Экономика СССР в середине 80-х годов. Экономический кризис. Межнациональная напряженность. «парад суверенитетов» - выход из состава СССР.

В марте 1985 г. Гене­ральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Минист­ров СССР возглавил Н. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживав­шие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и де­мократии, в установлении «лучшего социализма». В состав Политбю­ро ЦК партии были включены новые члены—лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. Перемены в общественно-политической сфере начались с прове­дения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Сущность стратегии «обновления» разъяс­нял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных горо­дов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса име­лись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены предсе­датель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компар­тий большинства союзных республик и т. д.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связы­вался с более активным использованием достижений науки и техни­ки, децентрализацией управления народным хозяйством, расширени­ем прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве.

Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70—80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.
О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения (см. билет № 23). Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом. Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О концепции переходак регулируемой рыночной экономике". Вслед за тем несколько групп видныхэкономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получившихназвание антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планыперехода к рыночной экономике. Авторами одной из них-"Программа 500 дней"-была группа экономистов во главе с С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Программапредесматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду иприватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами идопущение регулируемой безработицы. Программа по мнению ее составителейпозволила бы в течении пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Политика реформирования экономики имела значительные социально-экономическиеиздержки. Резко сократилось производство не только промышленной но исельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинстванаселения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы в том числежилищная, продовольственная, экологическая.В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская,Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская,Литовская, Молдавская, РСФСР, Талжикская, Туркменская, Узбекская, Украинскаяи Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек-представителисвыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, вСССР был решён в принципе национальный вопрос и произошло фактическоевыравнивание республик по уровню политического, социального-экономического икультурного развития. Между тем непоследовательность национальной политикипородила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условияхгласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономическийкризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублялмежнациональную напряжённость.недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи собострением проблем загрязнение окружающей среды, ухудшением экологическойобстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежденеудовлетворённость на местах порождалась недостаточным вниманием союзныхорганов власти к потребностям республик, диктатором центра при решениивопросов локального характера. Центрами объединяющими местные оппозиционныесилы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" наУкраине, "Саюдис" в Литве и др.) Они стали главными выразителями идейгосударственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.Руководство страны окозалось не готовым к решению проблем, вызываемыхмежнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистскогодвижения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против руссификации в Алма-

Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г.Колбина, русского по

национальности, первым секретарём компартии Казахстана.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за

Нагорного Карабаха-территории, населённой по преимуществу армянами, по

находившейся в составе АзССР. Вооружённый конфликт между узбеками и турками-

месхетинцами вспыхнул в Фергане.

«Парад суверенитетов» С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения чис­ленности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособ­ления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплек­са. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республи­канских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государст­венном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайд­жанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объяв­лениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законо­дательно закреплялся приоритет республиканских законов над союз­ными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президен­том — А. В. Руцкой.

referatxuo.nugaspb.ru refaova.ostref.ru uqi.deutsch-service.ru referatsgh.nugaspb.ru Главная Страница