Тема: «Части дерева. Словоизменение»

Тема: «Части дерева. Словоизменение»

Цели:

1. Закрепить названия частей дерева.

2. Учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными.

3. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картин­ка «Деревья», мяч, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 14), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Попросить детей назвать части дерева во множественном чис­ле. (Логопед называет часть дерева в единственном числе, ребенок — во множественном.)

2.Упражнение «Что забыл нарисовать художник?».

- Художник прислал рисунки деревьев. Все ли правильно он на­рисовал? Чего не хватает? (Ствола, кроны, листьев и т.д.)

3.Упражнение «Сосчитай-ка».

Предложить детям сосчитать пни, деревья, ветки, листья, ели и т.п., выставляя картинки от одной до пяти. (Один пень, два пня, три пня, четыре пня, пять пней. Сколько всего? - Всего пять пней.)

Пересчет сначала хором, потом индивидуально.

4.Игра «Смотри внимательно. Отвечай старательно».

На наборном полотне карточки с цифрами 1, 2, 3,4, 5 расположе­ны в ряд, под ними предметная картинка дерева (ветки, пня и т.д.).

- Смотрите внимательно, — указкой показать на цифру, а затем на предметную картинку.

- Отвечай старательно, — указкой показать на того ребенка, ко­торый должен ответить (или назвать его имя). Повторно показать цифру и предмет. Ребенок отвечает, например: 3 дерева. Затем дру­гой ребенок и т.д. (2 дерева, 5 деревьев, одно дерево, 4 дерева.)

Затем поменять предметную картинку.

5. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, Дети обмахивают руками лицо.
Закачалось деревцо. Поднимают руки вверх, наклоны туловища вправо-влево.
Ветер дует тише, тише. Обмахивают руками лицо медленно.
Деревце растет все выше, выше. Тянутся на носочках, руки вверху.
Ветер сильный набежал Энергичные наклоны туловища в стороны.
И все листья оборвал. Роняют руки вниз.

6.Игра с мячом «Скажи со словом „мало" (много")».

Логопед называет часть дерева и бросает мяч ребенку. Ребенок на­зывает эту часть дерева со словом «мало» («много») и возвращает мяч логопеду. (Дерево — много деревьев. И т.д.)

7.Упражнение «Посмотри, подумай и ответь».

Предложить детям рассмотреть картинно-графические схемы, со­ставить предложения по ним и вопросам:

- Сколько кустов увидел Витя, а сколько увидел Коля? (Витя уви­дел 2 куста, а Коля увидел 5 кустов.)

- Сколько листьев нашла Маша, а сколько нашла Таня? (Маша нашла один лист, а Таня нашла 5 листьев.)

И т.д.

8.Игра «Отгадай-ка».

Предложить детям дать полные ответы на вопросы-загадки:

· Чего на деревьях много летом (мало осенью, нет зимой)?

· Чего много у деревьев (кустов) под землёй спрятано?

· Много у елки, колючих и колких?

8.Итог занятия.

На дом: задание 14.

Занятие 15

Тема: «Деревья. Словоизменение»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Познакомить с деревьями, их названиями, закрепить знание о пользе, которую приносят деревья.

3. Учить образовывать существительные множественного числа.

4. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

5. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинки с кон­турным изображением деревьев, мяч, игрушка или изображение гнома, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед называет часть дерева ласково, а ребенок — в именитель­ном падеже единственного числа (например, веточка — ветка).

2.Упражнение «Посмотри, подумай и ответь».

На наборное полотно выставить картинки парка, леса, сада. За­дать детям вопросы:

- Где растут деревья?

- Какую пользу они приносят?


3.Упражнение «Покажи и назови».

Предложить детям рассмотреть картинки с изображением дуба, ели, рябины, сосны, клена, березы, липы, показать и назвать каждое дерево. При затруднениях помочь детям.

4.Игра «Подбери пару».

Предложить детям составить пару: к цветному рисунку подобрать контурное изображение дерева, а затем назвать деревья во множест­венном числе (это дубы, это березы и т.д.).

5. Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся Дети кружатся.
И на дорожки плавно ложатся. Садятся на корточки.
Под ногами шуршат, шелестят, Топают ногами.
Будто опять покружиться хотят. Кружатся и садятся на корточки.

6. Игра «Лес и лесочек».

— Посмотрите, к нам пришел гном и принес картинку. У него в волшебной стране тоже растут деревья. Но только там все очень маленькое и называется ласково.

- У нас лес, а у гнома лесочек. У нас в лесу растет береза, а в ле­сочке у гнома растет березка. У нас дуб, а у гнома... И т.д.

7.Игра с мячом «Назови ласково».

Логопед называет дерево во множественном числе, а ребенок - во множественном числе в уменьшительно-ласкательной форме. (Березы - березки. И т.д.)

8.Игра «4-й лишний».

Показать детям картинки с контурным изображением деревьев: 3 березки и 1 береза, 3 елки и 1 елочка и т.д. Предложить назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

9.Игра «Отгадай-ка».

Предложить детям найти картинку-отгадку и назвать дерево:

· Высока, стройна, красива, белоствольная она, сердцу русскому мила.

· Он прекрасен и могуч, достает до самых туч.

· Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

Итог занятия.

На дом: задание 15.

Занятие 16

Тема: «Звук и буква У (продолжение)»

Цели:

1. Учить ориентироваться относительно своего тела.

2. Закрепить понятия «звук», «гласный звук».

3. Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «У» из начала слова).

4. Закрепить зрительный образ буквы У.

5. Формировать графические навыки.

6. Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки, изображение феи Графики, красный кружочек (символ звука «У»), пластилин, картон, буквы У из наждачной бумаги или другого шершавого материала счетные палочки, тетради логопедических заданий, ручки, грецкие орехи или шарики су-джок, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Садится на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).

2.Упражнение «Звук „У"».

Логопед произносит «У».

- Что вы услышали? (Звук.)

Вывод: звуки - это то, что мы слышим и произносим.

- Произнесите «У» долго (коротко, громко, тихо).

- Спойте звук «У».

- Какой это звук - «У»?

- Назовите слова, которые начинаются со звука «У».

3.Игра «Запомни, назови» (по серии из 5-6 картинок на звук «У»)

Предъявить картинки - убрать, попросить повторить.

4.Физкультминутка.

Дети приседают. Произносят «У» громко.
Выпрямляются. Тихо.
Наклоняются вперед. Громко.
Выпрямляются. Тихо.
Разводят руки в стороны. Долго.
Соединяют руки с хлопком. Коротко.

5.Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок (см При­ложение):

· «Горочка»;

· «Упрямый орешек».

6.Игра «Мастерская букв».

- Фея Графика принесла нам разные задания и попросила сде­лать букву У. (Выложить букву из счетных палочек, вылепить из пла­стилина.)

7.Игра «Найди букву».

Узнавание буквы У среди неправильно написанных и зашумлен- ных.

8.Работа в тетрадях логопедических заданий.

Попросить детей обвести красной ручкой первую строчку буквы У.

9.Итог занятия.

На дом: задание 16.


Занятие 17 .

Тема: «Деревья. Словообразование»

Цели:

1. Закрепить знания о деревьях, их названия, знания о пользе, ко­торую приносят деревья.

2. Закрепить образование множественного числа и уменьшитель­но-ласкательной формы существительных.

3. Учить образовывать относительные прилагательные от назва­ний деревьев.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, игра «Детки с ветки», набор­ное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

— Садится на место тот, кто назовет дерево или его часть во мно­жественном числе.


2.Упражнение «Покажи и назови».

· Кленовую ветку, кленовый лист, кленовые семена.

· Еловую ветку, еловую шишку, еловые иголки.

· Рябиновую ветку, рябиновые ягоды, рябиновый лист.

· Дубовую ветку, дубовый лист, дубовые семена (желуди).

· Сосновую ветку, сосновую шишку, сосновые иголки.

· Березовые сережки, березовый лист, березовую ветку.

· Липовый лист, липовые цветы, липовую ветку.

(Это кленовая ветка. Это кленовый лист. Это кленовые семена И т.д.)

3.Физкультминутка (см. занятие 15).

4.Пальчиковая гимнастика.

Один-два-три-четыре-пять! Дети загибают пальцы по одному
Будем листья собирать: Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.
Березовый, дубовый, Рябиновый, кленовый, липовый. Загибают пальцы по одному на другой руке.
Мы листья соберем, Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.
Своей маме отнесем! На ладошках «подносят» маме букет

5. Игра «Детки с ветки».

Предложить детям подобрать картинки с изображением листа ветки, семян к соответствующему дереву и ответить на вопросы

- Какой это лист?

- Какая это ветка?

- Какие это семена?

6. Упражнение «Подумай и ответь».

Предложить детям дать полные ответы на вопросы:

- У какого дерева самые большие листья? Какие это листья? (Са­мые большие листья у клена. Это кленовые листья.)

- У какого дерева самые длинные иглы? Какие это иглы?

- У какого дерева самые короткие иголки? Какие это иголки?

- На каком дереве растут сережки? Какие это сережки?

- На каком дереве растут желуди? Какие это желуди?

- На каком дереве растут длинные шишки? Какие это шишки?

- На каком дереве растут короткие шишки? Какие это шишки?

- У какого дерева самый толстый ствол? Какой это ствол?

- У какого дерева белая кора? Какая это кора?

- У какого дерева красные ягоды? Какие это ягоды?

7. Итог занятия.

На дом: задание 17.

Занятие 18

refalot.ostref.ru refaoqx.ostref.ru refaoiz.ostref.ru ubh.deutsch-service.ru Главная Страница