Творческий путь М.Горького (до 1917 г.).

В дооктябрьском периоде творческого пути Горького можно выделить 5 периодов творчества, плюс, 1 «нулевой»:

0) 1868-1892 гг. «Нулевой период» - наиболее «тёмный» и недокументированный участок - дотворческая жизнь Алексея Максимовича Пешкова, когда он воспитывался, рос, шлялся-босячил, вёл революционную пропаганду, подрабатывал случайно, действовал на грани криминала ради хлеба насущного - и прочими способами выживал, напитывался впечатлениями и формировался творчески. Горький начинал как поэт, и в эти годы он стал автором анонимных «Стихов на могиле Латышева», опубликованных в 1885-ом г. в провинциальной прессе, поэмы «Старый дуб», которую он показал Короленко (тот раскритиковал сочинение) и после - уничтожил. В дальнейшем Горький сочиняет стихи – но довольно шаблонные или пародийные (на творчество Сологуба, например) и с сознанием своей поэтической бесталанности, потому с чувством относится к действительно талантливым поэтам (например, Маяковскому). Сведения о периоде можно восстановить из редких упоминаний самого Горького (часто – мистифицированных), а также эпизодов из рассказов и романов писателя.

1) 1892-1899 гг. Первый период – от первых публикаций под псевдонимами «М.Горький» и «Иегудиил Хламида» статей, фельетонов в провинциальной прессе ( «Самарская газета», «Нижегородский листок», «Одесские новости») и выхода в Тифлисе «Макара Чудры» до выхода трёхтомника Горького «Очерки и рассказы», закрепившего за ним всероссийскую славу. Личная жизнь Горького: непростые отношения с замужней неформалкой Каминской, перед началом которых в 1891 г. Горький от тоски идёт «в народ», а вернувшись через год, сближается с женщиной, чтобы в 1895 г. сбежать от неё. Произведения Горького в этот период –

а) реалистические: среди них произведения из периодики (фельетоны, статьи), которые позднее Горький не перепечатывал, и произведения «Босяцкого цикла» - тематический цикл, принесший основную славу писателю;

б) героико-романтические на легендарной основе (небольшое число – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.) и романтико-иронические (несколько произведений, где иронизируется над героями-романтиками, сталкиващимися с реальной жизнью – «Гривенник», «Однажды осенью»)

2) 1899-1904 гг. Второй период - с публикации трёхтомника до Первой русской революции. На это время приходится пик литературной славы Горького. Горький пишет первый роман, с посвящением Чехову - «Фома Гордеев» (один из самых удачных классических романов Горького), повесть «Трое», пьесы – «Мещане», «На дне» (наиболее известная из пьес Горького) и другие, примерно завершает период – поэма «Человек» (1903).

3) 1905-1907 гг. Третий период – с минимумом творческих результатов, максимумом социальной активности Горького - длился, примерно, с периода перед Кровавым воскресеньем (9 января 1905), когда Горького, отправившегося к министру внутренних дел Святополку Мирскому накануне памятного шествия, заточили в Петропавловскую крепость - до выезда в Италию, на остров Капри, и публикации «Матери». В это время Горький занимается революционной деятельностью, будучи владельцем издательства «Знание», состоятельным человеком – предоставляет помещение и финансы революционерам. Потом Горький вместе с актрисой Андреевой, оставив своих супругов наедине с детьми, едут по Европе и затем в США – где по приглашению Марка Твена Горький должен читать лекции. Подкупленная пресса распространяет в пуританском американском обществе информацию о том, что Горький прилюдно приехал с любовницей, покинув жену в России – чем портит ему репутацию и срывает лекции. Горький возвращается в Европу и оседает на Капри (откуда возвращается только в 1913-ом году, воспользовавшись амнистией по случаю празднования 300-летия дома Романовых). Творческий выход периода: «Мать», а также написанные в путешествии сатирические очерки и интервью. В этот период в прессе возникает много публикаций (впрочем, как и прежде, как и позже) о том, что Горький как писатель кончился, исписался, пропил дар и проч.

4) 1908-1910 гг. Четвёртый период: Горький публикует «Исповедь» (заставившая говорить о Горьком как о религиозном мыслителе), а также две повести из неоконченного «Окуровского цикла» («Городок Окуров» и «Жизнь Матвея Кожемякина», задумана, но не реализована «Большая любовь»). В этих произведениях раскрывается богостроительская концепция Горького (в «Исповеди»), а также открывается полемика с идеями Достоевского («Окуровский цикл»). Ленин в этот период осуждает Горького как «богостроителя» («богостроители» были оппонентами Ленина); богоискатели же оценили «Исповедь».

5) 1910-1917 гг. – Пятый, интенсивныйпериод. Горький вновь обращается в цикле очерков «По Руси» к материалу скхождений в народ в 80-90-ых гг., но без героизации босяков и объединённых образом Проходящего; наконец, Горький пишет автобиографические произведения: «Хозяин» и «Детство» (где частично отражается горьковская концепция двух начал в России – восточного, ленивого, пассивного, и западного, активного, заточенного на материю – в дедушке и бабушке Лёши). Выходят сборники «Русские сказки», где Горький идёт по стопам стаирических сказок Салтыкова-Щедрина, и «Сказки об Италии», где формируется концепция национального характера в рамках «синтеза реализма и романтизма», который пытался сделать писатель.

Революционные события 1917 г. (революция, переход власти к Временному правительству) Горький как антимонархист сперва принял с воодушевлением. В газете «Новая жизнь» Горький описывал происходящее вокруг почти по дням (потом эти материалы составляют «Несвоевременные мысли»), постепенно пессимизм нарастает и Горький переходит к критике нынешней власти. Переход власти в руки большевикам Горький встречает негативно, и хотя продолжает состоять в партии, прекращает в ней активную деятельность. Горький в статьях «Новой жизни» критикует происходящее резче, чем пишут в некоторых явно антисоветских произведениях, но ему сходит с рук, пока в 1921 г. ему не предлагадют настойчиво поехать в Европу, полечиться. Горький принимает предложение и селится в Сорренто.


10. Проза М.Горького 1890-х годов: проблематика и стиль.

Произведения Горького в первый сознательный творческий период (1892-1899 гг.) делятся на следующие категории:

а) реалистические: среди них, отбросив публикацию в перидике, выделяют произведения «Босяцкого цикла»(«Два босяка», «В степи», «Женщина с голубыми глазами», «О мальчие и девочке, которые не замерзки», «Супруги Орловы» и др.) - тематический цикл, принесший основную славу писателю, а также первый и наиболее совершенный «классический» роман Горького «Фома Гордеев».

*** Горького в реалистических произведениях цикла волнуют социальные вопросы (в т.ч. положение конкретной маргинальной социальной группы – людей «дна», «босякеов») в тесной связи с вопросами морали (особенно – вопрос воздействия мещанской морали на «босяков», крестьян, и трансформации ницшеанской морали).

В произведениях «Босяцкого цикла» Горький, в поисках героического начала, рассказывает о людях из народа, которые несут в себе высокие этические качества и, тем не менее, отверженны обществом: бродчие люди, нищие, уличные женщины, беспризорные дети. Горькие идёт вслед за традицией литературы 60-70-ых годов: в этих рассказах заострена социальная критика, высказывается протест против существующих общественных отношений.

Тема «хозяев жизни» поднимается и ярко изображается в лице сменяющих друг друга поколений купцов, вдохновляемых Маякиным, хитрейшим купцом с «ницшеанским уклоном».

Другай тема – люди «дна» и само «дно»: в «Бывших людях», «Супругах Орловых» «дно» выглядит на первый взгляд как способ обрести свободу, волю, не быть связанным экономическими, социальными или иными обязанностями – однако на поверку эти ценности мнимыми, и герои переживают крах (герой «Орловых» переходит в итоге к мизантропии, а «бывших людей» в одноимённой повести под конец разгоняют, и их единство легко распадается). «Босяки» в изображении Горького, как и «хозяева жизни» в – см. билет 12.

Вопрос выбора между состраданием к человеку и активным воздействием ради перестройки его жизни ставится в рассказах «Каин и Артём», «Двадцать шесть и одна» - и Горький показывает психологическую и нравственную ущербность пассивного состарадания.

Ещё одна проблема – положение русской деревни, которую Горький изображает полной внутренних противоречий, особенно социальных, предвещая неизбежный взрыв и пробуждение общественного сознания русского мужика.

В более позднем творчестве темы, заявленные в «Босяцком цикле» (ницшеанство, «хозяева жизни», люди «дна» и проч.), Горький окночательно раскроет в пьесе 1902-го года «На дне».

б) героико-романтические на легендарной основе (южные - «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», на тему Средневековья – «Слепота любви», «Возвращение норманнов из Англии» и др.) и романтико-иронические («Гривенник», «Однажды осенью» и др.).

***В «романтических» произведениях Горького волнует тема активного отношения к жизни и способности жертвовать собой (ср. жестокая кара индивидуалиста Ларры и героический, хотя и оставшийся без награды поступок Данко – в «Старухе Изергиль»), силы человеческого духа и способности творить красоту мира. Вопроса активного отношения к жизни, по-видимому, касаются и романтико-иронические произведения Горького, где объектом иронии становится крушение романтической мечты.

Горький в эти годы стал новатором не только в повороте тем в своей прозе, но и в особенностях художественного метода и стиля. Он был писателем, у которого в поисках адекватного средства для отображения сложной жизни эпохи - переплетались в разных пропорциях реализм и романтизм.

В отличие от беллетристики прошлых десятилетий, у Горького широчайше распространена категория исключительного: герои все – незаурядные, с редчайшими чертами характера, способные на необычные поступки. И Горький ставит героев в предельные, заострённые ситуации, дабы испытать их.

Типизация в героико-романтических рассказах Горького опирается и на фольклорные традиции (характеры, сказовое повествование и герои-рассказчики), и на традиции романтической литературы (действие происходит всегда в отвлечённых от конретно-исторических обстоятельств условиях).

Действие обычно поставлено на антитезе: даются полярные характеры – Челкаш и Гаврила, Мальва и Яков. Контраст поддерживается фоном, который даётся обычно тоже крайним (природа либо смирна и покойна, либо готовится к буре или уже бушует). А природа в произведениях Горького, впрочем, служит не столько фоном, сколько дополнительной силой, заключающей в себе философское содержание или выражает общую атмосферу (надвигающаяся гроза в «Бывших людях», гроза в «Челкаше»).

Горький пишет контрастирующими красками, и важную роль в его палитре играет эмоциональный, оценивающий эпитет (от которого его призывал избавиться Чехов, но Горький Чехова не послушал).

Арабские страны Азии и Афганистан
Товароведение, описание хим. состава пищ. продуктов
Загальна характеристика сучасного стану інформаційних систем управління підприємствами.
Тема 4. Основні закони правильного мислення
Open the brackets .
Другие попытки разрешения проблемы
Богатство создается исключительно в голове.
Дополнительные стартовые карточки
І частина (5 балів)
ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЭТОЙ СИЛОЙ
Работа по непрерывному курсу риторики
Брак и брачно-семейные отношения
Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника.
Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
А – задний край правого легкого
Приготовление питательной смеси
Обломов» И.А. Гончарова. Проблематика, система образов. Полемика вокруг образа главного героя.
Основні принципи та впровадження соціальної відповідальності
Notes to the text
Вправе ли заемщик отказаться от получения кредита, предусмотренного договором кредита, полностью или частично?
Діелектричні втрати
Лист Б. Хмельницького до султана Мухамеда про дружбу
Конституція України - Розділ IХ
Главная Страница