Решите задачу на моногибридное скрещивание.

Задача № 8

Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос; гетерозиготы имеют волнистые волосы. Ген, обуславливающий рыжий цвет волос, является рецессивным по отношению к гену тёмных волос. Гены, определяющие эти признаки, находятся в разных парах хромосом.

Определите вероятность рождения курчавого рыжеволосого ребёнка в семье, где оба супруга имеют волнистые тёмные волосы, а их матери – волнистые рыжие волосы

Решите задачи на дигибридное скрещивание.

Задача № 9

У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик.

Какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого с нормальным зрением ребёнка?


Задача № 10

Мать имеет свободную мочку уха и гладкий подбородок (оба признака аутосомно – доминантные), а отец приросшую мочку и треугольную ямку на подбородке. Их дочьимеет те же признаки, что и мать, а сын – приросшую мочку и гладкий подбородок. Определите генотипы родителей и детей


Задача № 11

Мать имеет 2 группу крови, Rh(+); отец – 3 группу крови, Rh(+). Ребёнок родился с 1 группой крови, Rh(-).

Будет ли в этом случае резус-конфликтная ситуация, объясните.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Составить кроссворд (20 терминов)


13. Составить тестовые задания по взаимодействию генов для взаимоконтроля

Вопрос Варианты ответа

Решите задачи для самоконтроля


Задача № 14

Секреция грудного молока у женщин определяется полимерными генами. У Ольги с генотипом L1I1L2I2 количество молока соответствует потребностям ребёнка. У Татьяны молока довольно много, поэтому она кормит своего ребёнка и ребёнка Марии, у которой совсем нет молока.

Определите генотипы Марии и Татьяны.

Задача № 15

Рост человека контролируется тремя парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. В какой-то популяции самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150 см, а самые высокие – 180 см и все доминантные гены.

Определите рост людей, гетерозиготных по всем трём парам генов.

Задача № 16

Человек с генотипом А1А1А2А2 – имеет высокий рост, а с генотипом а1а1а2а2 – низкий рост.

Напишите варианты генотипов у людей среднего роста.


Задача № 17

Синтез интерферона у человека зависит от двух генов, один из которых находится в хромосоме 2,а другой – в хромосоме 5.

1. Назовите форму взаимодействия между этими генами.

2. Определите вероятность рождения ребёнка, не способного синтезировать интерферон, в семье, где оба супруга гетерозиготны по указанным генам.


Задача № 18

Ген Cm, детерминирующий у человека светлую окраску волос, является рецессивным по отношению к гену тёмных волос CD, но, в свою очередь, доминирует над геном, обуславливающим рыжий цвет волос С1.

Какой цвет волос может быть у детей, если мужчина блондин, женщина брюнетка, а матери мужчины и женщины рыжеволосые?

Задача № 19

Фенотип 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Мать II (A) IV (AB) N MN M Rh+
Ребёнок I (0) II (A) M N MN Rh-

В каких случаях можно отрицать родство матери и ребёнка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подготовьте доклад. Тема «История открытия хомосомной теории наследования Т. Морганом».

План к докладу запишите в рабочей тетради.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


21.Подготовьте сообщение о взаимодействии неаллельных генов. Привести примеры такого взаимодействия из жизни. План сообщения запишите в рабочей тетради.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подготовьте доклад «История развития законов Мендля»

План к докладу запишите в рабочей тетради

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите вывод по изученной теме.

Отметьте свои достижения при изучении данной темы в графике индивидуального маршрута студента.

Знаете ли вы?

Ян Мендель родился в 22 июля 1822г в моравской деревне.

Исключение для наследования групп крови составляет так называемый «бомбейский феномен». В этих случаях у людей, в генотипе, которых присутствуют IА и IВ гены, они фенотипически не проявляются. Причина- наличие у таких индивидов другой пары генов, подавляющих проявление аллелей системы АВО. Бомбейский феномен встречается в основном среди индусов и очень редко у представителей других национальностей.

Томас Морган родился в 1866г в США. В 20 лет он окончил университет, а в 25лет стал профессором.

Обязательная литература

1. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. – 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 1981. – 224 с., с. 104 -137.

2. Медицинская генетика.Учебник/ Н.п. Бочков, А. Ю. Асанов, Н.А. Жученко и др.; Под ред. Н. П. Б с.109 -123очкова. – 2-е изд.,стер. – М.: Academa, 2003. – 192 с., с. 40 – 59

3. Орехова В.А. Медицинская генетика: Учеб. Пособие/ В. А. Орехова, Т. А. Лашковская, М, П, Шейбак. – Мн.: В.Ш., 1997. – 123 с. С. 36 – 56.

4. Тимолянова Е.К. Медицинская генетика./ Серия «Медицина для вас» – Ростов н/Д.: Феникса, 2003. – 304 с., с. 82 – 106.

Дополнительная литература

1. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека.- Спб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2002. – 352 с.

2. Дегтерев Н. Клонирование: правда и вымысел.-Спб.: ИК «Невский проспект», 2002.- 128 с.

3. Заяц Р.Г., Бутиловский В.Э. Общая и медицинская генетика.- Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.- 320 с.

4. Лучинин А. С. Психогенетика: учеб. Пособие для студентов высш. Мед. Учеб. Заведений /А.с. Лучинин. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 158с. – (Конспекты лекций для мелицинских вузов).

5.Светлов Р. С. Генетика и здоровье. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. – 96 с. – ( Энергия жизни)

6.Лекции по медицинской генетике/ Под ред. проф. А.А. Прокофьевой – Бельговской. – М.: «Медицина», 1974.-358 с.

6. Бочков Н.П., Клиническая генетика. – М.:ГЭОТАР – мед. 20


Практическая работа № 2

Забезпечення фізико-хімічної збереженості архівних документів
Тема 5. 7 Діаграми стану систем сплавів і з перетвореннями у твердому стані.
Сутність промислово-фінансових груп
Итоги участия граждан в 60—70-х годах.
Функции и предпосылки применения правовых норм.
ЗАХИСТ ВІД АТМОСФЕРНОЇ ЕЛЕКТРИКИ (БЛИСКАВКИ)
Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени как форм организации материи.
ГЛАВА 14. Рыцарь в завистливых доспехам
КОГНІТИВНИЙ ПІДХІД
Документування операцій по статтях власного капіталу
Змістовий модуль 3. Патологічний перебіг вагітності, пологів та післяпологового періоду
БЛАГОДАТЬ МОЛИТВЫ В МОМЕНТ СМЕРТИ
Типу ППЗК.
Особенности проведения песочной терапии
Эксперимент 10 ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛИЯНИЯ В КОНТАКТ
ФЕДЕРАЦИЯ АВТОМОТОСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Особенности организации деятельности ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций.
Источники права Византии. Кодификация Феодосии. Свод гражданского права Юстиниана. Эклога. Прохирон. Эпанагога. Василики. «Шестикнижье». Номоканоны.
ВИРОБНИЧА ПРОГРАМА ТА ЇЇ РЕСУРСНЕ ОБҐРУНТУВАННЯ. ПЛАНУВАННЯ ВИТРАТ ПІДРОЗДІЛІВ ПІДПРИЄМСТВА.
Розрахунок відносно матеріальної осі
Выбор трансформатора тока ТА1 в цепи линии W1
Об'єктивний ідеалізм Г. Гегеля. Діалектика та принципи історизму. Суперечність між методом та системою.
Для сипких грунтів можна записати
Главная Страница