Учет запаса знаний и человеческого капитала в моделях экономического роста

Измерение знаний – сложная задача. Существует два методологический подхода к измерению количества знаний: по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний или по другим показателям, с помощью которых можно оценить потребление знаний.

Однако значительная часть знаний является общественным благом и потребляется бесплатно или по ценам, не отражающим их ценность для человека. Измерение ценности знаний с помощью затрат также дает искаженную картину, т.к. затраты государства на науку нельзя приравнивать к стоимости произведенных знаний.

В.Л.Макаров предлагает подход, при котором измеритель знаний есть число людей, потребивших знание. Знание может использоваться по-разному. Это может быть обращение к знанию, ознакомление, запоминание и, наконец, производство нового знания на основе использованного. Таким образом, ключевым моментом здесь является спрос на знание.

В последние годы все чаще в моделях для отражения сложных многогранных факторов используют индексы, получаемые сверткой первичных показателей. При построении индекса запаса знаний могут учитываться показатели, характеризующие:

– развитие высокотехнологичного сектора экономики;

– размер инвестиций в сектор знаний, включая расходы на образование и НИОКР;

– разработку и выпуск информационного оборудования и программного обеспечения;

– численность занятых в сфере науки;

– участие частного капитала в финансировании НИОКР;

– межстрановые потоки знаний;

– мобильность ученых и пр.

Макаров отмечает, что человечество приблизилось к переходу в новую фазу своего развития – общество знаний. Это понятие близко по смыслу к понятию «информационное общество», которое было введено профессором Токийского технологического института Ю.Хаяши (Y.Hayashi). В информационном обществе формируется двухсекторная экономика:

1) производство продукции (материальным благ и услуг) и вывод ее на рынок;

2) сектор «развития потенциала человека», отвечающий за накопление человеческого капитала.

Для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал на макроуровне используются модели Т.Шульца, Э.Денисона. Также для этих целей могут быть использованы оценки корреляционной зависимости между расходами на образование и величиной валового национального продукта (ВНП).

Оценку эффективности инвестиций в человеческий капитал на микроуровне получают, применяя показатель внутренней нормы отдачи, равный норме процента, при которой приведенная стоимость будущих выгод обучения равна приведенной стоимости его издержек.

С помощью модели Минсера можно получить оценку влияния уровня образования и производственного опыта на величину текущих доходов работника.

Концепция человеческого капитала также используется для объяснения динамики демографических переменных, таких как число детей в семье, ожидаемая продолжительность жизни и т.д. Эта концепция имеет существенное прикладное значение и широко используется при регулировании рынка труда для решения вопросов занятости, оплаты труда, при разработке программ управления человеческими ресурсами, развития персонала и т.п.

В моделях экономического роста под человеческим капиталом понимают объем квалифицированной рабочей силы с учетом ее квалификации. Например, если – человеческий капитал, то справедливо равенство

,

где – число квалифицированных работников, а h(t) – их средняя квалификация. На самом деле часто число квалифицированных работников не учитывается, значение имеет лишь общая величина человеческого капитала.

Принятие решения о предоставлении кредита
Объясните причины возникновения каждой зоны, охарактеризуйте ее строение свойства.
Міська система допомоги
Підходи до проектування організаційних структур
Дефекты кристаллического строения
Тема 10. Органы юстиции Российской Федерации
Кадрове планування.
ІІ. Зміст контрольної роботи
B. Beraten Sie gemeinsam oder in kleineren Gruppen, in welcher Situation jemand diese Zeilen spricht. Mit welcher Mimik und Gestik begleitet der Sprechende die Aussagen?
Классификация потребностей в отечественной психологии
Перспективы развития гостиничного бизнеса в Республике Беларусь
Основными задачами практики являются:,
Предмет, методи і завдання курсу Регіональна економіка та його зв’язок з іншими дисциплінами.
С помощью каких команд строятся графики на плоскости и в пространстве? Какие аргументы имеют эти команды?
Технологические схемы с использованием
Процесса воспитания осужденных
Here is some of the language typical of business letters
НАУКОВИЙ СТИЛЬ МОВЛЕННЯ
Расчет суммы капиталообразующих инвестиций
Самонастраивающиеся системы со стабилизацией качества управления.
Структура отчета по учебной практике и порядок его составления
Международная безопасность и механизмы ее обеспечения
Заходи безпеки під час робіт на штучних спорудах.
Главная Страница