Вопрос 53. Государственный бюджет

Ответ

Центральным звеном финансовой системы, ее стержнем выступает государственный бюджет. Понятие бюджета многогранно. Бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план государства, централизованный фонд государства, ежегодная смета (роспись) доходов и расходов, инструмент государственного регулирования, закон, обязательный для исполнения всеми участниками бюджетных отношений.

Содержание и структура бюджета зависят от объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют: преобладающую форму собственности; порядок распределения валового продукта; природные, экономические, социальные, национальные особенности страны. Среди субъективных факторов можно отметить: государственное устройство, политику правительства, внешнюю экономическую ситуацию.

Бюджет выполняет следующие функции:

- распределительную. Через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода;

- контрольную. Движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет ее контролировать;

-регулирующую. Изменение расходов и доходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику.

Структура бюджета характеризуется бюджетной классификацией – научно обоснованной группировкой доходов и расходов по однородным признакам с установлением отдельным подразделениям бюджета точных наименований и кодов. Бюджетная классификация доходов и расходов зависит от используемых критериев. Выделяются следующие классификации расходов: ведомственная, в которой расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств, и экономическая, отражающая расходы по их целевому назначению.

Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

- поддержание уровня доходов граждан (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, пособия по безработице, помощь живущим ниже черты бедности и т.д.);

- национальная оборона;

- образование и здравоохранение;

- выплата процентов по государственному долгу.

Законодательство Республики Беларусь не использует термин «государственный бюджет», действуют категории «бюджет Республики Беларусь» и «республиканский бюджет». Согласно закону «О бюджетной системе Республики Беларусь» Министерством финансов разрабатываются республиканский бюджет и местные бюджеты. Республиканский бюджет утверждается парламентом и становится законом.

Структурно бюджет Республики Беларусь состоит из двух частей:

- доходной, формируемой за счет различных видов налогов, сборов, пошлин и неналоговых платежей;

- расходной части, характеризующей направления бюджетных ассигнований.

Особенностью республиканского бюджета является традиционная социальная направленность бюджетных расходов. Удельный вес расходов консолидированного бюджета на социально – культурную сферу, субсидии жилищно - коммунальному хозяйству, субсидии и субвенции по жилищному строительству, выплаты компенсаций и льгот составляют 67%. Только на выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, денежных компенсаций приходится до 46% расходов консолидированного бюджета. В последние годы государственные расходы на образование составляют в среднем 6% от объема ВВП (для сравнения: в России – 4,4%), а государственные расходы на здравоохранение – 4,7% от ВВП (против 3,8% в России).

Доходная часть бюджета на 92% формируется за счет поступлений от налогов.

Вопрос 54. Бюджетная система

Ответ

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов. В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности и зависит, прежде всего, от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухуровневое строение. Первый уровень – это государственный бюджет, второй – местные бюджеты. Такая система характерна и для Республики Беларусь. В странах с федеральным устройством (США, Россия) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, субъектов федерации. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15 июля 1998 г. для классификации местных бюджетов применяется территориальный признак. Местные бюджеты подразделяются на:

- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городов районного подчинения);

- бюджеты базового уровня (районные, городов областного подчинения);

- бюджеты областного уровня.

Республиканский бюджет и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления средств, так и по направлениям их расходования. Бюджеты различного уровня образуют базу для консолидированного бюджета страны, представляющего собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административно – территориального образования. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа.

Государственные бюджеты могут включать в себя различные бюджетные фонды, имеющие целевое назначение. В бюджет Республики Беларусь на текущий год входят следующие целевые фонды: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и аграрной науки, государственный фонд содействия занятости, дорожный фонд, фонд охраны природы, инновационные фонды, фонд развития строительной науки.

Государственным внебюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения.

Вопрос 55. Бюджетный процесс

Ответ

Бюджетный процесс предполагает балансирование (выравнивание) государственных доходов и расходов, однако в реальной жизни такого совпадения, как правило, не происходит. Возникает ситуация либо превышения государственных доходов над государственными расходами, получившая название бюджетного профицита, либо, что является более характерным, превышения государственных расходов над государственными доходами, получившая название бюджетного дефицита. В государствах с нормально функционирующей экономикой бюджетный дефицит в пределах 4 – 5% от ВВП считается нормальным явлением. Бюджетный дефицит может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, милитаризацией страны, войнами, стихийными бедствиями.

Различают структурный дефицит и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании государственного бюджета, когда экономика работает в режиме полной занятости (при естественном уровне безработицы, равном 6%) называется структурным дефицитом. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом государственного бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита осуществляется следующими методами:

-увеличением налогов;

-дополнительной эмиссией необходимого количества денег;

- выпуском в обращение государственных ценных бумаг;

- привлечением внешних займов.

Существуют три концепции регулирования бюджета: концепция ежегодно балансируемых бюджетов; идея бюджета, балансируемого на циклической основе; концепция функциональных финансов. Концепция ежегодно балансируемых бюджетов исключает фискальную деятельность государства как антициклическую, стабилизирующую силу. Согласно данной концепции, балансирование бюджета осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов. Идея бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, причем бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Согласно концепции функциональных финансов, основной целью государственных финансов является стабилиация экономики, а проблемы порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически ликвидироваться.

В современных условиях для Республики Беларусь важнейшей задачей выступает дальнейшее сокращение размеров дефицита республиканского бюджета. С этой целью разработан комплекс мер, который предполагает: повышение собираемости налогов; совершенствование планирования и исполнения расходной части бюджета; управление внутренним долгом при сохранении стимулирующего и социального характера государственных расходов.

rfr.deutsch-service.ru refanyq.ostref.ru machine.opsreferat.ru sdz.deutsch-service.ru Главная Страница