Корпорация как организационно – правовая форма предпринимательства: сущность, преимущества и недостатки, виды (в т.ч. в России)

Корпорация как форма предпринимательства сформировалась в конце 19 века, во времена необходимости значительных объемов капитала для строительства шахт, железных дорог. Решением проблемы привлечения больших объемов капитала стала продажа доли будущего предприятия отдельным вкладчикам. Для защиты вкладчика от риска ответственности ограничивалась долей вклада. С развитием обществ корпорации получили атрибуты предприятия с частной собственностью юридического лица (право на собственность, право продажи имущества, заключать сделки).

Корпорация (акционерное общество) является распространенной формой предпринимательской деятельности, ее владельцами считаются акционеры, имеющие ограниченную ответственность в размере своего взноса в акционерный капитал корпорации. Прибыль корпорации принадлежит акционерам. Видокремлюють две его части. Одна часть распределяется среди акционеров в виде дивидендов, вторая - это нераспределенная прибыль, которая используется на реинвестирование.

Размер компании может быть небольшим для того, чтобы стать корпорацией.

Существует несколько типов корпораций:

Государственная корпорация - корпорация, которая находится в собственности правительства и создана для специальных государственных целей (управление долины Теннеси - строят дамбы на водных каналах);

Квазигосударственные корпорация - организация общественного пользования, Обладает монополией на выполнение основных услуг (предприятия коммунального хозяйства, монопольно осуществляют поставки электроэнергии, воды, газа, а также местная телефонная сеть;)

Частная корпорация - компания, владельцем которой являются частные лица или фирмы;

Некоммерческая корпорация - компания, Владельцы которой имеют ограниченную ответственность и основная цель деятельности является выполнение услуг, а не получение максимальной прибыли (в сфере образования Государственная система радиовищення Гарвардский университет);

Коммерческая корпорация - компания, цель деятельности является получение прибыли;

Корпорация открытого типа - корпорация, Которая активно распространяет акции на открытых торгах, дает полный контроль над управлением корпорацией;

Корпорация закрытого типа - корпорация, которая не продает акции на открытых торгах, а распространяет среди учредителей, дает полный контроль над управлением корпорацией.

Профессиональные корпорации не принадлежат к числу корпораций открытого типа, акционеры предлагают профессиональные услуги (юристы, экономисты, медицинские работники);

S - корпорация - корпорация с числом работников не более 35, облагаемых налогом как общества. Доходы и расходы фирмы приходятся на владельцев предприятия и облагаются по ставкам налога на личный налог, имеют ограниченную ответственность, но ограничены в таких показателях: Не могут владеть более 80% акций другой корпорации, количество акционеров не более 35 человек;

Корпорации с ограниченной ответственностью - учреждение, где сочетаются преимущества S - корпорации и общества с ограниченной ответственностью (количество акционеров не ограничено, участие членов в управлении не ограничено, Срок существования не более 30 лет);

Дочерняя корпорация - компания, капитал которой принадлежит другой корпорации;

Материнская корпорация - компания, которая владеет большей частью или всем объемом акций другой компании и принимает активное участие в управлении;

Холдинговая корпорация - компания, Которая обладает большей Астин акций другой компании, но не участвует в управлении.

Управление корпорацией осуществляют акционеры. При большом размере компании, участие всех акционеров в управлении носит формальный характер, а реальное управление осуществляют институциональные инвесторы - организации, которые владеют пакетами акций, банки, фонды, страховые компании. Владельцы акций, акционеры, выбирают представителей - членов Совета директоров путем голосования, которые будут определять политику корпорации и выбирать компетентных менеджеров для управления служащими. Реальную власть в корпорациях имеют высшие должностные лица, которые предлагают акционерам список Совета директоров.

Преимущества корпораций:

  • Концентрация материальных ресурсов, денежных средств в одном источнике;
  • Ограниченная ответственность;
  • Ликвидность активов (акции легко превращаются в наличные);
  • Возможность проведения долгосрочные планирования масштабных проектов.
  • Недостатки корпораций:

  • Расхождения между функциями собственности и контроля;
  • Необходимость периодической отчетности в средствах массовой информации;
  • Высокая конкуренция;
  • Повышенные требования к регистрации и ведения отчетности;
  • Высокий уровень налогообложения, наянисть двойного налогообложения (подоходный прибыль из акционеров, налог на прибыль с корпорации).
  • Таким образом, каждая из организационных форм предпринимательской деятельности (единоличное владение, товарищество, корпорация) имеет финансово-экономические преимущества и социальную привлекательность, недостатки и проблемы

    Прибыль: сущность, виды, источники, функции. Экономическая и бухгалтерская прибыль

    На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции.

    Предприятие получает прибыль:

    § если выручка превышает себестоимость;

    § если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует;

    § если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

    Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себя оплату труда и прибыль.

    Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыльвсегда определяется в стоимостной форме.

    В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции.

    Прибыль и ее роль

    Прибыль — одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Предпринимательство, в результате которого будут покрываться только затраты, неэкономично и практически неестественно.

    Главный источник происхождения прибыли - это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой — получение прибыли.

    Стимулирующая сущность прибыли носит двойственный характер:

    § в одних случаях прибыль — действительный стимул для предпринимательской деятельности; в социально-ориентированной рыночной экономике каждый получает заработанные деньги: предприниматель — прибыль, работники — заработную плату;

    § в других случаях сущность прибыли — это действительно ее эксплуататорская сущность, связанная с возможностью предпринимателя присваивать результаты чужого труда на основе частной собственности на средства производства, на капитал. Величина прибыли в определенных случаях обратно пропорциональна уровню заработной платы. Поэтому если собственник предприятия увеличивает прибыль за счет уменьшения заработной платы работников, то эта часть прибыли будет иметь эксплуататорскую сущность.

    Безусловно, уравниловки в доходах быть не должно, точно гак же, как и беспредела, поскольку это противоречит принципам рыночной экономики, страдает уровень доходов собственников- предпринимателей в одних случаях, а в других — заработная плата работников меньше возможного и необходимого уровня.

    Роль прибыли в деятельности государства и всех секторов экономики, в том числе и реального, огромна.

    Прибыль — показатель эффективности, финансовый результат любой предпринимательской деятельности, главный показатель оценки деятельности предприятий на базе показателей рентабельности, в виде отношения прибыли к выручке, себестоимости, активам или собственным средствам. Применяется и другая база.

    Прибыль — главный источник собственных средств любого предприятия как для текущей деятельности (чистые активы), так и для развития производства (инвестиции) и других собственных нужд.

    Прибыль — основной источник решения проблемы увеличения рыночной стоимости имущества предприятия. Эта цель требует постоянного роста собственных средств предприятия.

    Прибыль — главный источник спасения предприятия от банкротства. Здесь также срабатывает взаимосвязь «прибыль — собственные средства», при этом основное в этой связи — ее постоянство в достаточных размерах.

    Прибыль — важнейший источник обеспечения общегосударственных потребностей, так как налог на прибыль является одним из базовых налогов налоговой системы страны. В результате за счет прибыли обеспечивается:

    § полнота доходов бюджетной системы;

    § развитие социальных потребностей всего населения, т.е. медицины, образования, науки, детских учреждений и др.;

    § финансирование обороны страны.

    Чем больше прибыль предприятий и организаций страны, тем крепче национальная денежная единица — рубль. Это означает стабилизацию макроэкономических показателей и, как результат. — снижение уровня инфляции, рост материального благосостояния населения.

    Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в форме денежных накоплений, и выполняет ряд функций.

    Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно.

    Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно- хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

    Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.

    Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

    В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных

    общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

    Существует три основных источника получения прибыли:

    Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

    Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно метающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.

    Величина прибыли в данном случае зависит:

    § во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

    § во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

    § в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

    § в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

    Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

    Прибыль выполняет определенные функции:

    § стимулирующая, как фактор развития производства,

    § воспроизводственная, как показатель разницы между доходами и затратами,

    § контрольная, как критерий оценки эффективности деятельности экономического объекта.

    От прибыли зависит динамика развития бизнеса, и именно эта категория отражает финансовую результативность хозяйственной деятельности фирмы, компании, предприятия.
    Часть прибыли идет на развитие компании, то есть повышение заработной платы и стимулирование работников, улучшение условий трудовой деятельности, закуп нового оборудования, развитие социальной инфраструктуры и т.д.
    Другая часть способствует повышению благосостояния владельцев предприятия или компании.

    В зависимости от условий ее формирования различают следующие виды прибыли.

    1) По объему издержек обращения выделяют экономическую и бухгалтерскую прибыль.

    § Бухгалтерская прибыль – это простая разница между доходами от реализации (доходами с продаж) и расходами (текущими издержками).

    § Экономическая (чистая) прибыль – это сумма, которая получается в результате вычета из бухгалтерской прибыли дополнительных расходов. В числе таких расходов могут быть некомпенсированные собственные траты, которые не были учтены в себестоимости продукта, дополнительные премиальные работникам, затраты на чиновников и т.д.

    То есть чистая прибыль – это доход за вычетом абсолютно всех издержек.
    2) По значению конечного результата прибыль может быть:

    § нормативной или предусмотренной,

    § максимально возможной или минимально допустимой,

    § недополученной (упущенная выгода), с отрицательным результатом (убыток).

    3) По характеру налогообложения можно выделить:

    § облагаемую налогом прибыль,

    § и не облагаемую.

    4) В зависимости от видов осуществляемой деятельности прибыль может быть:

    § От финансовой деятельности. Это эффект, который получен от привлечения капитала в иные источники на выгодных условиях.

    § От производственной деятельности. Это результат производства и сбыта.

    § От инвестиционной деятельности. Это доходы от размещения депозитных вкладов и владения ценными бумагами, доходы, полученные от участия в совместной деятельности с другими компаниями или реализации имущества по завершению инвестиционного проекта.

    5) По регулярности формирования прибыль может быть:

    § сезонная,

    § нормированная

    § чрезмерная.

    § Предельная прибыль — добавочная прибыль, получаемая от продажи дополнительной единицы продукции

    refanro.ostref.ru referatuas.nugaspb.ru refapmk.ostref.ru referatqjv.nugaspb.ru Главная Страница