А. Комплексное освоение и эксплуатация водных ресурсов

Основа для деятельности

18.6. Значение освоения водных ресурсов для повышения экономической эффективности и социального благосостояния обычно не получает должной оценки, хотя все виды социально-экономической деятельности в значительной степени зависят от снабжения и качества пресной воды. По мере роста населения и развития экономической деятельности во многих странах за короткий срок возникает нехватка воды или встают препятствия на пути экономического развития. Спрос на воду стремительно возрастает, при этом 70-80 процентов воды требуется на орошение, менее 20 процентов необходимо для удовлетворения промышленных нужд и всего лишь 6 процентов - бытовых нужд. Всеобъемлющий подход к использованию пресной воды как ограниченного и уязвимого ресурса и включение секторальных планов и программ водопользования в национальную социально-экономическую политику имеют важнейшее значение для дальнейшей деятельности в 90-е годы и последующий период. Однако выясняется, что разделение ответственности за освоение водных ресурсов между различными секторальными учреждениями препятствует внедрению комплексного подхода к эксплуатации водных ресурсов в еще большей степени, чем это предполагалось. Необходимы эффективные механизмы в области осуществления и координации.

Цели

18.7. Общая задача заключается в удовлетворении потребностей всех стран в пресной воде в целях их устойчивого развития.

18.8. В основе комплексной эксплуатации водных ресурсов лежит понятие о воде как о неотъемлемой части экосистемы, одном из видов природных ресурсов и социальном и экономическом благе, характер использования которого определяется его количеством и качеством. В этих целях следует сохранять водные ресурсы, учитывая при этом функционирование водных экосистем и аспект возобновляемости этого ресурса, в целях удовлетворения потребностей человеческой деятельности в воде или приведения этой деятельности в соответствие с имеющимися ресурсами. В ходе освоения и использования водных ресурсов первоочередное внимание следует уделять удовлетворению основных потребностей и обеспечению сохранности экосистем. Однако при превышении этих потребностей с водопользователей должна взиматься надлежащая плата.

18.9. Комплексную водохозяйственную деятельность, объединяющую в себе мероприятия по земле- и водопользованию, следует осуществлять на уровне водосборного бассейна или ниже этого уровня. Следует стремиться к достижению следующих четырех главных целей:

a. внедрение динамичного, согласованного, последовательного и многосекторального подхода к эксплуатации водных ресурсов, включая определение и охрану потенциальных источников снабжения пресной водой, предусматривающего комплексный учет технологических, социально-экономических, экологических и медицинских факторов;

b. планирование устойчивого и рационального использования, охраны, сбережения и эксплуатации водных ресурсов с учетом потребностей и приоритетов общин в рамках политики экономического развития страны;

c. разработка, осуществление и оценка проектов и программ, которые являются экономически эффективными и социально приемлемыми и основываются на четко сформулированных стратегиях, с использованием подхода, предусматривающего полномасштабное участие общественности, включая участие женщин, молодежи, коренного населения и местных общин в разработке политики и принятии решений в области водопользования;

d. выявление и укрепление или разработка, особенно в развивающихся странах, соответствующих организационных, правовых и финансовых механизмов для обеспечения того, чтобы политика в области водопользования и ее осуществление способствовали ускорению устойчивого социального прогресса и экономического роста.

18.10. В отношении трансграничных водных ресурсов прибрежным государствам необходимо разработать стратегии в области водных ресурсов, подготовить соответствующие программы действий и, по мере необходимости, рассмотреть вопрос о согласовании этих стратегий и программ действий.

18.11. Все государства в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов, а также двустороннего или многостороннего сотрудничества, в том числе, по мере необходимости, с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, могли бы установить следующие цели:

a. К 2000 году:

i. разработать национальные программы действий с указанием целевых показателей и стоимости и приступить к их осуществлению, а также ввести в действие соответствующие организационные структуры и правовые документы;

ii. разработать эффективные программы водопользования с целью изыскать рациональные формы использования ресурсов.

b. К 2025 году:

выполнить задачи по подсекторам всех программных областей, связанных с ресурсами пресной воды.

Вполне понятно, что выполнение указанных в пунктах i и ii выше задач будет зависеть от предоставления развивающимся странам новых и дополнительных финансовых ресурсов, которые должны быть предоставлены развивающимся странам на основании соответствующих положений резолюции 44/228 Генеральной Ассамблеи.

Деятельность

18.12. Все государства в рамках их возможностей и имеющихся ресурсов, а также двустороннего или многостороннего сотрудничества, в том числе, по мере необходимости, с Организацией Объединенных Наций и другими соответствующими организациями, могли бы осуществить следующие мероприятия с целью совершенствования комплексной водохозяйственной деятельности:

a. составление национальных планов действий с указанием целевых показателей и стоимости проведения всех запланированных мероприятий и разработка программ инвестирования;

b. комплексное осуществление мер по защите и сохранению потенциальных источников снабжения пресной водой, включая составление кадастров водных ресурсов, с планированием землепользования, использованием лесных ресурсов, охраной горных склонов и берегов рек и другими соответствующими видами деятельности в области развития и охраны природы;

c. создание интерактивных баз данных, моделей прогнозирования и экономического планирования и методов рационального использования и планирования водных ресурсов, в том числе методов экологической экспертизы;

d. оптимизация распределения водных ресурсов в условиях материальных и социально-экономических ограничений;

e. реализация решений о распределении ресурсов путем регулирования спроса, использования механизмов цен и нормативных мер;

f. борьба с наводнениями и засухой, в том числе анализ рисков и оценка экологических и социальных последствий;

g. содействие осуществлению планов рационального использования водных ресурсов путем улучшения информированности общественности, проведения учебных программ, установления тарифов за пользование водными ресурсами и использование других экономических механизмов;

h. мобилизация водных ресурсов, особенно в засушливых и полузасушливых районах;

i. развитие международного научно-исследовательского сотрудничества в области пресноводных ресурсов;

j. освоение новых и альтернативных источников водоснабжения, как, например, опреснение морской воды, искусственное пополнение подземных вод, использование воды с минимально допустимым уровнем качества, повторное использование сточных вод и рециркуляция воды;

k. перевод на комплексную основу деятельности по регулированию количества и качества воды (в том числе ресурсов поверхностных и подземных вод);

l. поощрение применения всеми пользователями мер по сохранению водных ресурсов путем повышения эффективности использования воды и мер, направленных на минимальное расходование воды, включая разработку устройств, обеспечивающих ее экономное расходование;

m. оказание поддержки группам водопользователей в интересах оптимальной эксплуатации водных ресурсов на местах;

n. разработка методов участия общественности и их применение в процессе принятия решений, особенно повышение роли женщин в планировании и рациональном использовании водных ресурсов;

o. развитие и укрепление, при необходимости, сотрудничества, в том числе, где это необходимо, механизмов такого сотрудничества, на всех соответствующих уровнях, а именно:

i. на самом нижнем из подходящих для такой работы уровне - передача в целом функций в области водопользования на такой уровень согласно национальному законодательству, включая передачу функций центральных государственных служб местным органам власти, частным предприятиям и общинам;

ii. на национальном уровне - учет вопросов планирования и рационального использования водных ресурсов в процессе национального планирования и, по мере необходимости, создание независимого органа по контролю и наблюдению за состоянием пресной воды на основе национального законодательства и экономических мер;

iii. на региональном уровне - рассмотрение, по мере необходимости, вопроса о согласовании национальных стратегий и программ действий;

iv. на глобальном уровне - более совершенное распределение ответственности, разделение труда и координация деятельности международных организаций и программ, включая содействие проведению дискуссий и обмену опытом в областях, связанных с рациональным использованием водных ресурсов;

p. распространение информации, включая руководящие принципы и содействие просвещению водопользователей, в том числе рассмотрение Организацией Объединенных Наций возможности проведения Международного дня водных ресурсов.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

18.13. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 115 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

18.14. Разработка интерактивных баз данных, методов прогнозирования и моделей экономического планирования, отвечающих задаче эффективной и рациональной эксплуатации водных ресурсов, потребует применения таких новых методов, как, например, системы географической информации и экспертные системы, в целях сбора, обработки, анализа и представления многосекторальной информации и оптимизации процесса принятия решений. Кроме того, освоение новых и альтернативных источников водоснабжения и разработка малозатратных технологий водопользования потребуют передовых прикладных исследований. Это будет связано с передачей, внедрением и распространением новых методов и технологии в развивающихся странах, а также развитием у них собственного потенциала, с тем чтобы они могли решать более широкомасштабные проблемы увязки инженернотехнических, экономических, экологических и социальных аспектов водохозяйственной деятельности и прогнозирования последствий деятельности человека.

18.15. Поскольку вода признана в качестве социального и экономического блага, необходимо дополнительно оценить и проверить на практике различные варианты оплаты за пользование водой (включая бытовые, городские, промышленные и сельскохозяйственные группы водопользователей). Необходима дальнейшая разработка экономических инструментов, учитывающих вмененные издержки и экологические факторы внешнего порядка. Готовность пользователей оплачивать потребление воды следует изучить в реальных сельских и городских условиях.

18.16. Освоение и рациональное использование водных ресурсов должно планироваться комплексным образом, с учетом потребностей долгосрочного, а также краткосрочного планирования, т.е. оно должно включать экологические, экономические и социальные факторы, основанные на принципе устойчивости; учитывать потребности всех пользователей, а также потребности в области предотвращения и уменьшения опасностей, связанных с водой; и составлять неотъемлемую часть процесса планирования социально-экономического развития. Необходимым условием рациональной эксплуатации водных ресурсов как ресурса, запасы которого невелики и который восприимчив к воздействию внешних факторов, является учет в процессе планирования и развития всех связанных с этим расходов. Учитываемые при планировании соображения должны отражать выгоды от инвестиций, природоохранные и эксплуатационные расходы, а также вмененные издержки, отражающие наиболее ценное альтернативное использование воды. В реальной ситуации эти соображения не обязательно будут учитываться при определении размеров платы за воду для всех пользователей. Однако механизмы взимания платы должны отражать, по возможности, как истинную стоимость воды, когда она используется как экономический товар, так и возможности населения оплачивать ее.

18.17. Роль воды как социального, экономического и необходимого для поддержания жизни товара должна быть отражена в механизмах контроля и регулирования спроса, реализуемых посредством экономного водопользования и повторного использования, оценки ресурсов и инструментов финансирования.

18.18. Необходимо установить заново приоритеты для частных и государственных стратегий инвестирования, принимая во внимание

a. максимальное использование существующих проектов за счет их поддержания, восстановления и оптимального функционирования;

b. новые или альтернативные чистые технологии и

c. чистую с экологической и социальной точки зрения гидроэнергию.

Занятие 3. Цели обучения в старшей школе
Заклинание Черного креста или Перевернутой Пентаграммы
Транспортування потерпілого.
Индонезия или «У меня даже в штанах все по-другому», или 36 историй о поиске гармонии 1 часть
Модель ситуационного руководства Ф. Фидлера
ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РФ
Цеховое транспортирование стружки
У ЗОШ як елемент знань, навколо якого об'єднується навчальний матеріал, вибрано фізичну теорію.
Розвиток техніки
Робота командирів підрозділів щодо організації зв’язку.
Тема 2.1. Цитологические основы наследственности.
Собівартість енергії на ТЕС і котельнях.
Регулирование естественных монополий
Способы мобилизации инвестиционных ресурсов.
ГЛАВА 39. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ЕГО РАССМОТРЕНИИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
РОЗДІЛ І. ТЕОРЕТИЧНІ ЗАСАДИ ПРОБЛЕМИ СОЦІАЛІЗАЦІЇ ОСОБИСТОСТІ В ЮНАЦЬКОМУ ВІЦІ
Місце будівництва моста – р. Стрімка в с. Кам'янка
Брадзот. Патогенез. Течение и симптомы. Специфическая профилактика.
Початкові експериментальні школи. Трудові школи Німеччини
Нормативно-правова база
Велосипедні доріжки
Режим «Погрузка контейнеров»
Раздел «Ответственность и полномочия (руководитель процесса, участники процесса, матрица ответственности)»
Главная Страница