Комментарий к статье 72 Кодекса

Данная статья Лесного кодекса в основном сохраняет преемственную связь с изложенными ранее в Основах лесного законодательства Российской Федерации целями и содержанием лесоустройства, если не считать отдельных редакционных отличий и дополнений, о которых будет сказано ниже. Такая преемственность может быть объяснима введенной в декабре 1994 г. Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России (далее - Инструкция), которая в известной мере явилась "мостом", соединившим два названных федеральных лесных закона. В Инструкции в определенной мере были учтены требования, связанные с переходом к рыночной экономике, главным образом в части арендных отношений, что продолжает оставаться ведущим направлением в развитии лесного хозяйства.

Основные положения, раскрывающие содержание лесоустройства, составляют две взаимосвязанные группы. Первая из них касается проведения и подготовки материалов по инвентаризации лесного фонда, вторая - составления лесоустроительного проекта. Соответственно и Инструкция делится на две части, давая подробные пояснения к проведению всего комплекса работ по лесоустройству, что освобождает от необходимости входить в детали изложения. Остановимся лишь на наиболее важных положениях, раскрывающих сущность лесоустройства. Это тем более необходимо, если учесть, что лесоустройство как наука и практическая сфера деятельности после известной дискуссии 30-х гг. было по существу ликвидировано и так до сих пор не восстановлено в тех масштабах, которые должны быть ему присущи и рано или поздно будут достигнуты.

По своему смысловому значению лесоустройство сводится к обоснованию среднесрочного плана организации неистощительного пользования лесом и наиболее эффективного ведения лесного хозяйства для обеспечения максимально возможной доходности и наибольшей полноты достижения поставленных целей. По существу, это и есть план лесоуправления (термин, все чаще встречающийся в зарубежной литературе). Срок этого плана определяется продолжительностью ревизионного периода - в среднем около 10 лет, с колебаниями в зависимости от интенсивности хозяйства - от 5 до 15 (иногда до 20) лет. Заметим, что в условиях рыночной экономики план не имеет того директивного характера, который ему приписывался в административно-командной системе управления. Он имеет так называемый индикативный характер (индикатор - показатель, ориентирующий хозяйство). Отметим главные ориентиры в этом плане. Безусловный из них - это норматив неистощительного пользования лесом, называемый расчетной лесосекой. Но ориентиром являются и те условия, при которых он должен достигаться. Главные условия - это структура определенных целей (их приоритеты), в числе которых обязательной всегда была доходность. Для тех целей, которые не имеют стоимостных измерений, ставится задача наибольшей полноты их достижения, в том приоритетном порядке, в котором они определены. Такая постановка задачи пронизывала лесоустроительные инструкции, существовавшие в России до 30-х гг., а также посвященные данной теме труды Ф.К.Арнольда, А.Ф.Рудзского, М.М.Орлова и известного авторитета в этой области Г.Шпайделя (ФРГ).

Цели хозяйства обычно определяются уже на первом лесоустроительном совещании, они закладываются в основу внутрихозяйственной организации лесного фонда, которая включает деление лесов по народнохозяйственному назначению (в нашей практике - это деление лесов на группы и категории), выбор главных пород, ведущих сортиментов, других ресурсов и услуг леса, деление лесов на хозяйственные части и хозяйственные секции и возможные другие целевые параметры. Так как лесоустройство для того или иного объекта чаще всего проводится не в первый раз, то целевые параметры нередко лишь уточняются исходя из анализа прошлого хозяйства, а также тех новых требований, которые возникают или предвидятся в динамике социально-экономического развития. В частности, переход к рыночной экономике обязывает учитывать требования и перспективы развития местного рынка, а также отдаленных рынков, в том числе структуру спроса зарубежных потребителей, если имеются или открываются в перспективе такие возможности. Кстати, с этих требований начиналось "Руководство к устройству русских лесов" А.Ф.Рудзского, изданное более века назад.

С учетом целей лесоуправления и обусловливаемой ими внутрихозяйственной организации территории производится инвентаризация лесного фонда, включая уточнение границ его отдельных участков, проведение всего комплекса лесотаксационных работ в полевых условиях по одному из трех разрядов лесоустройства в зависимости от интенсивности хозяйства, с надлежащей, согласно Инструкции, характеристикой каждого выдела и назначением соответствующих мероприятий на местности для отдельных из них, если это требуется. При этом используются и опыт прошлого хозяйства, и научно-технические достижения и соответствующие им рекомендации. Отметим, что первая часть лесоустройства, заключающаяся в подготовке лесоинвентаризационных материалов, достигла сравнительно высокого уровня, если иметь в виду использование космических и аэрофотоснимков разных масштабов в комбинировании с наземными работами, а также процесс компьютеризации в обработке полученных исходных данных.

Поставлена задача (на отдельных объектах она уже решается) по организации непрерывного лесоустройства посредством ежегодного внесения данных по изменению лесного фонда под влиянием хозяйственной деятельности и стихийных явлений.

Дополнением Лесного кодекса по данной статье по сравнению с Основами является "выявления реликтовой растительности и особо защитных участков леса", что соответствует требованиям охраны природы и сохранения биоразнообразия. Иначе, чем Основы, трактует ЛК РФ объекты лесоустройства. В этой статье они представляются и в виде "участков и территории лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования"; тем самым подчеркивается подчиненность устраиваемого объекта высшему органу управления лесами. Правда, при этом остались неупомянутыми лесхозы научно-исследовательских учреждений федерального органа управления лесным хозяйством (см. ст.128).

Однако эффективность самого лесоустройства зависит главным образом от второй его части, посвященной составлению лесоустроительного проекта, который будет рассмотрен в комментарии к ст.73. Здесь же для полноты характеристики всего комплекса лесоустроительных работ назовем главные из них. Это определение объемов неистощительного пользования древесиной (расчетная лесосека) и другими ресурсами и услугами леса, а также мероприятий по его воспроизводству, охране и защите. В рамках устойчивого управления лесами расчетная лесосека и представляет собой норматив неистощительного пользования лесом как неуменьшающийся "поток" лесных продуктов, изымаемых из леса экономически доступными и экологически приемлемыми способами, которые обеспечивают функционирование лесных экосистем с сохранением уровня их продуктивности. В существующей практике лесоустройства, основывающейся главным образом на методе классов возраста, определение размеров пользования древесиной производится в рамках отдельных хозяйств или хозяйственных секций, групп лесов или хозяйственных частей, отдельных лесничеств, а через них - по лесхозу в целом (см. ст.62). В случае наличия в устраиваемом объекте арендованных участков лесного фонда для них также определяется возможный размер пользования лесом. При этом по заявкам арендаторов и по договору с ними лесоустроительными предприятиями составляются проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.

Лесоустройство в процессе инвентаризации лесного фонда выполняет важную функцию контроля за прошлой лесохозяйственной деятельностью (за предшествующий ревизионный период), включающего в себя оценку качества проведенных работ (способы лесовозобновления, ухода и др.) и их влияния на состояние и динамику лесов. Извлечение "уроков прошлого" (и положительных, и отрицательных) всегда остается важным требованием для внесения поправок в лесохозяйственную деятельность на следующий ревизионный период. Чтобы осуществлять контроль в течение ревизионного периода за составителями лесоустроительного проекта сохраняется право авторского надзора.

По мере интенсификации лесного хозяйства расширяются функции лесоустройства. В зарубежной практике оно уже используется на двух взаимосвязанных уровнях лесоуправления: региональном и локальном. Упомянутой выше Инструкцией также предусматривается разработка по заданию государственных органов власти региональных программ по развитию лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации (п.1, 2, 3 ч.1 Инструкции). Необходимость в разработке таких программ предусмотрена ст.70 ЛК РФ.

В задачу лесоустройства может входить также осуществление специальных инженерных изысканий и целевых обследований в лесном фонде с последующим составлением технических проектов и смет на создание объектов мелиорации, дорожного строительства, рекреационного благоустройства и других объектов лесохозяйственной деятельности.

referatxrm.nugaspb.ru referatweb.nugaspb.ru referatshk.nugaspb.ru refaots.ostref.ru Главная Страница