Социально-психологическая работа с беременными женщинами.

5.1. Оказание комплексной помощи беременным. (Из опыта работы фонда «Покров»)

В ходе консультирования кризисных беременных волонтеры фонда Покров осознали необходимость организации комплексной помощи беременным женщинам и их семьям. Многие беременные решают сделать аборт из-за отсутствия денег, жилья, и отсутствия поддержки близких. Поэтому очень важно в процессе консультирования проявить заботу и деятельное участие в жизни женщины, для чего нужно иметь возможность оказать ей хотя бы минимальную материальную помощь.

С целью повышения эффективности помощи беременным женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, фонд «Покров» организовал службу доверия по телефону для беременных. Информация о работе телефона доверия распространяется через информационные стенды и листовки, мониторы, расположенные в женских консультациях и родильных домах города и области, а также аптеки, органы социальной защиты населения.

Каждая обратившаяся женщина получает консультацию специалиста - психолога, а в случае необходимости, направляется на очную консультацию психолога, юриста, либо может обратиться за материальной поддержкой в фонд. В случае отсутствия жилья, психолог направляет женщину в кризисный Центр «Покров».

Комплексная поддержка беременных женщин и их семей включает в себя следующие виды помощи:

Материально-вещевая и продуктовая помощь

· Помощь предметами первой необходимости: детскими колясками, кроватками, памперсами, детскими вещами, гигиеническими средствами по уходу за новорожденными.

· Помощь продуктами питания.

Центр временного пребывания

· Предоставление временного места для проживания матери с ребенком или беременной женщине в кризисной ситуации;

· Помощь по уходу за детьми, а также предоставление надомного труда и возможности заработать средства на будущую жизнь.

Консультационная помощь

· Консультации юриста, психолога, социального работника.

Просветительская и информационная поддержка

· Размещение информационных материалов с телефонами, которые могут быть полезны беременным женщинам и матерям с детьми.

Школа или курсы для беременных

· На курсах молодые мамы могут узнать о том, как правильно заботиться о себе в период беременности, как подготовиться к родам, получат навыки обращения с ребенком.

С целью подержания будущих мам организуются благотворительные сборы детских колясок, кроваток, детского питания с привлечением спонсоров, администраций магазинов детских товаров, а также простых граждан. Хотя материальный вопрос не является главной причиной кризисной беременности, но бывает, что подержанная коляска и упаковка памперсов позволяют спасти жизнь ребенка.

Подготовка к осознанному материнству.

Контингент женщин, находящихся в трудных жизненных ситуациях, составляет группу риска по девиантному материнству – это поведение матери не способствующее сохранению здоровья ребенка, препятствующее, нарушающее, затрудняющее нормальный процесс его развития.

Девиантное материнское поведение можно рассматривать как:

- отсутствие материнской заботы;

- жестокое отношение к ребенку;

- сексуальное насилие и растление ребенка;

- отказ от ребенка, материнства вообще;

- детоубийство, в том числе преднамеренный сознательный аборт, в отличие от аборта по медицинским показаниям.

Группу риска составляют:

- юные матери в возрасте от 16 лет;

- женщины, имеющие затруднения в супружеской, семейной жизни, например; пережившие посттравматические состояния (испытавшие утраты, физическое насилие), без жилищных и финансовых ресурсов;

- потерявшие кров – беженки (нелегальные мигрантки);

- будущие матери с химической зависимостью;

- с эмоционально-личностностной незрелостью, плохо социально адаптированные будущие матери, например, ушедшие из семьи, если члены семьи не согласны с их выбором; сироты.

У таких женщин наблюдается дефицит материнских ресурсов.

Среди матерей группы риска особую категорию составляют юные матери. Исследования, проводимые во всем мире, в том числе и в нашей стране, указывают на особое неблагополучие внебрачной рождаемости именно среди совсем молодых женщин и на негативный опыт сверхраннего материнства.

Исследователи подчеркивают психологическую незрелость таких матерей, амбивалентность их установок на материнство, зависимость от негативного влияния собственных родителей, среды обитания. Беременность юной женщины является причиной тяжелых конфликтов в семьях.

Возрастной фактор – один из множества существенных, определяющих неготовность к материнству и, как следствие, – отказ от ребенка.

В исследованиях отмечается, что увеличивается количество неблагополучных семей и выпускников интернатных учреждений, которые испытывают большие трудности в создании своей семьи, так как не имеют опыта нормальной семейной жизни или этот опыт, полученный до помещения в интернат, носит только негативный характер

В связи с актуальностью данной проблемы становится важной работа по формированию установок осознанного материнства у женщин группы риска (см. выше). Мать должна «принять» ребенка и это должно быть ее сознательное решение.

На начальном этапе нужно продиагностировать «ресурсы» мамы – выявить среди ее окружения – родственников, близких, знакомых, к которым она испытывает позитивные чувства и в ходе эмоционального сопровождения на основе данного потенциала формировать у нее правильное отношение к своему ребенку.

Системный подход к оценке ресурсов предполагает диагностику следующих психологических ресурсов матери.

1. Личностный ресурс: личностная зрелость, мотивации рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл материнства, место материнства в структуре личности.

2. Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности.

3. Когнитивный ресурс: общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться.

4. Операциональный ресурс: сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка.

5. Психофизиологический ресурс: актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость.

Из оценки ресурсов вытекает прогноз материнско-детских отношений, оценка риска по девиантному родительству и, соответственно, выбор мишеней, задач и методов коррекции. При нехватке собственных ресурсов матери от специалиста требуется оценка внешних ресурсов, способных оказать поддержку матери с ребенком.

Целью работы с матерями группы риска является оказание поддержки женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактика отказов от детей и других форм жестокого отношения к ним.

Задачи сопровождения матерей:

Личностный ресурс:

• Содействие формированию субъектно-ориентированного отношения к ребенку с начала его жизни.

• Содействие укреплению уверенности родителя в себе, принятию им родительской позиции (ответственности за ребенка, в том числе за выбор стратегии, средств и методов воспитания ребенка).

• Помощь в преодолении конфликта в родительской сфере личности.

Эмоциональный ресурс:

• Помощь в раскрытии чувств, принятии чувств в их амбивалентности.

• Содействие пробуждению интереса к ребенку, отзывчивости к его состояниям и потребностям.

• Оказание эмоциональной поддержки матери, содействие налаживанию контакта с ребенком и развитию родительской интуиции.

• Содействие формированию психологических средств взаимодействия с ребенком (обучение языку эмоционального сопровождения).

Когнитивный ресурс:

• Формирование адекватных представлений о родительстве, готовности принимать трудности и действовать в условиях неопределенности.

• Содействие формированию гибкости поведения, умения принимать решения «здесь и сейчас», отказ от жестких установок, идущих от собственных родителей или продиктованных «авторитетными лицами».

• Обучение прогнозированию последствий того или иного стиля взаимодействия с ребенком, содействие выработке оптимальной стратегии поведения с учетом возраста и индивидуальности ребенка.

• Обучение принципам проведения развивающих занятий и играм с детьми раннего возраста.

• Ознакомление с базовыми психологическими потребностями ребенка (в общении и новых впечатлениях), критериями психологического здоровья ребенка (спонтанность, любознательность, жизнерадостность) и факторами их формирования.

• Принципы выбора дошкольного учреждения. Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ и помощь родителей в адаптации к условиям ДОУ.

• Содействие грамотному построению отношений со службами и специалистами, которые могут быть полезны семье.

Операциональный ресурс:

• Освоение практик обращения с младенцем.

• Обучение взаимодействию и занятиям с ребенком.

Психофизиологический ресурс:

В целях профилактики переутомления и эмоционального выгорания матери необходимо:

• Ознакомление с рациональной организацией труда и рабочего пространства при уходе за младенцем.

• Формирование практических навыков применения различных методов саморегуляции.

• Ориентация семьи на оказание поддержки матери.

Методы работы с матерями:

• Интерактивные методы: кейс-метод, тренинги и игры.

• Поведенческие методы (отработка навыков с куклами-младенцами).

• Диалог.

• Психомышечная и атуогенная тренировка и другие техники релаксации и саморегуляции.

• Телесноориентированные техники.

• Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

• Арт-терапия.

• Пластические разминки: спонтанное движение, танцевальные этюды.

• Библиотерапия.

• Совместные чаепития.

• Мини-сочинения.

• Активизация ближайшего социального окружения.

• Эмоциональная поддержка.

• Содействие организации сетевой поддержки.

С целью профилактики отказов от новорожденных в кризисном центре «Покров» реализуется программа подготовки к осознанному материнству «Я-мама». Программа направлена на формирование культуры осознанного материнства, позиции ответственного родительства у девушек и молодых женщин из неблагополучных семей, воспитанниц детских домов. (приложение 7)

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается комплексная поддержка беременных женщин?

2. Что значит «девиантное материнство»?

3. На развитие каких ресурсов должна быть направлена работа по формированию осознанного материнства?

Дополнительные материалы см. Приложениях 5, 6, 7.

rzu.deutsch-service.ru referatuzl.nugaspb.ru vup.deutsch-service.ru referatrhl.nugaspb.ru Главная Страница