АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Нервная система развивается из эктодермы. В конце 1-й - начале 2-й недели беременности образуется медуллярная пластинка, которая превращается в медуллярную трубку. В ее верхней части появляются мозговые пузыри, а в нижней - спинной мозг. Первичные мозговые пузыри на 5-й неделе эмбрионального развития преобразовываются в основные отделы головного мозга. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток происходит на 10-18 неделе внутриутробного развития, поэтому этот срок гестации считается критическим. Кора начинает формироваться в последние недели беременности и к моменту рождения остается незрелой.

Особенности нервной системы:

1. Головной мозг у новорожденных имеет относительно большую величину и составляет 1/8 массы тела (у взрослых 1/40). Это свидетельствует о высокой интенсивности процессов морфогенеза у детей в раннем возрасте как необходимом условии его дальнейшего функционального развития.

2. Мозговая ткань избыточно богата водой.

3.Крупные борозды и извилины у новорожденных хорошо выражены, имеют меньшую глубину, мелких борозд мало.

4.Мозговая ткань незрелая. Клетки серого вещества мозга, пирамидные пути полностью не сформированы. Вещество полушарий слабо дифференцировано на белое и серое. К моменту рождения в мозге ребенка имеется 2/3 нейронов, а их пролиферация полностью заканчивается на первом году жизни. В коре головного мозга преобладают процессы торможения.

5.Мозжечок развит недостаточно, имеет малую толщину полушария и поверхностные борозды малых размеров.

6.У детей 1-го года жизни отмечается обильное кровоснабжение головного мозга, хорошее развитие сосудистой сети. Венулы слабо развиты, поэтому отток крови затруднен. Эта особенность предрасполагает к задержке токсинов, нарушению кровообращения при различных заболеваниях.

7.Спинной мозг у новорожденных морфологически более зрелый, чем головной. С возрастом ребенка рост спинного мозга отстает от роста позвоночника его нижний конец перемещается кверху . Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам. У детей до 5 лет люмбальную пункцию проводят между 3 и 4 поясничными позвонками, а у детей старше 5 лет – между1 и 2.

8.Вегетативная нервная система функционирует с момента рождения. До

3-4 лет имеется физиологическаясимпатикотония, сменяющаяся ваготонией, затем наступает относительное равновесие. В подростковом периоде (вариант подростковой нормы) отмечается высокая напряженность симпатической или парасимпатической нервной системы, проявляющейся в быстром ответе вегетативной нервной системы на раздражитель.

Органы чувств:

Зрение. К моментурождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к функционированию, зрительный нерв и сетчатка недостаточно развиты. Становление зрения идет постепенно. Новорожденный различает свет и темноту, на яркий свет реагирует сужением зрачка, морганием, отмечается светобоязнь. Хорошо выражен корниальный рефлекс. Анатомическое формирование глаз завершается к 12-14 годам, а периферическая чувствительность достигает максимума к 19-20 годам. Наиболее частыми изменениями, которые могут прогрессировать в пубертатном периоде, являются аномалии рефракции.

Слух. Наружное ухо морфологически хорошо развито, барабанная перепонка расположена горизонтально. Евстахиева труба короткая и широкая. Новорожденный слышит, реагирует на громкий звук плачем или вздрагиванием. С развитием ребенка слух постоянно совершенствуется.

Обоняние. Новорожденный ребенок реагирует на многие запахи изменением мимики, закрыванием глаз, криком.

Вкус. Вкусовые ощущения имеются к моменту рождения. Новорожденные дети различают горькое и сладкое, охотнее пьют подслащенную воду, чем кипяченую. Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого и в частности они захватывают весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.

Осязание. Тактильная чувствительность плода и новорожденного существенно опережает по срокам своего возникновения все остальные органы чувств. У новорожденного терморецепция представлена в морфологически и функционально завершенном виде, а порог болевой чувствительности значительно выше, чем у более старших детей.

II. Значение повышения качества
ОС НОВНЫЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ
Специфика проявления организационно-управленческого конфликта.
Глава VII. Ощущение и восприятие
Тести, вправи, завдання
Символичное выпускание голубей
Кочевое хозяйство казахов, номадизм.
Исследование и изучение психической энергии
Залежність результату арифметичної дії від зміни одного з компонентів
Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства
Форми політичної взаємодії суб’єктів політики.
Первая песнь. О кротком Отроке Господнем (Ис. 42:1-9)
Возникновение института главы государства в России.
Понятие и деление пактов как источников обязательств
V. Орієнтовна основа дії
Общероссийской молодежной общественной организации
Воспоминания Надежды Вильгельмовны Прокопович.
Функции музыкальной детской культуры
Готовы ли Вы оставить пустыню?
Тридцать минут над Бродвеем! 3 часть
Гарпер Лі. Убити пересмішника
Тема для сюжета – здоровое лето
Работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся
Главная Страница