Подходы к решению инвайронментальных проблем

Инвайронментальные проблемы носят комплексный характер и находятся в центре внимания всей системы знания.

В работах Римского клуба перспективы человечества изучались путем построения моделей соотношения современного общества и природы, а также экстраполяции динамики его тенденций.

Была обрнаружена принципиальная недостаточность частнонаучных методов и чисто технических средств решения указанной проблемы

С середины 1970х гг. междисциплинарное изучение инвайронментальных проблем осуществляется в рамках взаимодействия двух направлений: общенаучного и гуманитарного.

Общенаучный подход:

Теоретическая разработка на базе:

Учения о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского

Представлений о автотрофности человечества К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского

Взглядов представителей «конструктивной географии»

Идей «географии человека».

Гуманитарный подход

Начало положено Чикагской школой экологической социологии, занимавшейся изучением различных форм разрушения среды человеком и формулировкой основных принципов природоохраны.

Выявляются закономерности абиогенных, биогенных и антропогенных факторов и их взаимосвязи с совокупностью антропологических и социокультурных факторов.

Направления философской интерпретации инвайронментальных проблем

Во второй половине 20 в. Сложились три основные философские интерпретации проблемы взаимодействия природы и общества:

Натруралистическая

Ноосферная

Технократическая

В настоящее время эти интерепретации претерпели значительные изменения.

Натуралистическая интерпретация

Идеи самоценности природы, вечности и обязательности ее законов для всего живого

Предзаданности природы как единственно возможной среды существования человека.

Возвращение к природе – существование человека только в условиях стабильных биохимических циклов.

Означает консервацию сложившегося природного равновесия путем прекращения широкомасштабных технологических и социальных изменений среды, снижения темпов роста народонаселения, рационализации потребления, властного обеспечения экологической дисциплины и природоохраны, распространения действия этических принципов на все уровни живого.

(Пост)Технократическая интерпретация

Идеи:

Снятия ограничений с преобразований активности человечества в направлении радикальной технологической перестройки биосферы

Качественного совершенствования механизма эволюции самого человека как биологического вида

Человечество может существовать в несвойственных ему средах вне биосферы, а также в полностью искусственной среде биосферы, где социальная жизнь обеспечивается искусственно воспроизведенными биогеохимическими циклами.

Это разработка радикальной идеи автотрофности человечества, доказанной в свое время К.Э.Циолковским и В.И. Вернадским.

Ноосферная интерпретация

Идеи:

Ноосферы В.И. Вернадского как закономерного этапа биосферной эволюции, созидаемого мыслью и трудом единого человечества.

Коэволюции (совместной эволюции) природы и общества Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968)

Под коэволюцией понимается совместное беступиковое развитие общества и природы как взаимосвязанных, но различных способов самовоспроизводства жизни в биосфере.

Человечество может развиваться, только в саморазвивающейся биосфере: деятельность человека должна быть включена в стабильные биогеохимические циклы.

Одна из основных задач коэфолюции – управление адаптацией человека к изменившимся условиям среды.

Предусматривается:

Раликальная перестройка технологий и систем связи

Широкомасштабная утилизация отходов

Создание замкнутыъ производственных циклов,

Введение экологического контроля над планированием

Распространение принципов экологической этики.

Главная Страница