Обучающие ситуационные задачи с эталоном ответа

1.Определите препарат: кардиопротекторное средство, применяется при различных формах ишемической болезни сердца, повышает устойчивость миокарда к гипоксии, нормализует энергетический баланс в зоне ишемии, не влияет на показатели общей гемодинамики.

Ответ: триметазидин.

2. При острой боли в области сердца больной принял сублингвально лекарственный препарат. Приступ боли прошел через минуту, однако сразу же появилась головная боль, головокружение, слабость и больной потерял сознание. Какой препарат принял больной?

Ответ: больной принял нитроглицерин, который вызвал резкое падение артериального давления с явлениями коллапса.

Рекомендованная литература.

Основная:

1.Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.

2. Общая рецептура (для студентов медицинских вузов, факультетов, медицинских и фармацевтических колледжей). Учеб. пособие./Сост. В.К. Данилова, Г.М.Вдовина, М.В. Осинцева, Т.А.Капитоненко и др. - Пермь: ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России, 2012. – 70 с.

Интернет ресурсы

1. www.carduodrug.ru (Доказательная фармакотерапия в кардиологии);

2. http://www.ros-med.info/price-reestr/results.php?action=search-price (МНН и формы выпуска).

3. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%D4/ http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/ Государственный реестр лекарственных средств РФ

4. http://www.abc-gid.ru/drugs/reestr/alph/%CA/23/ (Журнал АВС - Государственный Реестр лекарственных средств РФ)

5. http://www.vidal.ru/ (Справочник ВИДАЛЬ)

Утверждаю Зав. каф. Фармакологии Проф. Г.П. Вдовина «____»_____________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологи

Методическая разработка для студентов

Курс– III cеместр – V1

Факультет педиатрический

Тема занятия: АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ (АГТ)

СРЕДСТВА

2. Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах лекарственных препаратов, актуальных для лечения различных стадий гипертонической болезни и купирования гипертонического криза.

3. Цель занятия:изучить фармакологию и токсикологию гипотензивных (антигипертензивных) средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы гипотензивных (антигипертензивных) средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты гипотензивных (антигипертензивных) средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.

Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для подростков.

Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 8, ПК – 4,ПК 12, ПК – 19, ПК - 20 4. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметьвыписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и Интернет ресурсами.

Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Антигипертензивные средства».

Базисные разделы для повторения:значение центральных структур (бульбарный СДЦ), симпатической нервной системы и гуморальных факторов в регуляции артериального давления; роль катехоламинов и ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в возникновении артериальной гипертензии; адренергический синапс, адрено-, имидазолин- и ангиотензиновые рецепторы, их разновидности; антиадренергические средства; правила выписывания лекарственных препаратов.

Вопросы и препараты для подготовки к занятию

Препараты:

Нейротропные АГТ средства: *клонидин (клофелин), метилдофа, моксонидин (физиотенз), резерпин (адельфан), *празозин, доксазозин, пропранолол (анаприлин), *метопролол, атенолол, карведилол, бисопролол (конкор);

АГТ средства, влияющие на РААС: каптоприл (капотен), *эналаприл (ренитек), лизиноприл (диротон), периндоприл (престариум), лозартан (козаар);

Миотропные сосудорасширяющие средства: нифедипин (коринфар), *амлодипин, натрия нитропруссид, *магния сульфат;

Диуретики: гидрохлортиазид (дихлотиазид), индапамид (арифон).

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Антигипертензивные (АГТ) средства. Определение понятия. Классификация по

локализации и механизму действия.

2. АГТ средства центрального действия. Локализация и механизм гипотензивного эффекта, особенности фармакокинетики препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Принципиальное отличие моксонидина как агониста имидазолиновых рецепторов от клонидиина.

3.Нейротропные АГТ средства периферического действия: группы, препараты. Механизмы гипотензивного действия: влияние α-АР сосудов, b-АР сердца, сосудов, ЮГА почек, Н-ХР симпатических ганглиев. Особенности фармакокинетики препаратов группы. Показания к применению. Побочные эффекты. 4. Ингибиторы ренин-ангиотензин-альдостероновай системы (РААС): группы, препараты. Значение блокады АПФ и АТ1 рецепторов для развития антигипертензивного эффекта. Отличие препаратов по скорости развития, длительности, выраженности гипотензивного действия и побочным эффектам. Показания к применению. Возможность использования блокаторов АПФ в педиатрии.

5.Блокаторы кальциевых каналов (БКК). Механизм антигипертензивного действия. Особенности влияния на сердечно-сосудистую систему производных фенилалкиламина (верапамил), дигидропиридина (нифедипин, амлодипин, нимодипин), бензотиазепина (дилтиазем) и циннаризина, различие по показания к применению ( гипертония, ИБС, тахиаритмии, нарушение мозгового кровообращения). Побочные эффекты. 6. Миотропные АГТ средства ( натрия нитропруссид, дибазол, магния сульфат). Механизм антигипертензивного действия. Особенности фармакокинетики препаратов. Показания к применению. Побочные эффекты. 7.Механизм гипотензивного действия диуретиков (влияние на ОЦК, чувствительность рецепторов сосудистой стенки). Практическое использование, возможность применения для лечения детей и подростков с повышенным артериальным давлением. Целесообразность сочетания с ингибиторами РААС, нейротропными и миотропными АГТ средствами.

Задания для подготовки практической части занятия (для выполнения задания используйте таблицу «Антигипертензивные средства»).

I. Выписать рецепты:

1. Амлодипин в таблетках.

2. Моксонидин в таблетках.

3. Клонидин в таблетках и ампулах.

4. Магния сульфат в ампулах;

5. Эналаприл в таблетках.

II. Уметь выбрать и выписать в рецептах:

1. Средство помощи миотропного типа действия при гипертоническом кризе.

2. Средство помощи нейротропного типа действия при гипертоническом кризе.

3. β-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.

4. α-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.

5. Ингибитор РААС.

АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА

МНН Торговые названия Форма выпуска Способ применения
*Клонидин Clonidine *Клофелин Clophelinum *Табл. по 0,075; 0,15 и 0,3 мг *Р-р 0,1мг/мл (0,01%) в амп. по 1 мл По 1 табл. 3-4 раза в день По 0,5-1 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 0,9% р-ра натрия хлорида
Метилдофа Methyldopa Метилдофа Methyldopha Табл. по 250 и 500 мг Р-р 50мг/мл (5%) в амп. по 1 мл По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 1 мл в/венно капельно в 100 мл 5% р-ра декстрозы 1 раз в день
Моксонидин Moxonidine Моксонидин Moxonidinum Физиотенз Physiotens Табл. по 0,2; 0,3 и 0,4 мг По 1 табл. 1 раз в день
Резерпин Reserpine Резерпин Reserpinum Адельфан Adelphanum Табл. по 0,1 и 0,25 мг Табл. сложного состава По 1-2 табл. 1-4 раза в день после еды По 1-2 табл. 3 раза в день
*Празозин Prazosin *Празозин Prazosinum *Табл. по 1; 2 и 5 мг По 1 табл. 2-3 раза в день
Доксазозин Doxazosin Доксазозин Doxazosinum Табл. по 2; 4 и 8 мг По 0,5-1 табл. 1 раз в день
Пропранолол Propranolol Анаприлин Anaprilinum Табл. по 10; 40 и 80 мг Р-р 2,5мг/мл (0,25%) в амп по 1мл Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 5мл По 1 табл. 3-4 раза в день По 1-5 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 5% р-ра декстрозы.
*Метопролол Мetoprolol *Метопролол Metoprololum *Табл. по 25; 50 и 100 мг *Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп. по 5 мл По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 5 мл в/венно медленно
Атенолол Atenolol Атенолол Atenololum Табл. по 25; 50 и 100 мг По 1 табл. 1-2 раза в день
Карведилол Carvedilol Карведилол Carvedilolum Табл. по 12,5 и 25 мг По 1 табл. 1 раз в день
Бисопролол Bisoprolol Бисопролол Bisoprololum Конкор Concor Табл. по 5 и 10 мг По 1 табл. 1 раз в день
Каптоприл Captopril Каптоприл Captoprilum Капотен Capotenum Табл. по 12,5; 25; 50 и 100 мг По 1-2 табл. 3 раза в день
*Эналаприл Enalapril *Эналаприл Enalapril Ренитек Renitek *Табл. по 2,5; 5; 10 и 20 мг *Р-р 1,25мг/мл ( 0,125%) в амп. по 1 мл По 1 табл. 1-2 раза в день По 1 мл в/венно медленно
Лизиноприл Lisinopril Лизиноприл Lisinoprilum Диротон Dirotonum Табл. по 5; 10 и 20 мг По 1 табл. 1-2 раза в день
Периндоприл Perindopril Периндоприл Perindoprilum Престариум Prestarium Табл. по 2 и 4 мг По 1 табл. 1 раз в день
Лозартан Losartan Лозартан Losartanum Козаар Cozaar Табл. по 12,5 и 50 мг По 1 табл. 1 раз в день
Нифедипин Nifedipine Нифедипин Nifedipinum Коринфар Corinfar Табл., драже по 10 и 20 мг Табл. и капс.ретард по 20; 30 и 40 мг По 1- 2 табл. (драже) 3 раза в день По 1 табл. или капс. 1-2 раза в день
*Амлодипин Amlodihine *Амлодипин Amlodihinum *Табл. по 2,5; 5 и 10 мг По 1-2 табл. 1 раз в день
Натрия нитропруссид Sodium nitroprusside Натрия нитропруссид Natrii nitroprussidum Пор. в амп. по 25 и 50мг Содержимое ампулы в/венно капельно, растворив в 250-1000мл 5% р-ра декстрозы
*Магния сульфат Magnesium sulfate *Магния сульфат Magnii sulfas *Р-р 200мг/мл (20%) и 250мг/мл (25%) в амп. по 5, 10 и 20 мл По 5-10 мл в/мышечно или в/венно медленно
Гидрохлортиазид Hydrochlorthiazide Дихлотиазид Dichlothiazidum Табл. по 25; 50 и 100 мг По 1 табл. утром
Индапамид Indapamide Индапамид Indapamidum Арифон Arifon Табл. и капс. по 2,5 мг Табл. ретард по 1,25 мг По 1 табл. (капс.) утром

Обучающая ситуационная задача с эталоном ответа:

1.Определите препарат: центральный адреномиметик, снижает тонус вазомоторного центра и уменьшает симпатическое влияние на сердце и сосуды. Применяется как для лечения гипертонической болезни, так и купирования гипертонических кризов. Обладает седативным, снотворным, анальгетическим эффектами, потенцирует действие этилового спирта. При резкой отмене препарата может развиться гипертонический криз.

Ответ: клонидин

2. Определите препарат: угнетает активность ангиотензинпревращающего фермента и образование ангиотензина II, не является пролекарством, действует длительно, используется для систематического лечения гипертонической болезни и сердечной недостаточности.

Ответ: лизиноприл

Рекомендованная литература.

Основная:

1. Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.

Дополнительная:

1. Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.

Блок информации разработанной на кафедре:

1.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2012.- Ч. 2. – 160 с.

Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «___»______________

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России

Кафедра фармакологии

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов

Курс -IIIсеместр -V1

Факультет: педиатрический

Что должен знать и уметь специалист, психолог-консультант, занимаясь этой тематикой?
Взаимодействие организаций, координирующих деятельность студенческих отрядов в регионах Российской Федерации, с органами государственной и муниципальной власти
В решении продовольственной проблемы
UNIT 2. FUSELAGE CONSTRUCTION
Оценка опасности поражения током при переходе напряжения на нетоковедущие металлические части электрооборудования
Прочитайте і запам’ятайте прислів’я на цей звук.
Відомчі нормативно-правові акти
СОЦІАЛЬНА РОБОТА З РІЗНИМИ ГРУПАМИ КЛІЄНТІВ
US Fears Russian Problem in Kosovo
Тест "Дом-дерево-человек" и его психологическая интерпретация
Прагматичний напрямок пізньої класики.
Земское право (Landrecht) Книга первая
Скорость автомобиля и безопасность дорожного движения
VII. Проблема типических установок в эстетике
Специфика организации детских мероприятий
Проблема радіоактивних відходів
Клинические формы банальных ангин
Ich setzte mich auf den umgedrehten Blecheimer.
Види руйнування зубців та критерії розрахунку на міцність зубчастих передач
ИСКЛЮЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ТОЛЬКО ХОЗДОГОВОРНЫЕ ТЕМЫ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАЗРАБОТКИ (ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ЗАВЕДУЮЩЕЙ КАФЕДРОЙ.
Основным недостатком винтовых насосов является значительная технологическая трудность изготовления винтов.
Місце будівельної механіки серед інженерних наук. Основні гіпотези в будівельній механіці.
Как называется один из наиболее древних сводов законов, дошедший до наших дней?
Главная Страница