плохие сны, кошмары связаны с психическим состоянием человека. Совершенные в последнее время ошибки, ссоры, подверженность страстям - все это негативно сказывается на сновидениях.

Бывает, что в снах содержится информация о событиях, которые произойдут по прошествии несколько месяцев или даже лет.

Библейскому Иосифу в юности снился сон, в котором Солнце, Луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Он спросил у отца: “Что это значит!?” Отец ему сказал: “Тебе приснился очень хороший сон, но только ты никому об этом не говори!” Через несколько лет Иосиф достиг величия.

Сон может управлять человеком. Плохой сон может негативно влиять на него: может на весь день испортиться настроение или человек будет переживать упадок сил.

Суфии путем многовекового опыта определили, что сновидения находятся в зоне зикра Султан: в области, охватывающей глаза, нос, щитовидную железу и верхнюю часть груди. Когда эта часть расслабляется, отдыхает весь организм.

Сны могут иметь три различные формы: сны-приказания, сны-запреты, кошмары.

Если нафс властвует над сном, то содержание сна определяет сатана - в результате человек совершает ошибку в своей жизни. Также сны могут помочь человеку сделать выбор - это происходит, когда сном владеет не нафс, а разум.

Подготовка ко сну

Опускаем ноги до щиколоток в теплую (почти горячую) воду на 5-6 минут. Расслабляемся и ощущаем удовольствие.

Руки до локтевого сустава омываем холодной водой (или просто опускаем в холодную воду). Для нервной системы, сосудистой системы и мозга это действие подобно толчку (как чихание).

Пальцами, смоченными в холодной воде, слегка массируем ушные раковины по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Теперь можно лечь спать - ноги должны быть в тепле (например, в шерстяных носках).

Подобная процедура способствует полноценному отдыху, видению и запоминанию сновидений. Напоминаем то, что многие родители говорят своим детям: спать нужно, лежа на правом боку, чтобы не было дополнительной нагрузки на сердце.

Сны человек видит всегда, однако часто он их не запоминает или не понимает смысла увиденного. В то время как сон на подсознательном уровне выявляет проблемы, указывает на проблемные ситуации, очень часто, правильно трактуя сновидения, можно найти и способ выхода из сложной ситуации.

Сон - это бессознательная медитация и в то же время медитация в бессознательном.

Упражнение “Белый шар”

Прикрыв глаза, направляем взгляд внутрь себя. Дышим свободно, легко, ощущаем тело изнутри. Поза должна быть удобной, руки и ноги не должны быть скрещены. Образно представляем себе, что ноги втягиваются внутрь туловища. Затем руки втягиваются внутрь тела. Живот расслаблен.

Голову помещаем внутрь туловища, в живот. Представляем, что вы превратились в белый шар. Восприятие должно быть ясным и четким. Смотрим на него внимательно и, пустив его перед собой, следуем за ним.

Наблюдаем в течение 10-25 минут происходящее вокруг.

Обычно человек во время этой медитации все запоминает и может, вернувшись к реальности, припомнить все детали увиденного. Кроме того, он получает хоть и короткий, но полноценный отдых.

В свое время были проведены психологические исследования среди бывших узников концлагерей. Выжившие в практически невыносимых условиях не отличались отменным здоровьем или какими-то физическими особенностями, но все они во сне видели природу, пейзажи, что приносило им хороший отдых и жизненные силы.

Во сне проявляется то, что больше всего беспокоит душу человека. Иногда человек видит сны, которые предвещают будущее. Это так называемые информативные сны.

Например, мне однажды приснился сон, что я нахожусь в своем доме и вдруг чувствую, что падает крыша. Я очень быстро вскакиваю с кровати и выпрыгиваю в окно. И в тот момент, когда я оказываюсь за пределами дома, рушится кровля и за нею весь дом.

Проснувшись, я задумался, чтобы этот сон значил?

Наутро я должен был ехать к дяде. Дорога к нему была не близкой - около 300 километров, и я приехал к нему только во второй половине дня. На Востоке не принято забегать к родственникам на минутку - дядя приготовил плов, мы стали есть, разговаривать.

Уже близилась ночь, когда я собрался домой. Дядя мне говорит: “Уже поздно, оставайся ночевать”, но я решил ехать.

Поскольку было поздно, да и устал я изрядно, то спустя некоторое время меня стало клонить ко сну. Уснув за рулем, я съехал с трассы. Машина врезалась в стоящие у дороги камни, и один из них буквально срезал своими краями крышу автомобиля. Я получил множество травм и урок на всю жизнь. Если бы я, уснув, не завалился на сиденья, то остался бы без головы, и некому было бы писать эту книгу.

Это был пример информативного сна, но я не смог правильно интерпретировать, объяснить полученную мною во сне информацию.

Именно поэтому очень важна трактовка. Неправильная трактовка может нанести непоправимый вред - особенно для людей впечатлительных.

Одной женщине, живущей в горном селении, приснился сон, что на нее напал горный волк. Она спросила у подружки, что бы это значило, а подружка, не долго думая, отвечает: “На тебя нападут волки и сожрут - будь осторожна!”

Женщина все ждала, когда с ней произойдет предреченное несчастье, но прошло лето, прошла осень, наступила зима, а прогноз все не сбывался. Но страх не стал меньше, а даже вырос. И как-то утром, когда женщина пошла за водой, то увидела вдалеке двух волков. Поскольку она была беременна, то от испуга ей стало плохо, и она упала в обморок. Спустя некоторое время у нее случился выкидыш.

Вот так неправильная трактовка сновидений может нанести вред человеку.

Сновидения часто являются прекрасным способом диагностики заболеваний. Иногда по снам можно определить расстройство задолго до того, как оно стало проявлять себя. Также сны могут говорить о том, что человек пошел на поправку, он выздоравливает.

Например, не так давно я делал суфийский массаж (это один из необходимых этапов в лечении различных заболеваний) одной девушке, страдающей сахарным диабетом. Анализ сновидений с давних времен входит в практику суфийского подхода к лечению. Она рассказала, что ей приснилось, как будто она едет на поезде и вдруг остро осознает, что забыла вещи. Она слышит голос: “Это - болячка” и просыпается. В данном случае сон имеет позитивную трактовку. Хотя она и считает вещи (то есть болезнь) своими, но уже находится на расстоянии от них.

Вообще каждый сон необходимо объяснять с учетом контекста жизни человека, его взаимоотношений с окружающими. Одни и те же символы могут в одних случаях означать одно, а в других - другое.

Суфии воспринимают содержание сновидений как своеобразный тест, помогающий уточнить диагноз заболевания и методы его лечения.

Когда я работаю с группой людей, то непременно прошу их в течение месяца записывать все свои сны. Они перед сном кладут тетрадку у кровати и как только увидят сон, то, проснувшись, сразу его записывают. Некоторым бывает сложно вспомнить, что они видели во сне, а некоторые просто ленятся записывать их сразу же, а утром забывают сон либо помнят лишь отрывки.

Если человек не видит сны (а точнее, говорит, что не видит), то это свидетельствует о серьезной личностной проблеме. Кстати говоря, такие люди спят больше, чем другие, и часто жалуются на то, что недосыпают, хотят спать. Для них сон - это не отдых, а забытье, стремление уйти от решения трудностей. Поэтому они и слепы, когда спят.

Упражнение “Дневник сновидений”

В течение недели ведите дневник сновидений примерно по следующему плану.

• Что я делал за два часа перед сном?

• Какие основные события произошли за день? Запишите все, что приходит в голову.

• О чем я думал перед сном?

• Как я засыпал?

• Что я видел во сне? Как можно подробнее описываем содержание сна (или снов, если их было несколько за ночь).

• Как я спал? Плохо? Хорошо? Выспался?

• Как я просыпался? По будильнику? Сам? С трудом? Разбудили? Проспал?

Можете добавлять любые детали, которые сочтете нужными.

Выполните это упражнение и вы поймете, что сон - это очень важная составляющая реальности, которая помогает осознать причины некоторых проблем и определить способы их решения.

Когда суфии совершают паломничество, они обязательно записывают свои сновидения, поскольку понимают важность этого процесса для саморазвития.

Иногда во сне снятся события будущего. Если человек противится их осуществлению, то возникает внутренняя борьба. Например, весной 2002 года мне приснился сон, в котором были описаны этапы развития Академии суфийской медицины и психологии на ближайшие полгода. Какие-то моменты были приятными, а какие-то вызывали напряжение. Так или иначе, но я заметил, что если я сопротивляюсь тому, что было предопределено во сне, то возникают дополнительные трудности. В результате все, что должно было случиться, случилось, и я благодарен Богу за то предупреждение, которое он мне дал во сне.

Кто-то может сказать, что сказанное мной нельзя проверить, что кто может поручиться в том, что сон был именно таким, каким я его описал. Во-первых, я не собираюсь кого-либо убеждать в пользе сновидений. Самый лучший способ проверить - попробовать на себе.

В другом сне мне приснилась многоэтажная школа, рядом с которой находится деревянная детская горка, но не обычная, а гораздо больше. Под горкой - вода. Яркие краски. Я точно знаю, что тот, кто удачно спустится с горки, будет чемпионом, мировым рекордсменом. Но горка требовала ремонта - иначе опасно спускаться. Также рядом с горкой была водяная мельница, из которой торчало бревно. Я знаю, что его также нужно убрать, тогда все будет легко. Я оказался рядом с бревном и потянул - оказалось очень легко. “Все убрали”, - прозвучало в моей голове.

Описание сна выглядит алогичным, несуразным, но это естественно для снов. Логику мы привносим уже позже, когда пересказываем содержание сновидения. Записывать нужно все так, как воспринято.

Что касается моего сна, то, проснувшись в шесть часов утра, я почувствовал желание поработать над совершенствованием суфийской методики коррекции зрения. Вернувшись к своим записям, я сразу же нашел новый оптимальный способ терапии, основанный на способности глаза к цветоразличению. Первые же опыты дали успешный результат. Я думаю, читателю теперь не составит труда проанализировать смысл моего сна. Бревно, недоделанная горка, ощущение трудности - это символы трудностей на пути решения проблемы. Что же касается школы, то она напоминала мне таблицу, с которой я работал, помогая людям решать проблемы со зрением. Осознание во сне яркости красок навело меня на мысль основываться на большем использовании контраста цвета в коррекции зрения. Проснувшись, я почувствовал желание продолжить работу над проблемой зрения. Я мог не обратить внимания на этот импульс, но, как показал результат, следуя своему желанию, я нашел-таки решение.

Один раз мне приснился сон, который предопределил мою судьбу как дервиша. В советское время я учился в исламском высшем учебном заведении. В него со всего исламского населения Советского Союза принимали 35-36 человек. Этот институт напоминает Духовную академию в Санкт-Петербурге, где готовят православных священников. Только в моем институте готовили мусульманских священнослужителей.

Как-то я сидел в своей комнате и готовился к экзамену по хаджу. Хадж - это паломничество в Мекку, которое является мечтой любого мусульманина. Если он совершает это паломничество, к его имени добавляется вторая часть - Хаджи.

Изучая книгу, я немного устал и лег вздремнуть. Мне приснился сон, как будто я стою на холме, а внизу течет река. Я спустился с холма и увидел Мекку, а точнее, столб Кааба, покрытый черной тканью. И тут я проснулся.

Необходимо сказать, что я на тот момент не был в Мекке. Я рассказал свой сон наставнику. Он истолковал сон следующим образом: “Ты обязательно попадешь туда и станешь дервишем”. В советское время осуществить эту мечту было почти невозможно - очень мало кому удавалось побывать в Мекке. Но предсказание сбылось. И вот с начала девяностых годов я постоянно разъезжаю по свету, а в 1998 году я осуществил хадж, и с тех пор меня зовут Музаффар Хаджи.

Иногда во сне информация представляется не в зашифрованном, символическом, а в прямом, недвусмысленном виде. Султан Баязид Бистами рассказал один случай.

Один купец прожил бурную, но бесполезную жизнь: кутил, грешил, обманывал. У него был сын - точная копия отца: так же как и отец, он вел развратный образ жизни. Когда купца хватил удар, и жить ему оставалось несколько часов, он завещал все свое состояние не своему сыну, а малознакомому бедняку, известному своей мудростью. Когда родственники купца стали ругаться, просить его изменить завещание, пока не поздно, в комнату, где лежал умирающий, вошел султан Бистами, которому несколько часов назад приснился сон о том, что умирает такой-то купец. Бистами отчетливо слышал слова свыше: “Этот человек неправильно жил, но правильно умер!” Когда он сказал это, купец скончался с умиротворенной улыбкой на лице.

А его сын только спустя много лет понял, что отец сделал это ради него.

Человек сам не может создавать свои сны, но может во снах получить ответ на вопросы, касающиеся болезни, работы, успеха, семьи и так далее. Если вы очень чего-то хотите, то будьте внимательнее к своим снам - в них обязательно будет подсказка по поводу того, стоит ли вам достигать своей цели, чего вы на самом деле хотите, а если цель достойна, то сон может подсказать, как лучше ее достичь.

Некоторые люди во сне совершают предосудительные поступки: кого-то убивают, изменяют любимым. С одной стороны, необходимо осознавать причины подобных сновидений, с другой стороны, нет смысла чрезмерно обвинять себя за это. Иногда длительное переживание стыда за содержание своих сновидений приводит к расстройствам, заболеваниям.

По этому поводу есть история, произошедшая с имамом Азамом. Он был талантливым, способным человеком, много сделавшим для своего народа. Он уже в 12 лет постиг все науки, и ему была предначертана великая судьба.

Однажды он подошел к своей жене, когда та спала, и поцеловал ее. Жене же в этот момент снилось, как будто к ней подходит слуга, которого она на дух не переносила, и целует ее. Находясь в состоянии полудремы, она сказала: “Пошел прочь, безродный босяк!” На Востоке и сейчас так не принято обращаться женщине к мужчине, а в древние времена…

“Талак!” - отрезал Азам, что означало: “Ты свободна!” Это “ты свободна” было хуже смерти, потому что женщине с таким проклятием лучше было бы и не родиться на свет!

Женщина пыталась объясниться, но имам повернулся, вышел из комнаты и объявил о своем решении близким.

Когда волна негодования прошла, имам Азам трезво оценил ситуацию и пожалел, что принял скоропалительное решение, не обдумав все детали. Он обратился за советом к своим визирям (советникам). По тогдашним обычаям, раз сказав талак, обратно возвращать решение было нельзя. Это был закон, нарушение которого привело бы к падению авторитета имама. Один из визирей посоветовал обратиться за помощью к Саиду ибн Басиду, который находился в услужении у Али, двоюродного брата пророка Мухамеда. Собрав кое-какие подарки, имам Азам отправился к упомянутому суфийскому учителю за советом.

Басид принял подарки и, выслушав рассказ Азама, сказал следующее.

- Я не могу тебе ничего советовать, так как ты наверху, а я внизу. Негоже слуге советовать господину. Но позволь мне тебе задать несколько вопросов.

- Спрашивай, - разрешил Азам.

- Чем ты был недоволен?

- Тем, что моя жена ответила мне грубостью на мой поцелуй!

- Как звучала грубость дословно?

- Она сказала: “Пошел прочь, безродный босяк!”

- Прости меня, но то, что ты не босяк, знают все, но скажи мне, разве ты безродный?

- Конечно, нет!

- Значит, она не права, мой повелитель. А так как она знала, что ты не босяк и не безродный, то ее слова были обращены не к тебе, хотя ты и находился рядом. Следовательно, талак был обращен не к твоей жене, а к кому-то, кто говорил ее устами. Или у тебя есть другие причины проклинать свою жену?

- Других причин нет, но… она меня оскорбила!

- В Священном Писании сказано, что грех, совершенный во сне, не является грехом.

Чтобы нарушить наше равновесие, нафс может способствовать появлению во снах ситуаций, когда мы ведем себя аморально, нечестно, когда мы грешим. Не нужно закрываться от этих образов, подавлять их - от этого они могут стать еще сильнее и навязчивее. Достаточно просто их осознавать, детально прорабатывать. Иначе окажетесь в ситуации имама Азама, который попался в ловушку нафса.

Не всегда нужно рассказывать сны каждому, кто захочет вас выслушать. Мы уже приводили историю о женщине, которой приснился волк. Некоторые люди не по злобе, а по незнанию могут навредить, неверно истолковав ваш сон. Необходимо доверять свои сны людям с чистым сердцем, обладающим умением их истолковывать, а этому нужно учиться не по популярным сонникам, а у мастеров лично.

Рекомендации

Суфии рекомендуют с 9 до 11 часов вечера немного поспать, подремать. Двадцать минут сна в это время заменяет два-три часа ночью. Уважаемый читатель сам наверняка замечал, когда удавалось немного поспать вечером, что потом сон куда-то пропадает. Даже жалко становится: “И что я теперь буду делать? Спать-то не хочется!”

Перед сном нужно умыться. Умывание - это массаж тела.

Около 2 часов суфии рекомендуют просыпаться (а многие люди и так просыпаются в это время) и выполнять дыхательные упражнения и траектории. В два часа ночи происходит чистка почек - именно поэтому те, у кого болят почки, чаще видят кошмары в это время.

Спать необходимо ровно столько, сколько хочет наш организм. Некоторые из нас, пробудившись в 5-6 часов утра, мельком смотрят на часы, и хотя ни в одном глазу сна нет, опять, сладко зевнув, засыпают. Такое насилие над организмом приводит к тому, что мы просыпаемся с тяжелой головой и чувствуем, что не выспались.

Итак, еще раз повторю, многие жалобы на недосыпание связаны с тем, что люди не умеют засыпать, спать и просыпаться.

По поводу бессонницы

Бессонница относится к числу современных болезней. У меня на родине, в горных районах Узбекистана, люди знают об этой болезни только понаслышке. Видимо, это расстройство связано с проживанием в городской среде, неблагоприятной с экологической точки зрения.

Когда я проводил семинар для крупных бизнесменов Казахстана, большинство из участников жаловались на бессонницу. Для лечения этого заболевания нужно прежде всего гармонизировать ритм жизни, за два часа до времени сна заниматься чем-то приятным, простым.

Не всегда анализ сновидений проводится с целью выяснения истинной их причины. Иногда, когда я вижу, что нафс слишком сильно владеет человеком, что любые правдивые объяснения он “переделает” в то, что ему хочется, в этом случае я предлагаю собеседнику то истолкование, которое успокоит его. Я скажу ему то, что он хочет услышать, вернее, не он, а его нафс. Когда нафс руководит человеком, его равновесие нарушается и он видит сны, отражающие это нарушение. На этом этапе моя задача помочь вернуть равновесие, для чего я и подбираю соответствующую интерпретацию.

Кто-то может сказать: “Так не лучше ли вообще не расшифровывать сон, если все равно истинное истолкование не будет воспринято человеком?” Я отвечу, что все равно нужно, потому что нерасшифрованный сон продолжает негативно действовать на человека, повышая его раздражительность, усталость и конфликтность.

СУФИЙСКИЙ МАССАЖ

Суфийский массаж - это тема для большого разговора. Методы лечения посредством воздействия на телесную ткань человека были разработаны суфиями сотни лет назад и насчитывают более ста основных движений. Я планирую описать их в одной из следующих работ. Тем не менее я не могу не сказать по поводу суфийского массажа хотя бы пару слов, поскольку он составляет неотъемлемую часть терапии наиболее сложных расстройств.

Немного истории. Как вы сами понимаете, простому народу, жившему в прошлые годы, никакой массаж был не нужен - они и так достаточно много работали физически, с помощью рук и ног. Почему сейчас любой массаж столь популярен среди современных людей? Помимо того что это приятная, доставляющая огромное удовольствие процедура, он еще и своеобразное лекарство от болезней, вызванных неподвижным образом жизни. Кому в древности массаж был просто необходим? Султану и его приближенным, то есть тем, чьи тела испытывали недостаток в движении.

Очень часто массажистами высокопоставленных вельмож были суфии, так как они, в основном, выполняли функции лекарей. Это был ответственный и опасный пост. Если массаж вызывал боль или по какой-нибудь иной причине доставлял неудовольствие, неудачливый массажист мог лишиться головы!

Изучая поведение раненых, побитых животных, больных собак, домашних птиц, суфии в течение сотен лет отсеивали из множества движений те, которые имели наибольший эффект для человеческого организма. Так зарождался суфийский массаж. Отсюда и название многих движений: “Удар топором”, “Змеиный след”, “Собачье зализывание”, “Копыта”, “Дерево”, “Курица клюет” и другие. Всего существует более ста движений. Изучив данные природой методы, суфии разбили их на группы: движения для кожи, мышц и костного аппарата. Суфийский массаж воздействует на все тело целостно. Мастер не использует универсальные техники для всех - он “подбирает” определенную последовательность движений для каждого человека индивидуально, но это не значит, что каждая болезнь имеет свою “линию лечения”, - воздействие оказывается на весь организм. После массажа рост человека обычно увеличивается на 4-5 сантиметров.

Поскольку в этой книге мы преимущественно описываем методы, которые читатель может применять индивидуально, без помощи посторонних, то о практике суфийского массажа будет подробнее рассказано в будущих книгах. Тем не менее пару техник можно предложить вниманию уважаемого читателя. Они очень хорошо подходят для эффективного снятия усталости и не требуют специальной подготовки, необходимой для остальных методов суфийского массажа.

Упражнение 1

Положим ладонь на голову так, чтобы край ладони (тыльная ее часть) совпадала с линией волос. Те, у кого волосы по каким-то причинам отсутствуют либо их линия слишком “поднялась” со временем, могут за линию волос принять линию, проходящую на расстоянии одной ладони от уровня бровей. Итак, на расстоянии одной ладони от линии волос (в сторону темени) проходит первый меридиан: от центральной точки до точек перед ушами. Прощупываем его в обе стороны. Лица, испытывающие хроническую усталость, могут почувствовать боль в некоторых точках.

Второй меридиан находится на расстоянии еще одной ладони от предыдущей линии. Он уже “расходится” за уши.

Третий меридиан расположен на расстоянии еще одной ладони и направлен в сторону межбровья.

Четвертый меридиан берет свое начало примерно у основания черепа и заканчивается так же, как и в предыдущем случае, на межбровье (рис. 109).

Упражнение 2

Это упражнение-массаж представляет собой прерывистое точечное пощипывание лица в области щек. Сначала мы методично пощипываем щеки у костей, затем - у скул, а затем - по всей площади. До боли не доводим! Никаких синяков! Приятные ощущения - как на легком морозце.

После выполнения этих упражнений посидим минутку, почувствуем изменения в ощущениях, отдохнем.

Суфийский массаж используется для достижения трех целей: очищения, оздоровления и укрепления организма. Многие суфии владеют этим видом лечения. Специально этому не учат - это происходит по мере необходимости, как помощь наставника ученику. Вообще, каждый суфий - лекарь по определению. Но если я скажу, что он этому специально учится, я буду далек от истины.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Эта история об одном из моих самых любимых суфиев - султане Баязиде Бистами. У него был свой наставник, который однажды пригласил его на встречу с суфийским кругом (нечто вроде общины суфиев). В суфийском круге было 12 человек, но один покинул этот мир и нужно было принять нового члена.

Султан пришел на собрание в дорогом халате, роскошной чалме, украшенной прекрасным эгретом с драгоценными камнями, в сапогах, шитых золотом. Его место оказалось рядом с новичком. Этот человек сразу не понравился Бистами: одет неряшливо, бедно, в засаленном халате, да и запах от него исходил, прямо скажем, непривычный для царского носа.

С трудом сохраняя самообладание, султан вежливо поприветствовал незнакомца, но, не в силах сдержать отвращение, все же повернулся к нему немного боком - почти незаметно. Но для взора наставника поведение Баязида Бистами не прошло незамеченным.

Оставшись наедине с учеником, наставник сказал:

- Как же так можно?! Ты уже находишься на высшей ступени и так позволяешь себе относиться к незнакомцу. Боюсь, что это была очень серьезная ошибка с твоей стороны.

- Могу я ее как-то исправить? - спросил султан.

- Ты исправишь ошибку, если выполнишь одно мое задание, - сказал учитель.

- Я выполню любое твое задание, потому что без суфийского круга я - ничто, несмотря на несметные богатства и власть, которыми обладаю!

- Хорошо, послушай меня. Ты должен отправиться к пастуху, который в одиночку пасет большое стадо на высокогорном пастбище. Когда ты его найдешь, поступи к нему в слуги. Будешь помогать ухаживать за животными, готовить пищу, стирать одежду, убирать, в общем, выполнять все поручения пастуха. Отправляйся немедля!

Султан же про себя думает: “Еще чего! Как бы не так! Не пристало отцу нации убирать навоз и скоблить горным песком грязные тарелки!” Но, вернувшись во дворец, он все же снял свои дорогие наряды и облачился в обыкновенную одежду. Он взял посох и тайно покинул свои чертоги, отправившись на поиски пастуха.

Много дней султан провел в поисках нужного пастуха. Он переходил от одного пастбища к другому, но усилия его были тщетны. Временами ему казалось, что это будет продолжаться вечно. Блуждая по горам, он несколько раз ходил на волосок от гибели, и в конце концов силы оставили его и он заболел. Зайдя в ближайшее селение, он обратился за помощью к лекарю. Тот помог султану, не ведая, кто перед ним стоит, и дал в дорогу тряпичный мешочек с семенами целебного растения.

Прошло еще несколько дней непрестанных поисков. Забравшись очень высоко в горы, Баязид Бистами все же увидел вдалеке стадо и направился к нему. Горная дорога становилась все уже и уже и в конце концов превратилась в узенькую тропинку. Султан едва мог передвигаться по ней - одно неверное движение, и он упал бы на дно ущелья.

И тут произошло нечто неожиданное. Он увидел, что перед ним стоит старая, дряхлая собака. Что же делать? Разминуться с ней было невозможно: либо ее сбросить, либо упасть самому. Султан прижался к скале так тесно, что собака все же смогла пройти мимо него, но она запачкала его одежды. “Как же я теперь буду молиться?” - мелькнуло у него в голове. Дело в том, что мусульманский обычай
не позволяет совершать молитву, не омыв тела и в испачканной одежде.

Пришлось султану опять возвращаться назад и искать родник. Найдя горный ручей, Баязид Бистами умылся, застирал испачканную одежду, в должное время помолился и к ночи уснул.

Во сне перед султаном опять появилась та грязная собака и, как это часто бывает, сдержавшись днем, во сне султан не смог сдержаться и все высказал животному:

- Я, великий султан, пожалел тебя, нечистую, а ты, неблагодарная, испачкала меня!

- О великий султан, - отвечала собака, - я не всегда была стара и безобразна. Были времена, и я резвилась, молодая и красивая. Все меня любили, ласкали. Теперь эти дни прошли… Но скажи, если узор не получился красивым - это его вина или художника?

В беспокойстве султан проснулся: “Что я не так сделал? Меня собака спрашивала - я виноват или Всевышний”.

От мучительного сна и неразрешенности вопроса султан снова почувствовал себя плохо. Он вспомнил вдруг о целебных семенах, которые ему подарил лекарь, заглянул в мешочек и увидел там крошечного муравья. “Наверное, муравей попал сюда пару дней назад. Но ведь он погибнет здесь, так высоко в горах”, - подумал Бистами.

Он вернулся в то селение, где ночевал два дня назад, и около дома лекаря отпустил муравья на землю.

И тут из дома лекаря вышел его наставник и спросил: “Почему ты прекратил поиски пастбища? Ты тратишь зря время!”

Султан смутился, но все же рассказал своему учителю о муравье и собаке.

Мастер долго слушал рассказ и после минуты раздумий сказал:

referatvwq.nugaspb.ru sha.deutsch-service.ru dreams.underref.ru referatrcs.nugaspb.ru Главная Страница