Обработки и интерпретация результатов

Опросник объединяет следующие шкалы (приводим их названия в том порядке, в каком они расположены в ключе):

1. Предоставление ребенку возможности высказаться.

2. Оберегание ребенка от трудностей.

3. Ограничение матери ролью хозяйки дома.

4. Подавление воли ребенка.

5. «Жертвенность» родителей.

6. Страх причинить вред ребенку.

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей.

10.Зависимость ребенка от матери.

11. Поощрение зависимости ребенка от родителей.

12. Подавление агрессивности ребенка.

13.«Мученичество» родителей.

14. Равенство родителей и ребенка.

15. Поощрение активности ребенка.

16. Избегание общения с ребенком.

17. Невнимательность мужа к жене.

18. Подавление сексуальности ребенка.

19. Власть матери.

20. Навязчивость родителей.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

22. Ускорение развития ребенка.

23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка.

После подсчета количества баллов по каждой шкале «сырые» данные переводятся в стеновые оценки (см. табл. 9.5, 9.6).

Ключ опроснику PARY

Ответ № п/п А а б Б А а б Б А а б Б Ааб Б А а б Б Значение признака
Примечание. А — 4 балла; а — 3 балла; 6 — 2 балла; Б — 1 балл.

PARY является многомерным опросником, поэтому осуществлялось выявление связей между шкалами с помощью факторного анализа. В результате было получено три фактора.

Фактор 1. Пшеропека — отсутствие родительской опеки

Этот фактор (табл. 9.2) объединяет шкалы, характеризующие опека­ющий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность факто­ров свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы уто­мить дочь или сына. Дети должны, во всем слушаясь родителей, пони­мать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родите­ли стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль.

Таблица 9.2. Шкалы, составляющие фактор 1

р шкалы Название шкалы Факторная нагрузка
Оберегание ребенка от трудностей 0,724
Зависимость ребенка от матери 0,479
Поощрение зависимости ребенка от родителей 0,502
Подавление агрессивности ребенка 0,612
Подавление сексуальности ребенка 0,513
Навязчивость родителей 0,543

Оказалось, что с опекой как способом воспитания связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен об­ращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают необходимость мягкости, послушности ребенка, его недоста­точную зрелость, поэтому необходимость зависимости от взрослого.

Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребенком, между родителями и ребенком большая межличностная дистанция. Родители отрицают значение собственного влияния на ребенка.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком — демократичность

Один полюс фактора (табл. 9.3) свидетельствует об отказе родителей от демократичности, равенства в общении с сыном или дочерью, и наоборот, противоположный полюс — о преимущественных установках родителей на демократичность. Родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются уча­ствовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Таблица 9.3. Шкалы, составляющие фактор 2
Номер шкалы Название шкалы Факторная нагрузка
1. Предоставление ребенку возможности высказаться -0,882
Равенство родителей и ребенка -0,484
Поощрение активности ребенка -0,462
Товарищеские отношения между родителями и детьми -0,448

Фактор 3. Диктат в воспитании — отказ от авторитарности

Выраженность данного фактора (табл. 9.4) говорит о наличии у родите­лей установки на авторитарность в воспитании ребенка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо пере­ломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровож­дается раздражительностью, чувством их обременительности.

Таблица 9.4. Шкалы, составляющие фактор 3
Номер шкалы Название шкалы Факторная нагрузка
Подавление воли ребенка 0,403
Супружеские конфликты 0,461
Строгость родителей 0,550
Раздражительность родителей 0,650
«Мученичество» родителей 0,504

Полученные факторы частично совпадают с факторной структурой ори­гинальной методики. В оригинальной методике заложены четыре основных фактора: «Авторитарность», «Демократичность», «Опека» и «Супружеские

Таблица 9.5. Тестовые нормы опросника PARY (матери); выборка — 169 человек

Номер Стеновые оценки

шкалы
5-12 15-16
6-7 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18
5-8 11-12 13-14 15-16 17-18
5-10 15-16 18-19
5-9 10-11 13-14 16-17
5-10 12-13 15-16
5-9 10-11 13-14 16-17
5-6 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19
5-7 11-12 13-14 17-19
5-10 13-14 16-17
5-8 11-12 14-15 16-17
5-7 8-9 10-11 12-13 15-16 17-18
5-6 8-9 12-13 14-15 17-18 19-20
5-10 13-14
5-11 12-13 14-15
5-7 8-9 10-11 14-15 16-17
5-10 11-12 14-15 16-17
5-9 12-13 14-15 16-17 18-19
5-7 9-10 13-14 15-16 17-18 19-20
5-7 8-11 12-13 15-16 17-18
5-15
5-10 13-14 16-17
5-10 13-14 15-16

Таблица 9.6. Тестовые нормы PARY (отцы); выборка — 94 человека

Номер Стеновые оценки

шкалы
5-11 12-13 15-16
5-7 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20
5-8 9-10 11-12 14-15 17-18
5-9 11-12 15-16
5-11 15-16 18-19 18-19
5-10 11-12 15-16
5-9 11-12 14-15 18-19
5-6 7-8 9-10 12-13 14-16 18-19
5-7 9-10 12-13 14-15
5-10 11-12 18-19
5-8 11-12 13-14 15-16 18-19
5-8 12-14 15-16 19-20
5-7 10-11 13-14 14-16 17-18
5-11 18-19 18-19
5-12 15-16
5-9 13-14 18-19
5-10 13-14 16-17 18-19
5-8 9-10 11-12 14-15 16-17
5-7 9-10 12-13 14-15 16-17
5-9 11-12 13-14 16-17
5-14 17-18
5-8 9-12 14-15 17-18
5-12 13-14

отношения». В нашем случае не выделился фактор, характеризующий суп­ружеские отношения, одна из шкал которого вошла в полученный нами фактор «Диктате воспитании».

По всей видимости, супружеские конфликты и осуществление диктата в воспитании, сопровождаемое чувством обременительности родительских обязанностей, являются показателями общего неблагополучия семьи.

Понимание родителями особенностей юношеского возраста

Для этих целей можно использовать тестовую методику, которая основа­на на представлениях о юношеской психологии, развитых в работах Ж. Пи­аже и И. С. Кона.

Содержание методики и результаты ее практического применения на вы­борке педагогов средних учебных заведений изложены в кандидатской диссер­тации Б. И. Рогова, защищенной в Ленинградском университете в 1986 году.

Приведенный тест предназначен дать ответ на вопрос: знают ли взрос­лые юношескую психологию? Термин «взрослые» в данном случае исполь­зуется в своем широком значении. Под педагогами подразумеваются люди, занимающиеся воспитательной деятельностью и обучением молодежи в воз­расте от 15 до 21 года.

Проведение исследований

Инструкция. Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых вы можете либо согласиться, либо не согласиться, либо дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания, ставьте знак «+», если не согласны — знак «-», если затрудняетесь дать определенный ответ — знак «?».

ПРИМЕЧАНИЕ. В предлагаемых высказываниях будут встречаться слова: «дети», «юно­ши», «взрослые». Подразумевается, что «дети» — это учащиеся младших классов средней школы; «юноши» — молодые люди (обоего пола) в возрасте от 15 до 21 года; «взрослые» — люди в возрасте 25-45 лет.

1. Поверхностность — характерная черта юношей.

2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.

3. Если юноши думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).

4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений.

5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности.

7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обуче­нии и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность — характерные черты юношеского возраста.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в юношеском возрасте.

10.Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.

12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

13.Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

14. «Чувство одиночества» — характерное переживание юношеского возраста.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подвержен­ность влияниям и т. п.) — характерная черта юношеской самооценки.


19. Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т. п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

20. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами

в большей степени присуще взрослым, чем юношам. l

referatspt.nugaspb.ru refamyb.ostref.ru refaplh.ostref.ru vnn.deutsch-service.ru Главная Страница