Рационализация экономики США в 1920-е гг.

Первая мировая война, подорвав хозяйства европейских стран, выдвинула США на роль лидера капиталистического мира. Воюющим странам были необходимы товары, кот. уже не производила их пром-ть, переведенная на военные рельсы. Эти товары можно было купить у единственной невоюющей большой индустриальной страны – у США. За годы войны экспорт американских товаров вырос в 1,5 раза. Война требовала больших затрат, поэтому все необходимые деньги занимали у США, В итоге за годы войны США превратилась из должника европейских стран в их кредитора. В 1920-21гг. американская экономика пережила небольшой спад, после кот. начался промышленный подъем 21-29 гг, кот. называется эпоха «просперити»(процветания). Особенно высокими темпами развивается автомобильная пром-ть. Старые отрасли – металлургическая, угольная, текстильная – испытывала застой. Т.е. после первой мировой войны усилилась неравномерность развития различных отраслей пром-ти. Рационализация американского хозяйства – переход к наиболее экономичному способу использованию всех ресурсов ( утилизация отходов; переход к новой системе государственного снабжения , на предприятия запасы делаются только на 2-4 дня а не на месяц). Большинство деталей подвергаются стандартизации, в большинстве компаний начинают прибегать к внутреннему планированию. Большую популярность начинает приобретать школа Тейлора: затраты и методы ведения хозяйственной деятельности должны определяться на основе изучения отрасли и притом индивидуально. На практике это свелось к тому чтобы работники не совершали «лишних (с точки зрения производства) движений». В результате сильно сократился трудовой цикл, повышается производительность труда. Однако человек при этом работает, что называется на износ. Происходит снижение продолжительности рабочего дня, а условия найма становятся более благоприятными для работника.

17. Антикризисное регулирование экономики США в 1930-х гг. («новый курс» Ф.Д.Рузвельта).

На выборах 1932г побеждает президент Ф.Д. Рузвельт. Он провозгласил систему мер оздоровления экономики – так называемый «новый курс». При правительстве была создана NIRA «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников. Эта организация осуществляла государственное регулирование хозяйства. Пром-ть была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила – «кодексы честной конкуренции», кот. устанавливали объем производства, цены и т.д, т.е. ставили производство в производственные рамки. Другим направление курса Рузвельта была организация больших работ – строительство новых дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений. Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы. Соответствующие меры были приняты и в с/х. Гос-во стало скупать земли у фермеров, оставляя эту скупленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства.

Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в1934г. большинство мероприятий нового курса было запрещено.

Экономическая политика национал-социалистов в Германии в 1933-1939 гг.

Фашизм в Германии родился как мелкобуржуазное политическое движение. Движение людей не очень богатых, не очень образованных и теряющих устойчивое положение в обществе – это были представители мелкой буржуазии. Ведь во время 1-ой мировой войны этот слой общества пострадал больше всего. Массовое разорение этой части населения Германии активизировало ее, это и сделало партию Гитлера достаточно сильной. Также за Гитлером пошли и рабочие – ведь его партия называлась национал-социалистической рабочей партии. Придя к власти, Гитлер отбросил прежнюю программу и стал проводить такую политику, кот. была нужна не мелкой, а монополистической буржуазии. В 1934г. Гитлер устраивает «ночь длинных ножей».

Фашизм после прихода к власти изменил свою социальную сущность. Он стал особой формой государственно-монополистического капитализма, государственного управления хозяйством, доведенного до крайней степени. Все хозяйство страны было подчинено органам государственного управления, в кот. решающую роль играли лидеры монополистической буржуазии. Во главе был поставлен Генеральный совет хозяйства, кот. были подчинены «хозяйственные группы», возглавляющие главные отрасли хозяйства, а тем, в свою очередь – «отраслевые группы». С самого начала фашистское гос-во приступило к регулированию цен, нарушив рыночные отношения. Был установлен низкий уровень цен на товары народного потребления, в рез-те они исчезли и пришлось вводить карточки на продовольствие. Под контроль гос-ва было поставлено и с/х. с/х-ая продукция учитывалась и должна была сдаваться гос-ву по установленным ценам.

Таким образом, все хозяйство Германии было переведено в централизованную систему, кот. по линии гос-ва управляли лидеры монополистической буржуазии. Установив контроль над хозяйством, гитлеровское гос-во начинает экономическую подготовку к войне. Была поставлена цель производить в германии все, необходимое для ведения войны. 1.Военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Предприятия, не попавшие в категорию важных для ведения войны, подлежали ликвидации. 2. Из оккупированных стран доставлялись ресурсы для военного производства. 3.Развитию промышленности способствовали специфические фашистские источники ее финансирования: захват собственности демократических организаций. 4.развитию пром-ти способствовало резкое сокращение расходов на зар.плату. принимали на работу безработных, кот. платили меньше. Введен принудительный бесплатный труд молодежи, заключенных концлагерей. Таким образом, в организации военного хозяйства преобладали принудительные, внеэкономические методы.

19. Бреттон-Вудсская конференция создание системы международных экономических учреждений в 1944-1948 гг.

План Дж. Маршалла в послевоенном восстановлении Европы

Необходимость создания после войны нового мирового экономического и политического поряд­ка, способного эффективно противостоять военным угрозам, ранее всего была осознана в США. Отсюда исходила инициатива создания важнейших междуна­родных учреждений, призванных направлять политический и экономический процесс., на которые возлагалась задача регули­рования валютно-финансовых отношений в миро­вом масштабе.

1—22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе, на северо-востоке США, проходила конференция по валютным и экономическим вопросам послевоенного мирового устройства, созванная по инициативе прези­дента Рузвельта с участием представителей 45 стран, будущих участниц ООН. Соглашения, заключенные 23 июля 1944 г., предусматривали создание Междуна­родного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и содержали концепцию третьего из бреттон-вудсских учреждений, облекшегося несколько позже в форму Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)-ВТО. МВФ был основан как инструмент стабилизации обменных курсов валют на многосторонней основе. Страны-члены МВФ принимали на себя обязательст­во о свободной конвертации их валют и о поддержа­нии их фиксированного курса к золоту. Рыночные отклонения от фиксированного курса допускались в пределах 1% в ту и другую сторону. Основная задача МВФ состояла в предоставлении займов странам-членам фонда при возникновении де­фицита платежного баланса (от которого и зависит в конечном счете обменный курс валют).МБРР или Всемирный банк был предназначен для оказания финансовой помощи в восстановлении стран послевоенной Европы, позже главным направле­нием его деятельности стало оказание поддержки эко­номического развития бедных регионов мира. МБРР организован по принципу акционерного общества, предоставляющего займы своим членам (членство в МВФ — условие вступления в МБРР). Его средства составляются из вступительных и годовых взносов стран-членов, но главным образом он мобилизует не­обходимые средства путем продажи облигаций, а так­же предоставления гарантий займам частных банков нуждающимся в них странах.

октябре 1947 г. было создано ГАТТ ,в 1995 г. преобразовано во Всемирную торговую организацию, ВТО. ЗадачаГАТТ состояла в борьбе с протекционизмом и достижении наибольшей от­крытости рынков в интересах экономического роста. Одним из краеугольных принципов деятельности ГАТТ явился принцип наибольшего благоприятство­вания, в соответствии с которым льгота, предостав­ляемая одному партнеру по торговле, должна быть предоставлена всем остальным. Организация экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР), в которую была преобразована Орга­низация экономического сотрудничества, созданная в поддержку плана Маршалла. ОЭСР со штаб-кварти­рой в Париже имеет целью создание единого информационного поля для стран-участниц. В ее составе более сотни специальных комитетов и рабочих групп, осуществляющих наблюдение за экономическим и финансовым положением в мире и контроль за нацио­нальной экономической политикой стран-участниц. В 60-е гг. Международная ассоциация развития при Всемирном банке (1960), предоставляющая странам с низким ВНП надушу на­селения беспроцентные займы; В развертывании стратегии глобализации важ­ный этап отмечен начавшимися в 1975 г. ежегодными встречами глав государств и правительств семи эко­номически наиболее развитых стран мира — США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Канады, Италии. Их вклад в мировой ВНП, промышленное производство и мировой экспорт (более 50% по всем трем позициям) - высокую степень влияния на мировой экономический процесс. План Маршалла в процессе экономического восстановления ЕвропыИз Второй мировой войны США вышли еще бо­лее могущественными. Предприятия вновь работали с полной нагрузкой, производственные мощности США выросли, производство увели­чилось, безработные вернулись на свои рабочие места.Европейские страны, напротив, были сильно ослаб­лены. Неурожай 1946 г. и сохранение карточной системы снабжения населения продовольствием, нехватка угля холодной зимой 1946—1947 гг. и перебои на транспорте, безработица создавали почву для социальных кон­фликтов и усиления политической нестабильности в европейских странах. Недостающее сырье, машины и продовольствие могли предоставить только США.Новый подход к проблеме экономической помощи разоренной войной Европе был сформулирован в ре­чи государственного секретаря США Дж. Маршалла, 5 июня 1947 г. Вместо займов отдельным странам США выра­зили готовность оказать крупномасштабную помощь Европе при условии, что европейцы представят совме­стную программу восстановления, что должно было составить начальный этап экономической интеграции и политического сплочения этих стран. Вместе с тем страны-получатели помощи должны были заключать с США двусторонние соглашения, которые обязывали их предоставлять регулярные отчеты об использова­нии полученных средств, обеспечивать финансовую стабильность валют, сотрудничать с другими страна­ми в снижении торговых барьеров и не препятство­вать американским инвестициям в экономику.После того как комитет европейских экспертов представил рассчитанную на четыре года программу восстановления, конгресс США 3 апреля 1948 г. принял закон о помощи иностранным государствам («план Маршалла) Благодаря плану Маршалла Западная Европа впервые выступила в качестве единого экономического целого.

Главная Страница