Характеристика мер административно-правового принуждения

Административное задержание представляет собой одну из мер административного процессуального обеспечения, которая осуществляется с целью прекращения дальнейшего совершения административного проступка и обеспечения привлечения виновного лица к административной ответственности.

Согласно статьи 260 КоАП административное задержание допускается в случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, а установление лица, составление протокола об административном нарушении на месте совершения проступка является обязательным, но не представляется возможным. Вместе с тем, административное задержание обеспечивает своевременное и правильное рассмотрение дела об административном проступке.

Административное задержание — это временное лишение свободы, которое применяется не как мера наказания.

При осуществлении административного задержания обязательно составляется протокол, в котором отмечаются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывает составившее его лицо и задержанный. В случае отказа последнего от подписания протокола, об этом в нем делается соответствующая запись.

Учитывая то, что административное задержание посягает на личную свободу человека, о месте его пребывания немедленно оповещаются родственники, или же по его просьбе собственник предприятия, учреждения или организации.

Действующее административное законодательство предусматривает исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание. Так, в соответствии со статьей 262 КпАП административное задержание производится:

— органами внутренних дел — при совершении мелкого хулиганства; нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций; совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы; мелкой спекуляции и т. д.;

— Пограничными войсками — при нарушении пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

— старшим в расположении охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны — при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты;

— должностными лицами воинской инспекции безопасности дорожного движения — при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных сил Украины или других военизированных формирований, правил дорожного движения.

Административное законодательство предусматривает сроки административного задержания, в соответствии с которыми можно выделить административное задержание на общих основаниях и специальное административное задержание. На общих основаниях допускается административное задержание продолжительностью не более трех часов. Специальные административные задержание осуществляются:

— на срок до трех суток с письменным уведомлением об этом прокурора на протяжении двадцати четырех часов с момента задержания, если лицо нарушило пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины и необходимо установить его личность и выяснить обстоятельства правонарушения; при нарушении правил оборота наркотических средств и психотропных веществ для установления личности, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых средств и их исследования;

— до 10 суток по санкции прокурора, если нарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность, при нарушении ими пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины или нарушении правил оборота наркотических средств и психотропных веществ;

— до рассмотрения дела судьей (или начальником органа внутренних дел) дела — при совершении мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего, или их оскорбления; публичных призывах к невыполнению требований работника милиции;

— до рассмотрения дела судьей — при нарушении порядка проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций или проявлении неуважения к суду или торговле с рук в неустановленных местах.

Административное задержание следует отличать от доставления правонарушителя в органы внутренних дел. Последнее совершается более широким кругом лиц, при его осуществлении не составляется протокол и оно должно быть совершено в кратчайшие сроки. При этом действующее административное законодательство в отличие от административного задержания не регламентирует эти сроки. Иными словами: заканчивается доставление — начинается административное задержание.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы — это система временных принудительных мер наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые осуществляются органами внутренних дел. Основной целью установления административного надзора является предотвращение совершения правонарушений некоторыми лицами и осуществление воспитательного воздействия на них.

Правовым основанием административного надзора является Закон Украины «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»1. В соответствии с этим Законом административный надзор устанавливается только в отношении совершеннолетних лиц:

— признанных судом особо опасными рецидивистами;

— осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или осужденных два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбытия наказание их поведение свидетельствовало о том, что они упрямо не желают стать на путь исправления и остаются опасными для общества;

— осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или осужденных два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, если они после отбытия наказания или условно-досрочного освобождения от отбытия наказания, несмотря на предупреждение органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают другие нарушения.

Вопрос об установлении административного надзора решает единолично судья на срок от одного до двух лет. В отдельных случаях (если есть основания считать, что лицо остается опасным для общества) административный надзор может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не больше срока, предусмотренного законом для погашения или снятия судимости.

Действующее административное законодательство закрепляет, что право осуществлять административный надзор принадлежит исключительно органам милиции.

Установление административного надзора возлагает на лицо, относительно которого он устанавливается, дополнительные обязанности, в частности: прибыть в определенный срок в избранное им место проживания и зарегистрироваться в органе внутренних дел; являться по вызову милиции в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением правил административного надзора; сообщать работникам милиции об изменении места работы или проживания, а также о выезде за пределы района по делам службы.

Одновременно для поднадзорных временно устанавливаются (частично или в полном объеме) ограничения отдельных их прав, в частности: запрет выходить из дома (квартиры) в определенное время, которое не может превышать восьми часов в сутки; запрет пребывания в определенных местах города; запрет выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы города (района); регистрация в милиции от одного до четырех раз в месяц. Указанные ограничения могут уменьшаться или увеличиваться с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения.

Принудительное лечение как мера административного принуждения применяется с целью защиты общественной безопасности, общественного порядка и здоровья. Данная защита применяется как в интересах государства, так и в интересах самого правонарушителя. Правовым основанием принудительного лечения являются: Основы законодательства Украины о здравоохранении1, Законы «О психиатрической помощи»2, «О защите населения от инфекционных заболеваний»3 и иные нормативно-правовые акты. Так, в соответствии с Законом «О психиатрической помощи» к лицам, страдающим психическими расстройствами, могут применяться такие меры принуждения медицинского характера: предоставление амбулаторной психиатрической помощи в принудительном порядке; госпитализация в психиатрическое учреждение с обычным надзором, с усиленным надзором или со строгим надзором. Вопрос о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке решается судом по месту проживания данного лица при наличии соответствующего вывода врача-психиатра. Закон «О защите населения от инфекционных заболеваний» предусматривает, что лица, больные инфекционными заболеваниями, передающимися половым путем, подлежат обязательному лечению. Уклонение от выполнения данной обязанности является основанием для привлечения правонарушителей по статье 45 КоАП к административной ответственности.

Главная Страница