Творческий путь М.Горького (до 1917 г.).

В дооктябрьском периоде творческого пути Горького можно выделить 5 периодов творчества, плюс, 1 «нулевой»:

0) 1868-1892 гг. «Нулевой период» - наиболее «тёмный» и недокументированный участок - дотворческая жизнь Алексея Максимовича Пешкова, когда он воспитывался, рос, шлялся-босячил, вёл революционную пропаганду, подрабатывал случайно, действовал на грани криминала ради хлеба насущного - и прочими способами выживал, напитывался впечатлениями и формировался творчески. Горький начинал как поэт, и в эти годы он стал автором анонимных «Стихов на могиле Латышева», опубликованных в 1885-ом г. в провинциальной прессе, поэмы «Старый дуб», которую он показал Короленко (тот раскритиковал сочинение) и после - уничтожил. В дальнейшем Горький сочиняет стихи – но довольно шаблонные или пародийные (на творчество Сологуба, например) и с сознанием своей поэтической бесталанности, потому с чувством относится к действительно талантливым поэтам (например, Маяковскому). Сведения о периоде можно восстановить из редких упоминаний самого Горького (часто – мистифицированных), а также эпизодов из рассказов и романов писателя.

1) 1892-1899 гг. Первый период – от первых публикаций под псевдонимами «М.Горький» и «Иегудиил Хламида» статей, фельетонов в провинциальной прессе ( «Самарская газета», «Нижегородский листок», «Одесские новости») и выхода в Тифлисе «Макара Чудры» до выхода трёхтомника Горького «Очерки и рассказы», закрепившего за ним всероссийскую славу. Личная жизнь Горького: непростые отношения с замужней неформалкой Каминской, перед началом которых в 1891 г. Горький от тоски идёт «в народ», а вернувшись через год, сближается с женщиной, чтобы в 1895 г. сбежать от неё. Произведения Горького в этот период –

а) реалистические: среди них произведения из периодики (фельетоны, статьи), которые позднее Горький не перепечатывал, и произведения «Босяцкого цикла» - тематический цикл, принесший основную славу писателю;

б) героико-романтические на легендарной основе (небольшое число – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.) и романтико-иронические (несколько произведений, где иронизируется над героями-романтиками, сталкиващимися с реальной жизнью – «Гривенник», «Однажды осенью»)

2) 1899-1904 гг. Второй период - с публикации трёхтомника до Первой русской революции. На это время приходится пик литературной славы Горького. Горький пишет первый роман, с посвящением Чехову - «Фома Гордеев» (один из самых удачных классических романов Горького), повесть «Трое», пьесы – «Мещане», «На дне» (наиболее известная из пьес Горького) и другие, примерно завершает период – поэма «Человек» (1903).

3) 1905-1907 гг. Третий период – с минимумом творческих результатов, максимумом социальной активности Горького - длился, примерно, с периода перед Кровавым воскресеньем (9 января 1905), когда Горького, отправившегося к министру внутренних дел Святополку Мирскому накануне памятного шествия, заточили в Петропавловскую крепость - до выезда в Италию, на остров Капри, и публикации «Матери». В это время Горький занимается революционной деятельностью, будучи владельцем издательства «Знание», состоятельным человеком – предоставляет помещение и финансы революционерам. Потом Горький вместе с актрисой Андреевой, оставив своих супругов наедине с детьми, едут по Европе и затем в США – где по приглашению Марка Твена Горький должен читать лекции. Подкупленная пресса распространяет в пуританском американском обществе информацию о том, что Горький прилюдно приехал с любовницей, покинув жену в России – чем портит ему репутацию и срывает лекции. Горький возвращается в Европу и оседает на Капри (откуда возвращается только в 1913-ом году, воспользовавшись амнистией по случаю празднования 300-летия дома Романовых). Творческий выход периода: «Мать», а также написанные в путешествии сатирические очерки и интервью. В этот период в прессе возникает много публикаций (впрочем, как и прежде, как и позже) о том, что Горький как писатель кончился, исписался, пропил дар и проч.

4) 1908-1910 гг. Четвёртый период: Горький публикует «Исповедь» (заставившая говорить о Горьком как о религиозном мыслителе), а также две повести из неоконченного «Окуровского цикла» («Городок Окуров» и «Жизнь Матвея Кожемякина», задумана, но не реализована «Большая любовь»). В этих произведениях раскрывается богостроительская концепция Горького (в «Исповеди»), а также открывается полемика с идеями Достоевского («Окуровский цикл»). Ленин в этот период осуждает Горького как «богостроителя» («богостроители» были оппонентами Ленина); богоискатели же оценили «Исповедь».

5) 1910-1917 гг. – Пятый, интенсивныйпериод. Горький вновь обращается в цикле очерков «По Руси» к материалу скхождений в народ в 80-90-ых гг., но без героизации босяков и объединённых образом Проходящего; наконец, Горький пишет автобиографические произведения: «Хозяин» и «Детство» (где частично отражается горьковская концепция двух начал в России – восточного, ленивого, пассивного, и западного, активного, заточенного на материю – в дедушке и бабушке Лёши). Выходят сборники «Русские сказки», где Горький идёт по стопам стаирических сказок Салтыкова-Щедрина, и «Сказки об Италии», где формируется концепция национального характера в рамках «синтеза реализма и романтизма», который пытался сделать писатель.

Революционные события 1917 г. (революция, переход власти к Временному правительству) Горький как антимонархист сперва принял с воодушевлением. В газете «Новая жизнь» Горький описывал происходящее вокруг почти по дням (потом эти материалы составляют «Несвоевременные мысли»), постепенно пессимизм нарастает и Горький переходит к критике нынешней власти. Переход власти в руки большевикам Горький встречает негативно, и хотя продолжает состоять в партии, прекращает в ней активную деятельность. Горький в статьях «Новой жизни» критикует происходящее резче, чем пишут в некоторых явно антисоветских произведениях, но ему сходит с рук, пока в 1921 г. ему не предлагадют настойчиво поехать в Европу, полечиться. Горький принимает предложение и селится в Сорренто.


10. Проза М.Горького 1890-х годов: проблематика и стиль.

Произведения Горького в первый сознательный творческий период (1892-1899 гг.) делятся на следующие категории:

а) реалистические: среди них, отбросив публикацию в перидике, выделяют произведения «Босяцкого цикла»(«Два босяка», «В степи», «Женщина с голубыми глазами», «О мальчие и девочке, которые не замерзки», «Супруги Орловы» и др.) - тематический цикл, принесший основную славу писателю, а также первый и наиболее совершенный «классический» роман Горького «Фома Гордеев».

*** Горького в реалистических произведениях цикла волнуют социальные вопросы (в т.ч. положение конкретной маргинальной социальной группы – людей «дна», «босякеов») в тесной связи с вопросами морали (особенно – вопрос воздействия мещанской морали на «босяков», крестьян, и трансформации ницшеанской морали).

В произведениях «Босяцкого цикла» Горький, в поисках героического начала, рассказывает о людях из народа, которые несут в себе высокие этические качества и, тем не менее, отверженны обществом: бродчие люди, нищие, уличные женщины, беспризорные дети. Горькие идёт вслед за традицией литературы 60-70-ых годов: в этих рассказах заострена социальная критика, высказывается протест против существующих общественных отношений.

Тема «хозяев жизни» поднимается и ярко изображается в лице сменяющих друг друга поколений купцов, вдохновляемых Маякиным, хитрейшим купцом с «ницшеанским уклоном».

Другай тема – люди «дна» и само «дно»: в «Бывших людях», «Супругах Орловых» «дно» выглядит на первый взгляд как способ обрести свободу, волю, не быть связанным экономическими, социальными или иными обязанностями – однако на поверку эти ценности мнимыми, и герои переживают крах (герой «Орловых» переходит в итоге к мизантропии, а «бывших людей» в одноимённой повести под конец разгоняют, и их единство легко распадается). «Босяки» в изображении Горького, как и «хозяева жизни» в – см. билет 12.

Вопрос выбора между состраданием к человеку и активным воздействием ради перестройки его жизни ставится в рассказах «Каин и Артём», «Двадцать шесть и одна» - и Горький показывает психологическую и нравственную ущербность пассивного состарадания.

Ещё одна проблема – положение русской деревни, которую Горький изображает полной внутренних противоречий, особенно социальных, предвещая неизбежный взрыв и пробуждение общественного сознания русского мужика.

В более позднем творчестве темы, заявленные в «Босяцком цикле» (ницшеанство, «хозяева жизни», люди «дна» и проч.), Горький окночательно раскроет в пьесе 1902-го года «На дне».

б) героико-романтические на легендарной основе (южные - «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», на тему Средневековья – «Слепота любви», «Возвращение норманнов из Англии» и др.) и романтико-иронические («Гривенник», «Однажды осенью» и др.).

***В «романтических» произведениях Горького волнует тема активного отношения к жизни и способности жертвовать собой (ср. жестокая кара индивидуалиста Ларры и героический, хотя и оставшийся без награды поступок Данко – в «Старухе Изергиль»), силы человеческого духа и способности творить красоту мира. Вопроса активного отношения к жизни, по-видимому, касаются и романтико-иронические произведения Горького, где объектом иронии становится крушение романтической мечты.

Горький в эти годы стал новатором не только в повороте тем в своей прозе, но и в особенностях художественного метода и стиля. Он был писателем, у которого в поисках адекватного средства для отображения сложной жизни эпохи - переплетались в разных пропорциях реализм и романтизм.

В отличие от беллетристики прошлых десятилетий, у Горького широчайше распространена категория исключительного: герои все – незаурядные, с редчайшими чертами характера, способные на необычные поступки. И Горький ставит героев в предельные, заострённые ситуации, дабы испытать их.

Типизация в героико-романтических рассказах Горького опирается и на фольклорные традиции (характеры, сказовое повествование и герои-рассказчики), и на традиции романтической литературы (действие происходит всегда в отвлечённых от конретно-исторических обстоятельств условиях).

Действие обычно поставлено на антитезе: даются полярные характеры – Челкаш и Гаврила, Мальва и Яков. Контраст поддерживается фоном, который даётся обычно тоже крайним (природа либо смирна и покойна, либо готовится к буре или уже бушует). А природа в произведениях Горького, впрочем, служит не столько фоном, сколько дополнительной силой, заключающей в себе философское содержание или выражает общую атмосферу (надвигающаяся гроза в «Бывших людях», гроза в «Челкаше»).

Горький пишет контрастирующими красками, и важную роль в его палитре играет эмоциональный, оценивающий эпитет (от которого его призывал избавиться Чехов, но Горький Чехова не послушал).

Главная Страница