МОДЕЛЬ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

МОНОПОЛИЯ. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Основные понятия

ü Несовершенная конкуренция ü Институциональные и поведенческие характеристики монополии ü Институциональные и поведенческие характеристики олигополии ü Институциональные и поведенческие характеристики монополистической конкуренции ü Совокупный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции ü Средний доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции ü Предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции ü Монополия ü Характерные черты монополии ü Закрытая монополия ü Открытая монополия ü Монопсония ü Двусторонняя монополия ü Определение цены и объема выпуска монополиста в краткосрочном периоде ü Определение цены и объема выпуска монополиста в долгосрочном периоде ü Ценовая дискриминация ü Условия реализации ценовой дискриминации ü Ценовая дискриминация первой степени ü Ценовая дискриминация второй степени ü Ценовая дискриминация третьей степени ü Естественные монополии ü Преимущества монополии ü Недостатки монополии ü Монополистическая конкуренция ü Характерные черты монополистической конкуренции ü Определение цены и объема выпуска в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде ü Определение цены и объема выпуска в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде ü Неценовая конкуренция ü Преимущества монополистической конкуренции ü Недостатки монополистической конкуренции

Сравнительный анализ рыночных структур

Несовершенной конкуренции

Совершенная конкуренция является, как правило, абстрактной моделью. Чисто конкурентные рынки встречаются достаточно редко. В реальной жизни довольно часто сталкиваемся с несовершенной конкуренцией.

Ранее были определены признаки совершенной конкуренции (множество самостоятельных продавцов, отсутствие входных барьеров в отрасль, однородная продукция, фирмы являются ценополучателями, доступная информация).

Несовершенная конкуренция предполагает отклонение от совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция имеет три основные модели: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Ключевые характеристики указанных типов рыночных структур приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Характеристика монополии, олигополии и

монополистической конкуренции

Структурные переменные Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
1. Институциональные
1.1. Количество продавцов 1 продавец От 2 до 10 продавцов Множество мелких фирм
1.2. Количество покупателей Много обособленных покупателей Много обособленных покупателей Много обособленных покупателей
1.3. Условие спроса Продукт не имеет близких заменителей, продукт уникальный Однородный и разнообразный (дифференци-рованный) продукт Разнообразный, имеются несовершенные субституты
1.4. Вход в отрасль и выход Непреодолимые (значительные) затруднения Затруднения Незначительные затруднения
2. Поведенческие
2.1. Целевая функция Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
2.2. Стратеги-ческие переменные Уровни цен и выпуска Уровень цен и выпуска Уровень цен и выпуска
2.3. Ожидания относительно действий соперников Отсутствуют, так как соперников нет Интенсивные Отсутствуют, так как соперников слишком много

Совокупный, средний и предельный доход фирмы

Главная Страница