Уровни научного познания (УНП): эмпирический и теоретический.

Эмпирический УНП – наблюдение, эксперимент, группировка, описание результатов наблюдения эксперимента, моделирование и т.д.

Теоретический УНП – опосредованное прохождение исследования: разработка гипотез, теорий, законов, сопоставление их друг с другом, теоретическое моделирование, процедура объяснения предсказания, идеализация, абстрагирование, анализ и синтез.

Соотношение эмпирического и теоретического УНП.

На низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, а на высших уровнях теоретических исследований преобладают формы рационального познания.

Различия между эмпирическим и теоретическим УНП.

1. Различается по предмету (Э à изучение самого явления и взаимосвязь его с другими явлениями; Т à выделение связей и тенденций развития явления);

2. Различается по средствам познания (Э à происходит непосредственное воздействие исследователя на объект; Т à не обязательно происходит непосредственное воздействие, объект может изучаться опосредованно);

3. Различается по характеру используемого метода исследования (Э à стремится к максимально объективной характеристике изучаемого объекта; Т à полагает фантазию и воображение судьями);

Механизм работы науки.

Научные идеи – интуитивное объяснение явлений без промежуточной аргументации, на основе которого делается вывод. Базируется на уже имеющемся знании.

Научное предсказание – предвидение будущего события в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Закон – внутренняя существенная связь явлений, которая показывает их необходимое закономерное развитие.

Парадокс – отрицание того, что казалось безусловно правильным – два противоречивых утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

Возникновение парадоксальных явлений доказывает нам несовершенство гипотез.

Теория - система обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон действительности. В структуру теории входит: понятия, теории, суждения, принципы, аксиомы и т.д. Принципы – это правила осуществления деятельности. Аксиома – положение, которое полагается очевидным без доказательств.

Методы научного познания: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное изучение объектов, его естественного окружения, получение данных о таких чувственных способностях человека, как ощущение, восприятие, представление. Результат наблюдения – опытные данные. Структурные элементы – сам наблюдатель, объект наблюдения, условия наблюдения и средства наблюдения. Существуют два вида наблюдения: количественное и качественное.

Эксперимент - целенаправленное, четко выраженное, активное изучение объекта, но в специально созданных контролируемых условиях. Результат наблюдения – опытные данные. Структурные компоненты те же, что и в наблюдении: наблюдатель, объект, средства и специально созданные условия. Бывают в зависимости от целей: проверочные, исследовательские, воспроизводящие, качественные, количественные, а также физические, биологические и социальные. Возникает только в момент становления науки.

Эксперимент обладает преимуществами перед наблюдениями:

- изучаемое явление можно воспроизводить;

- в условиях эксперимента могут быть обнаружены такие характеристики объекта, которые не могут быть наблюдаемы в естественных условиях;

- при эксперименте максимально ограничивается влияние внешних факторов;

- большая возможность использовать приборы и иные измерительные инструменты.

22.03.12

Анализ – это процедура мысленного и реального расчленения предметов, свойства предметов, либо отношения между предметами на какие-либо части (свойства, отношения, признаки).

Синтез – процедура обратная анализу.

Виды анализа:

1. Мысленный анализ – расчленение целого на части;

2. Анализ общих свойств предметов и отношений между ними;

3. Классификация – разделение классов предметов на подклассы (непересекающееся множество);

Синтез (synthesis – с греч. соединение).

Формы операции синтеза:

1. Междисциплинарный синтез (биохимия, биофизика);

2. Синтез интегрированных наук (когда на основе разных частей наук возникает нечто новое, например кибернетика);

3. Взаимосвязь конкурирующих теорий в какой-либо одной предметной области.

Абстракция и идеализация.

Идеализация – такой процесс познания, когда познающий субъект создает рял объектов в природу не существующих.

Абстракция – мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств изучаемых объектов, от некоторых отношений между ними. Они либо усиливаются. либо ослабевают, представляются в виде отдельного объекта, который существует по собственным законам.

Моделирование (от лат. modulus – мера или образец) – исследование объектов на их моделях; построение изучение моделей, реально существующих в природе, и конструируемых объектах.

Основные виды моделирования:

1. Предметное моделирование – мы имеем модель. которая воспроизводит основные характеристики оригинала.

2. Физическое моделирование – объект и модели имеют одну физическую природу, но разные размеры.

3. Предметно-математическое моделирование – наше явление исследуется путем опытного изучения явления другой физической природы, но описывается теми же математическими выражениями. Моделями служат знаковые образования какого-либо вида.

Развитие любой науки можно трактовать как теоретическое моделирование. Моделирование дает исследователю новые факты и новые данные, но никогда не дает полного представления об объекте.

Формализация – отражение знания в знаково-символическом виде (формализованный язык). Служит основой для программирования компьютеризации.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором его основу кладутся некоторые положения, аксиомы (постулаты).

Индукция и дедукция.

Индукция – это обобщение, которое связано с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта (т.е. это переход от частного к общему).

Дедукция – противоположный индукции процесс – движение от общего к частному.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, который заключается в создании связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Его структура:

1. Ознакомление с фактическим материалом, который требует теоретического объяснения. Попытка с помощью существующих теорий сделать это, если нет, то следующие шаги;

2. Выдвижение догадки (гипотезы) о причинах и закономерностях данного явления с помощью разных логических приемов;

3. Оценка основательности предположений (гипотез) и выбор из множества наиболее вероятной;

4. Выведение из гипотезы некоторых следствий (использование дедуктивного метода);

5. Экспериментальная проверка данных следствий.

Лучшая гипотеза по результатам проверки переходит в теорию. Основная особенность – предположительный характер.

Виды гипотез:

а) по масштабу:

1. общая гипотеза – предположение обо всем классе изучаемых объектов.

2. единичная гипотеза – предположение об отдельных объектах или явлениях.

3. частная гипотеза – предположение о некоторой части изучаемого класса объектов.

б) по содержанию:

1. рабочая гипотеза – (самая распространенная) отражает основное содержание исследования. Выводится из общих законов или теорий и является основанием для дальнейших исследований;

2. эмпирические гипотезы – частные следствия рабочей гипотезы;

3. статистические гипотезы – гипотезы, сформулированные в терминах математической статистики. Их наличие обязательно для исследования и он служат для организации сравнения и обработки полученных данных.

Гипотеза не может быть истинной или ложной, т.к. утверждение, которое в ней содержится, носит проблематичный характер.

Предположения, входящие в гипотезу, должны соответствовать следующим требованиям:

1. Логическая простота – гипотеза не должна содержать ничего лишнего.

2. Требование вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности реализации.

3. Требование научной новизны – предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.

4. Требование широты применения – гипотеза может выводить объяснения не только тех явлений, для которых предназначена, но и возможно более широкий класс явлений.

5. Требование верификации – любая гипотеза может быть проверена.

6. Требование концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозируя дальнейшее развитие теории.

7. Требование логической непротиворечивости:

- все суждения, которые входят в гипотезу, не являются отрицанием друг друга;

- гипотеза не противоречит достоверным фактам;

- она соответствует установленным и устоявшимся в науке законам.

12.04.12

Схема «Общая характеристика познания».

Сознание – высшая форма отражения действительности Познание – процесс получения знания Информация – сведения, уровень преодоления неопределенности.

Знания – как удостоверенные сведения о действительности.

Виды познания:

Обыденно - практическое Мифологическое Религиозное Художественное Научное

Схема «Наука в системе знания».

Научное знание


Философия – знание о всеобщем,

обобщение всего сущего.

Вненаучное знание

19.04.12

Алгоритм:

Сбор данных


Научная идея

В

Гипотеза

А

Предсказание


Эксперимент

Результат эксперимента согласуется с предсказанием


Если да à гипотеза подтверждается Если нет à вывод à В

Достаточно ли она проработана?


да нет à А

теория


эксперимент или наблюдения

Э=Т

Да нет à парадокс à В

Классификация наук.

Классификация наук – сведение всех областей человеческого знания в определенную систему.

Основание истории классификации наук – это интерпретации соотношения философии и конкретно научного знания.

Связь философии и науки:

I этап – 7 век до н.э – 16 век н.э:


Физика

Медицина Философия

Политология

Астрономия Психология

II этап – 17 век – середина 19.


Биология Философия

Физика

Химия

Правоведение

III этап – середина 19 века – по настоящее время:

Философия (мировоззрения)


Физика Химия Биология История и т.д.

I этап – единая философская наука древности и отчасти средневековья.

Аристотель, Платон.

Принципы классификации науки: разделение всего знания по его объекту на три главнее области:

1. Объект природы - физика;

2. Объект общества – этика;

3. Объект мышления – логика.

Средневековье – система «7 свободных искусств». Два цикла:

1. Тривиум (trivium – трехпутье) – грамматика, риторика и диалектика.

2. Квадривиум (quadrivium - четырехпутье) – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

II этап – философия распалась на ряд обособленных наук.

Принцип классификации наук субъективный. Память = история. Воображение = Поэзия. Рассудок = Философия.

Кто – то развил идею субъективного принципа.

III этап.

Первое направление классификации науки:

1. Первый подход – формальное решение на основе принципа координации от общего к частному. Сен-Симон (фр.философ и ученый) выдвинул объективный принцип классификации наук. Конт перенял идею Сен-Симона и усовершенствовал ее. Выдвинул 6 основных наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология.

2. Второй подход – формальное решение на основе принципа координации от абстрактного к конкретному. Спенсер, Нильс, Уэвелл и т.д. Опровергается предыдущее решение о том, что все науки имеют свою абстрактную научную часть. Утверждается, что все науки делятся на: абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, биология, геология, психология и социология), промежуточные – абстрактно-конкретные (механика, физика, химия).

Второе направление классификации науки: внедрение принципа субординации, который основан на идее всеобщей связи с природой.

К.Маркс и Ф.Энгельс – основание для классификации науки – основные законы материалистической диалектики.

Бонифатий Михайлович Кедров (советский философ) – делит всю действительность на природу и человека. Науки о природе – естественные, науки об обществе – социальные, науки о мышлении – философские.

Гуманитарные Естественные
Социальные Философские Естественно-математические технические
Экономика, юриспруденция, экономическая география и т.д. Логика, философия, история философии, культурология, история и т.д. Алгебра, математический анализ, физика, химия, геометрия, астрономия и т.д. Кибернетика, Био-технологии, баллистика, кораблестроение

Классификация наук приобретает характер сложный и разветвленный в отличии от простого однолинейного в предыдущих этапах.

Тема 8. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
Отношения к начальникам и наставникам
Биологические аспекты старения
Задача 18
В тексте подчеркни непроверяемые гласные в словарных словах
Аудит короткострокових кредитів і прострочених позик
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Теоретичні основи методу статистичного моделювання
Трансформация ваших намеченных целей.
ТЕМА 1. Поняття і сутність менеджменту.
Васильев Михаил Севостьянович, 1907 гр.
Первая помощь и лечение вывихов
A. Study the diagram below which represents the management of a Holiday Tour Company.
Ex.3 Insert prepositions in the sentences.
Моніторинг робіт по проекту
Предмет топографии и геодезии. Связь топографии и геодезии с другими науками
Розрахункові навантаження. Будівельні матеріали і вимоги, які висуваються до них.
Нормування праці на підприємствах харчування
Характеристика активних методів.
Види та методи конкуренції
Выполнение какой-либо операции в АЛУ сводится к выполнению последовательности микроопераций.
ХОРОШО РАССКАЗАННЫЙ ФИЛЬМ — ЭТО, ПОМИМО ВСЕГО, ЕЩЕ И МАШИНА, ПРОИЗВОДЯЩАЯ И ИЗЛУЧАЮЩАЯ В ЗАЛ ЭНЕРГИЮ, НЕСЛЫХАННУЮ ЭНЕРГИЮ, ЗАСТАВЛЯЮЩУЮ МИЛЛИОНЫ ВОЛНОВАТЬСЯ, ПЛАКАТЬ И СМЕЯТЬСЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ РЕЦЕПТОРОВ
Главная Страница