Упражнение “Подстройка под дыхание”.

Давайте немного потренируемся. Объединитесь в тройки: Гипнотизер, Клиент и Режиссер.

Калибровка.

Гипнотизер садится рядом с Клиентом и сначала только наблюдает за его дыханием, калибрует его: ритм, верхнее или брюшное, акцент на вдох или выдох... Задача же Клиента дышать как можно более естественно и “однородно”. А Режиссер наблюдает и следит за временем.

Подстройка.

Когда Гипнотизер решит, что он откалибровал дыхание Клиента, он начинает подстраиваться под него, например, сначала по типу, потом по ритму и так далее. В первую очередь, требуется уловить ритм. Можно также сначала подстроиться движением руки, а потом уже собственно дыханием.

После того, как Гипнотизер решит, что он уже хорошо подстроился, он подаст сигнал Режиссеру.

Режиссура.

Режиссер встает так, чтобы одна ладонь лежала на плече Клиента, а вторая – на плече Гипнотизера. И начинает надавливать на плечо Гипнотизера в соответствии с тем, как дышит Клиент: надавливание – вдох, ослабление нажатия – выдох; стараясь передать не только ритм, но и “рисунок” дыхания. Гипнотизер старается дышать в соответствии с этими нажатиями.

Можно сказать, что здесь два типа подстройки – визуально-аудиальный, когда Гипнотизер сам подстраивается, и кинестетический, когда подстраиваться помогает Режиссер. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали оба способа и сравнили результаты.

¾ А как оценивать, подстроился или нет?

Проверка тут только одна – “пойдет” за вами ваш партнер или нет. Измените немного дыхание и посмотрите, меняет ли свое ваш партнер вслед за вами. Если меняет – вы хорошо подстроены, если нет – то плохо. Вот и все. Вы можете быть весьма глубоко подстроены, даже если есть некоторое несовпадение поз или дыхания, и совершенно отстроены, когда вроде бы ваши позы или движения совпадают.

Только помните об обратной связи, особенно в общении. Если вы меняете поведение, другие люди начнут менять его тоже. Вам нужно быть достаточно чуткими и внимательными, чтобы заметить это и понять, в какую сторону меняется их поведение. Вы что-то поменяли, посмотрели на реакцию других людей, подумали, то ли это, чего вы хотите, и подкорректировали себя. Это очень мощная стратегия общения – вы меняете свое поведение до тех пор, пока не получите нужный результат. А для того, чтобы менять поведение, как раз и нужна ваша гибкость.

Время: 20 мин.

Что вы можете сказать по поводу этого упражнения?

¾ Когда подстраиваешься при помощи Режиссера, получается лучше.

А как вы об этом узнали?

¾ Партнера как бы лучше чувствуешь, он более родной, что ли.

¾ Когда подстраиваешься сам, это как бы активная подстройка, надо следить, делать что-то с собой. Когда тебя ведет Режиссер, можно просто позволить самому себе подстроиться, то есть это пассивная подстройка.

А как вам понравилось больше?

¾ И так в чем-то хорошо, и этак. Когда активно подстраиваешься, понимаешь, что и как делаешь, что надо сделать еще. Когда подстраиваешься пассивно, наступает очень приятное состояние, ты как бы погружаешься в другого человека, становишься с ним единым целым.

Подстройка под движение.

Вы уже знаете несколько вещей, под которые можно подстраиваться. Это поза, дыхание, Врата Сортировки. Сегодня мы займемся еще одной областью подстройки – подстройкой под движение. И сразу первое упражнение, которое называется “Зеркало”.

“Зеркало”.

Встаньте, пожалуйста, в пары и распределитесь по залу. Ваша задача – повторять, “отзеркаливать” движения вашего партнера. Только большая к вам просьба, не надо выпендриваться и садиться на шпагат и в позу лотоса. Ваша задача – двигаться синхронно. Причем ведущий в паре у вас не обозначается. Вы оба ведете, и оба подстраиваетесь. Еще раз повторяю, ваша задача – постараться двигаться совершенно синхронно.

Время:10 минут.

“Зеркало со спичками”.

Теперь немного усложним упражнение. Выставьте свои руки (один правую, другой – левую руку) так, чтобы ваши ладони были параллельны. А теперь возьмите спичку и вставьте между ладонями так, чтобы она была им перпендикулярна. Ваша задача – двигаться настолько синхронно, чтобы не создавать излишнего давления, но при этом и не разводить ваши ладони так далеко, что спичка падала бы.

А когда у вас это начнет хорошо получаться, возьмите по второй спичке и тоже зажмите между свободными ладонями. Теперь вам придется слаженно двигать уже обеими руками. Возможно, при этом не получится совершенно зеркального отражения – это уже не важно. Самое главное, чтобы спички не падали и оставались перпендикулярны ладоням. Причем обе.

В этом упражнении спички дают вам прекрасную обратную связь – если вы немного отстраиваетесь, то они либо падают, либо ломаются. Вернее, должны бы ломаться, но у нас, к сожалению, выпускают их слишком прочными. Так что придется ориентироваться на силу нажатия.

Одна из самых важных вещей в коммуникации, да и в любой деятельности – это получение качественной обратной связи, для того чтобы определять, в правильном ли вы направлении двигаетесь. Если вы нашли способ – то половина дела сделана. Вспомните три качества, необходимые для достижения успеха: умение ставить цель, чувствительность, гибкость.Чувствительность – это просто способ получения обратной связи. С тем же успехом можно было бы написать так: умение ставить цель, получение обратной связи, гибкость...

В свое время проводились такие опыты. Людей сажали за компьютер, вешали на них какие-то датчики и просили сделать так, чтобы, например, полосы на экране сошлись. Через какое-то время почти у всех это получалось. А полосы были связаны с датчиками, которые измеряли давление, пульс и еще какие-то вещи, которыми обычно люди не управляют. Но получив обратную связь, отлично смогли это делать!

Время:10 минут.

Что вы можете сказать про эти два упражнения?

¾ Сначала было достаточно сложно совпасть: либо партнер пытался вести, либо хотелось сделать это самому. Но потом стало получаться.

¾ Когда мы делали “Зеркало” с двумя спичками, через какое-то время я перестал контролировать руки, и они стали ходить как бы сами по себе. И что самое главное – совершенно синхронно с руками партнера.

Замечательно, что вы обратили на это внимание. В определенном смысле, второе упражнение, со спичками, вам и давалось для того, чтобы вы на собственном опыте заметили этот момент. Сознание работает гораздо медленнее подсознания, и если вы будете стараться подстраиваться под движение партнера сознательно, то скорее всего вы будете запаздывать: пока вы сообразите, пока двинете рукой... Но за двумя руками одновременно уследить очень сложно; сознание перегружается, перестает мешать, и за дело берется наше бессознательное. А оно умеет действовать намного быстрее.

¾ Да, действительно, у меня было ощущение, что мы стали единым целым с моим партнером. У нас были как бы общие движения. И нельзя было понять, то ли он меня ведет, то ли я его. Как бы не было никакой оценки и, соответственно, задержки между движениями.

Это, кстати, очень хорошая метафора к тому типу общения, относительно которого вы тренируетесь. Не бывает так, чтобы все время вел один человек – в общении участвуют оба (если их двое), и оба поочередно ведут и подстраиваются. Если вы достигнете очень хорошего раппорта, то вам будет казаться, что вы с вашим партнером действуете совершенно синхронно, вы как бы станете с ним единым целым. Помните, похожее состояние у некоторых возникало во время синхронного дыхания? Это то же самое. Вы настолько тонко сможете чувствовать друг друга, что здесь уже не совсем понятно: это ваша инициатива или его, кто начал движение, а кто продолжил.

И единственное, что вас будет отличать от вашего собеседника, или собеседников, это то, что вы этим процессом можете управлять. Вы способны войти в это состояние глубже или выйти из него, по собственному желанию. Это и есть мастерство коммуникации – умение управлять “совместным движением”. Вы идете вместе с другим человеком, а не пытаетесь жестко управлять им со стороны.

¨ Это подобно управлению автомобилем: чтобы свернуть, достаточно повернуть руль, и машина легко подчинится. А попробуйте развернуть машину, толкая ее в бок снаружи. Это же практически невозможно!

Мета-сообщение.

“Кто я?”.

Мы постоянно посылаем некое сообщение в мир, рассказываем что-то о себе. Сегодня мы будем заниматься этими сообщениями. Для начала давайте попробуем поработать с видеокамерой. Приглашаю пять – шесть желающих. От вас просто требуется выйти и рассказать группе о себе что-то, что вы считаете важным, а затем получить обратную связь от всего зала.

¨ Запись на видео.

Время: 15 мин.

Когда вы выступаете или просто разговариваете, вы посылаете некое сообщение. Человек привык сознательно обращать внимание, в основном, на слова, а все остальное он не замечает. Но основная часть информации идет именно через несловесное общение. Так что говорит ваше тело? Что оно сообщает?

Слова дают содержание, невербальная часть – контекст, а все вместе – смысл сообщения.

В НЛП есть понятие – мета-сообщение. Это как бы общее восприятие “языка тела” – некоего общего настроения, некой общей невербальной информации. Обычно мета-сообщение выражается при помощи прямой речи:

¾ Как вы мне все надоели!

¾ Я уверен в себе.

¾ Я вам вру.

Иногда мета-сообщение служит для того, чтобы лучше донести мысль. Но очень часто мета-сообщение гораздо важнее тех слов, которые человек говорит. Вы можете вспомнить молодого человека, который что-то рассказывает девушке, но основной смысл того, что он хочет донести, обычно: ”Ты мне нравишься”.

А все остальное – это, скорее, некий “наполнитель”.

В любом случае мета-сообщения чрезвычайно важны – они определяют то, как вас воспримут, и выдают определенный подтекст, который стоит за остальными вашими сообщениями.

¾ А что, мета-сообщение всегда важнее слов?

Я не был бы столь категоричен. Естественно, содержание тоже важно. Это 1/6. Мета-сообщение – это просто способ выразить словами некое обобщение оставшихся 5/6, некий главный фон, главный смысл невербальной информации. В каком-то смысле мета-сообщения не существует – это только удобный способ понять другого человека. И речь именно об удобстве – вы пытаетесь выразить невербальное сообщение словами, чтобы можно было понять сознательно. Иногда это весьма эффективно, и есть множество случаев, когда можно просто как бы игнорировать слова и обращать внимание только на мета-сообщение.

¾ А что это за случаи?

А я про них говорил. Это когда мета-сообщение является главным, а все остальное – только способ его выражения. Например, парень пытается поближе познакомится с девушкой и несет совершеннейшую чушь с точки зрения смысла – просто смысла тут никакого и нет, есть только мета-сообщение: “Ты мне нравишься”.

¾ А что делать с теми мета-сообщениями, которые посылаешь сам?

Смотреть и слушать, как на них реагируют другие. Обычно люди вас воспринимают так, как вы их об этом просите. И если вы посылаете сообщение: “Не надо мне верить”, или: “Пожалейте, я такой несчастный”, они будут, скорее всего, поступать в соответствии с вашей просьбой. Если вы придете наниматься на работу и будете посылать во все стороны заявление: “Я никогда не найду работу”, – скорее всего так и произойдет. Это же общение, взаимодействие. Как вас можно оценить, если вы совершенно не знакомы? В первую очередь, по вашей собственной оценке. И если вы всему миру сообщаете о том, что вы плохой и несчастный, остальные это примут и постараются не разрушать ваше представление о себе. Короче, найти работу с зарплатой будет трудно. Без нее – сколько угодно.

Только учтите, что мета-сообщение – это не вся невербалика, а скорее ее общий смысл, общее направление.

Сознание и Тело – части одного целого.

Вы хотите что-то сказать другим людям, дать о себе некоторое сообщение. Но то впечатление, которое вы создаете, может совершенно не соответствовать вашим намереньям. И речь здесь не идет о том, какое впечатление “надо” создавать, а только о том, какое вы хотите создать и какое создаете, о соответствии.

Итак, а что выступающие хотели нам сообщить? Что стояло за их словами?

Видеозапись: – Меня зовут Олег. Я человек интересующийся очень разными сторонами жизни. И вот в данный момент меня интересует общение, как, собственно, оно устроено. А также о себе могу сказать, что у меня очень широкий набор интересов – музыка, философия, компьютеры. Хотя, наверное, при этом я человек несколько необщительный, и некоторые считают меня скучным...

Олег, а какое впечатление ты хотел произвести?

Олег: – Да вроде бы никакого...

Мы все время даем некое сообщение в мир. Даже если это сообщение: “Не обращайте на меня внимания”. Если мы выступаем, то хоть какое-то впечатление создать хотим, это некая цель, некий подтекст нашего выступления. Хотя чаще всего мы это не осознаем, но мы сейчас и занимаемся тем, чтобы наше поведение осознать. Тогда мы сможем сравнить, какое впечатление мы хотим производить на других людей, с тем, какое мета-сообщение мы посылаем.

¾ А что, мы можем производить не то впечатление, которое хотим?

Ну, вопрос конечно хитрый. Да, можно производить не то впечатление, которое хочешь – в том случае, если наше поведение не соответствует намеренью. Хочешь (и бессознательно тоже), чтобы тебя восприняли одним способом, но действуешь так, что получается совсем по-другому. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Но чаще всего то, что мы сообщаем миру, соответствует нашим намереньям. Зачем-то нам это нужно, по крайней мере, какой-то нашей части. И если есть несовпадение, то это информация о том, что у нас внутри какая-то дисгармония, противоречие. Внешне это будет выглядеть как неконгруэнтность, несоответствие. Чаще всего есть неконгруэнтность между вербальным и невербальным сообщением – словами говорим одно, а телом и голосом – совсем другое.

Человек говорит: – Я уверен в себе. Но говорит это низким прерывающимся голосом, смотря вниз и сутулясь. И чему вы больше поверите: словам или тому, как он их говорит?

¾ Внешнему виду.

Да, но это слишком наглядно. Очень часто бывает более тонкое несоответствие, которое не так просто заметить, за исключением неизвестно откуда взявшегося напряжения – реакции на это несоответствие. Известно, что содержание обрабатывается левым полушарием, а невербальное сообщение – правым. Если идет несоответствие, то возникает напряжение, вполне физическое. Дети такое напряжение снимают активным движением – если ребенок после каких-то слов родителей начал носиться, то это скорее всего говорит об их неконгруэнтности. Взрослые обычно в таких случаях просто впадают в стресс, тот самый, который является бичом нашего времени и так далее.

¾ А что, стресс – это только реакция на неконгруэнтность?

Естественно, не только. Это вообще реакция на несоответствие. Вы чего-то хотите, а получить это не можете. Или одна часть вас хочет одного, а другая – другого. Например, ваше тело хочет подвигаться, а представление о приличном поведении в общественном месте – запрещает. В результате – стресс.

¾ А здесь противоречие между тем что хочешь, и что получаешь, или между частями?

Можно описать и так, и так. Это всего лишь разные взгляды на одно и то же, и ни один не является единственно верным.

Ну, ладно. Мы немного поговорили и ввели новое понятие – неконгруэнтность. Но давайте вернемся к видеозаписи и Олегу. Итак, что ты хотел нам сообщить?

Олег: – Хотел сообщить, что я интересный человек.

Хорошо, а как члены группы восприняли тебя, какое мета-сообщение Олег выдавал, на ваш взгляд? Напоминаю, что мета-сообщение выражается при помощи прямой речи. Итак?

¾ Я неуверен в себе.

¾ Обратите на меня внимание, а вдруг я вам понравлюсь.

¾ Я такой интересный, но очень стеснительный.

¾ Я хочу вам понравиться.

¾ Сначала было: “Я хочу казаться уверенным в себе”, а потом: “Я интересный парень, но...”.

Замечательно. Идем дальше...

tba.deutsch-service.ru refaobr.ostref.ru referatwyv.nugaspb.ru referatsyc.nugaspb.ru Главная Страница