Основные принципы международного воздушного права

Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством. Указанный принцип закреплен в нормах международного права, например, в Чикагской конвенции 1944 г. и в национальном законодательстве государств, например, в Воздушном кодексе Украины 1993 г. Так, в ст. 1 Чикагской конвенции установлено: “Договаривающиеся Государства признают, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией”[121]. Аналогичное положение закреплено и в ст. 1 Воздушного кодекса Украины[122].

Суть принципа суверенитета над воздушным пространством заключается в том, что государства самостоятельно определяют правовой режим своего воздушного пространства. Согласно Чикагской конвенции 1944 г. законы и правила государства относительно допуска на его территорию или убытия с его территории воздушных судов, занятых в международной аэронавигации, либо эксплуатации и навигации таких воздушных судов во время их пребывания в пределах его территории применяются к воздушным судам всех договаривающихся государств без различия их национальности. Иными словами, иностранное воздушное судно, совершающее международный полет, при нахождении в пределах территории другого государства подчиняется его юрисдикции.

Основой правового режима воздушного пространства государств является разрешительный порядок полетов иностранных воздушных судов над их сухопутной и водной территорией. Международные полеты над государственной территорией осуществляются на основании международного договора или специального разрешения на совершение разового полета или серии полетов. При этом данные полеты производятся только по установленным воздушным коридорам, с посадкой в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов.

Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве. Современное международное право относит к пространству данного вида воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой, т. е. над международной территорией общего пользования.

Поскольку суверенитет ни одного государства не распространяется на международное воздушное пространство, то воздушные суда, находящиеся в нем, подчиняются юрисдикции государства регистрации судна. Вместе с тем, осуществляя свободу полетов в международном воздушном пространстве, воздушные суда не свободны от соблюдения международных правил и требований, закрепленных в международных договорах или регламентах ИКАО. Так, по положениям Чикагской конвенции 1944 г. над открытым морем действующими являются правила полетов, установленные этой Конвенцией (Приложение 2). Все государства обязаны придерживаться данных правил и принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Данный принцип включает в себя два аспекта: 1) меры по обеспечению технической безопасности летательных аппаратов, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; 2) борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Авиационная техника — источник повышенной опасности, поэтому технические требования к ней должны быть жесткими и единообразными. Одной из главных целей принятия Чикагской конвенции 1944 г. и создания ИКАО было обеспечение упорядоченного и безопасного развития международной гражданской авиации. Единые требования к технике безопасности аэронавигации содержатся в самой Конвенции 1944 г. и в 18 приложениях к ней. В связи с постоянным прогрессом науки и техники данные требования должны постоянно совершенствоваться. Эта задача возложена на ИКАО. Государства-участники в рамках ИКАО по мере необходимости разрабатывают международные регламенты (правила, стандарты, рекомендации и т. п.), касающиеся вопросов безопасности и эффективности аэронавигации.

Большую опасность для нормального функционирования гражданской авиации представляют акты захвата или иного незаконного вмешательства в ее деятельность, особенно участившиеся в 60 — 70 гг. В связи с этим было разработано новое отдельное Приложение 17 к Чикагской конвенции “Безопасность. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства”. Кроме того, были приняты специальные конвенции о международном сотрудничестве в борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (подробнее об этом см. § 5 наст. гл.).

Главная Страница