Новизна прикладных правовых исследований: концепция проекта закона, иного нормативного правового акта, предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Новизна прикладных правовых исследований определяется сферой их применения.

Новизна прикладных исследований в сфере правотворчества и правоприменения выражается в трех видах: 1) рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его примене­ния; 2) концепции закона, иного нормативного правового акта;

1) проекта закона либо иного нормативного правового акта. На­званные исследования предстают конкретным результатом осуще­ствления одной из основных функций общей теории права и пра­воведения: давать глубокое научное обоснование юридической практики, органично внедрять теорию в практическую, предмет­ную деятельность. Однако новизна в данном случае относится не к новому теоретическому знанию, а к конкретным знаниям, связанным с воплощением достижений науки в практическую деятельность.

Следует отметить, что предложения по совершенствованию за­конодательства и практики его применения, сформулированные учеными-юристами, а также подготовленные ими проекты зако­нов, иных нормативных правовых актов не обладают новизной научного знания, а представляют собой разновидность конструк­торских решений, направленных на совершенствование полити­ко-правовой практики. Нормы права, их действие, равно как и по- литико-правовая деятельность — все это сама непосредственная практика, реальная жизнь, и потому процесс творения правовых и иных социальных нормативов входит в сферу предметно-практи­ческой деятельности общества. Ученые-юристы, предлагая свои варианты совершенствования действующего законодательства, та­ким образом, выступают в роли социальных инженеров и конст­рукторов. На основе имеющихся научных, теоретических знаний они приходят к выводу о необходимости изменения наличной по­литико-правовой практики и разрабатывают образцы, варианты новых, более совершенных норм права, иных правовых явлений и процессов, т. е. выступают в роли проектировщиков, конструкто­ров новых социальных правовых институтов, общества, обеспечи­вают его новыми, более совершенными правовыми средствами предметно-практической деятельности.

В юридической литературе и сегодня бытует мнение о законо­творческой и иной правотворческой деятельности как разновидно­сти научной, теоретической деятельности. Российские правоведы еще не отказались полностью от представлений советских теорети­ков права о том, что правотворческое познание не имеет каких-ли­бо принципиальных отличий от научного познания вообще.

Между тем признавая наличие тесной взаимосвязи между об­щей теорий права, юридической наукой и правотворчеством, нельзя не видеть принципиального отличия научного, теоретиче­ского познания права от процессов проектирования законов и подготовки предложений по совершенствованию законодательст­ва. Правотворческий орган, безусловно, должен стремиться к то­му, чтобы его нормативно-правовые установления максимально полно соответствовали объективным закономерностям. Но эта за­дача правотворческим органом решается не за счет самостоятель­ного теоретического поиска таких закономерностей, а за счет ис­пользования наличных теоретических знаний, добытых учеными- юристами в ходе специальных исследований. Соответственно и предложения по совершенствованию норм права, которые форму­лируют ученые-юристы, также являются видом прикладной науч­ной деятельности, который основывается на полученных ими тео­ретических знаниях, но сами по себе содержат лишь новизну на уровне конструкторского, а не научного решения.

Концепции законопроектов состоят из двух частей: обзора на­учных положений, выводов по предмету проектируемого закона и конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства. Новизна предложений по совершенствованию законодательства, как говорилось выше, представляет собой но­визну оригинальных конструкторских решений. Обзор теоретиче­ских положений, содержащихся в концепции, содержит новизну на уровне систематизации имеющихся в юридической литературе положений о сущности и содержании правовых институтов, со­ставляющих предмет законопроекта. Подобная систематизация обладает, таким образом, новизной, присущей научным приклад­ным исследованиям.

Новизной на уровне систематизации имеющихся научных тео­ретических положений могут характеризоваться также учебники и учебные пособия, используемые в сфере профессионального юри­дического образования. Их основная цель — в ясном, логически последовательном и системном изложении имеющихся в юриди­ческой литературе достижений в соответствующей отрасли права применительно к целям обучения и получению студентами необ­ходимых для профессиональной деятельности знаний. Авторы учебников и учебных пособий не проводят специальных теорети­ческих исследований по предмету исследования, а самым добро­совестным образом систематизируют в максимально четкой и яс­ной форме результаты исследований, проведенных ими лично ли­бо другими учеными юристами.

Например, академик Л. Д. Ландау по поводу подготовленного им совместно с академиком Е. М. Лифшицем курса теоретической физики говорил: «Здесь нет ни одного слова Ландау и ни одной мысли Лившица». Тем самым Л. Д. Ландау признавал, что при на­писании курса Е. М. Лифщиц использовал его теоретические идеи, разработки, но изложил их более ясно и четко, чем это было сдела­но самим Л. Д. Ландау в его работах. Конечно, автор учебника или учебного пособия может включить в него какие-либо новые, еще не публиковавшиеся им теоретические положения, однако подоб­ных фрагментов может быть не так уж много, и, кроме того, их на­личие не всегда влечет улучшение учебника.

Таким образом, новизна учебника — это новизна прикладного уровня, выраженная в форме систематизированного изложения, обобщения известных в науке теоретических положений и эмпи­рических фактов для учебных целей. Наличие в учебнике новых теоретических положений, сформулированных лично его автором, означает, что в этой части учебник характеризуется новизной тео­ретического уровня, но это все же исключение из правила, нежели само правило. Действительной формой теоретических знаний вы­ступает научная монография, а не учебная литература.

Новизной прикладных знаний характеризуются положения, сформулированные в государственных стандартах юридического профессионального образования и учебных программах, ибо все они представляют собой ту или иную информацию о состоянии теоретических и эмпирических знаний в правовой науке.

Прикладные исследования в форме обзоров, библиографиче­ских описаний юридической литературы, рецензий, рефератов со­держат сведения об имеющихся в юридической литературе поло­жениях, выводах, публикациях по той или иной проблеме либо оценку достоинств и недостатков рецензируемых работ. При этом нередко обращается внимание на те недостатки, которые также присутствуют в соответствующих работах. Например, говорится, что выводы имеют проблематичный характер, либо не соответст­вуют общим принципам правовой науки, отдельной отрасли пра­ва, либо являются недостаточно достоверными. Все это свидетель­ствует о том, что все прикладные исследования в сфере правовой науки содержат новизну только на эмпирическом уровне.

К прикладным относятся высказывания, связанные с поста­новкой и обоснованием научной проблемы. Проблема как форма научного знания имеет широкое распространение в правовой нау­ке. В современных условиях российские правоведы ставят и обос­новывают весьма широкий комплекс проблем, связанных с разра­боткой надежных гарантий прав и свобод личности, повышением роли права и закона в системе социальных регуляторов, укрепле­нием законности и правопорядка в обществе.

Правильно поставленная научная проблема оказывает замет­ное влияние на развитие правовой науки, выявляя ее пробелы, обосновывая необходимость их оперативного устранения и моби­лизуя усилия правоведов на разработку наиболее важных направ­лений научных исследований. В то же время следует осознавать, что факт констатации научной проблемы есть эмпирическое зна­ние, содержащее утверждение о том, что в системе наличного на­учного знания имеется пробел. Именно этот смысл заложен в рас­хожем определении проблемы как «знания о незнании». Иной но­визны она не имеет. Если же суждения, констатирующие наличие проблемы, дополняются какими-либо гипотетическими предпо­ложения, эти предположения имеют иную природу научного зна­ния, являются гипотезами, гипотетичными суждениями.

Следовательно, прикладные исследования в сфере правовой науки, проводимые в целях систематизации, оценки, выявления пробелов правовой науки, имеют эмпирический характер. Науч­ное же их значение выражается в формировании информацион­ной базы, облегчающей ознакомление ученых-правоведов с науч­ными положениями, выводами, изложенными в опубликованных другими авторами работах, либо информирующей об имеющихся нерешенных актуальных проблемах правовой науки.

It was as difficult to stop his relentless pacing as to refrain from shouting. Harry paused, biting his lip, and looked into Dumbledore’s lined face.
Жозеф Луи Лагранж (1736-1813) – французский математик и механик
Выбор темы и выполнение дипломной работы
ДОБАВОЧНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ МУЖСКОЙ ПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ
Визначте причини та наслідки появи руху «москвофілів».
Понятие и технологии лоббирования интересов.
Неповне голодування.
Необхідні прилади ТА обладнання
Перечислить основные функции информационной системы контроля производственного процесса
Индивидуальное сознание. Самосознание
Проблема истины в философии и науке. Критерий истины
ECONOMIC INTERDEPENDENCE AND INTERNATIONAL TRADE
Короткий словник вживаних філософських термінів.
Изготовление гистологических препаратов
Билет 58. Применение методов динамического программирования
Решение квадратных систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) матричным методом и по правилу Крамера
Рушійні сили геологічного розвитку Землі
Підготовка міні-лекцій з проблемних питань
Додаток А
Взятие проб венозной крови с помощью системы вакутейнер
Роль мікроорганізмів у ґрунтоутворенні
Неуверенность в себе: когда она формируется и как проявляется?
Додаток А
Главная Страница