Глава1. Теоретико-методологические основы взаимодействия школы и Русской православной церкви по патриотическому воспитанию школьников.

1.1. Система патриотического воспитания школьников в отечественной педагогике: цель, задачи, содержание, методы, формы

В настоящее время в школах при острой необходимости в патриотическом воспитании существует педагогическая основа (исследования, методики), которая не совсем соответствует современности. Новой системе патриотического образования, в полной мере соответствующей всем требованиям модернизации образования не создано, применение существующих методов не систематизировано, что зачастую приводит к многочисленным трудностям при использовании в практике отдельных учителей или учебных заведений.

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.),а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.

(Обозначайте абзацы) Широкий пласт знаний оставила нам отечественная педагогика. Во многом опыт советских педагогов перенимался и за рубежом. Известными выдающимися основоположниками отечественной педагогики были: К. Д.Ушинский, С.Т. Шацкий, Т.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др. Они построили эффективные системы патриотического воспитания, которые актуальны и по сей день. Трудно представить, какая судьба ждала бы воспитанников, не будь этих педагогов в то нелегкое, послевоенное время.

Хотелось бы рассмотреть систему патриотического воспитания Ушинского К.Д.Ушинский является основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского. Он, как истинный патриот своей Родины, осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». В начале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительно большее место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считал христианскую (в частности, православную) религию основой морали и воспитания, рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считал школу «преддверием церкви». В конце жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему верующим человеком, уже четко разграничивал науку и религию. Он писал в это время: «всякая фактическая наука - а другой науки мы не знаем - стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования...»
В своих поздних работах, например в упомянутых материалах к третьему тому сочинения «Человек как предмет воспитания», Ушинский главной чертой человека считает любовь к людям и даже утверждает, что атеист, гуманно относящийся к людям, более христианин, чем верующий, который недостаточно проникнут чувством любви к ближнему. В свое времявеликий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинскийособо подчеркивал, что православная вера несет в себе огромное воспитательное содержание, а современная педагогика исключительно выросла на христианской почве. Поэтому воспитание будет наиболее эффективным при соединении усилий с церковью. Самая главная идея Ушинского - построение образования и воспитания всех сословий русского общества на основе народности, науки и православной веры, несущей в себе громадный потенциал религиозной, исторической, социальной, этической, педагогической культуры русского народа. Именно это единство, по убеждению Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрастающего русского поколения, от крестьянского сына в самой глухой деревушке до наследника престола; воспитания, призванного связать воедино весь русский народ. Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что у ребенка на всю жизнь остаются воспоминания о тех мирных, сияющих торжествах, о тех то грустных, то торжественных мотивах, которые предлагает Православная Церковь в дни великих праздников. [Основы православного христианского воспитания: Учебно-методическое пособие/ автор составитель А.А. Лукьянец. – М.: «ВУ», 1997.- 56с.,)

Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.
К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.
К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов. Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.
Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

Родной язык, как указывал Ушинский,- это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.». Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.
Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией.

На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка: « Русский язык… сообразно размашистому характеру народа…в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа… Когда исчезает народный язык, - народа нет более».

Ушинский К.Д, в его словах горячий призыв ко всем- знать и любить родину, народ, его живую душу. Служа России, он служил своему великому отечеству: в рамках единого государства для него одно было немыслимо без другого.

Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

Рассмотрим труды одного из ярких представителей советской педагогики Станислава Теофиловича Шацкий. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды. Интересно, что Станислав Теофилович первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, лидерство в детском коллективе, воспитание как организация жизнедеятельности школьников. Не случайно, это послужило поводом развитию целеустремленности, духовному обогащению и познанию совей Родины.

По мнению Шацкого, главная задача школы заключается в том, чтобы помочь детям устроить их детскую жизнь, приобщить детей к исконно-русской, православной культуре.

Надо иметь в виду, что дети сами порой не знают, в чем нужна им наша помощь. Речь идет о правильном творческом педагогическом, патриотически направленном процессе, предложенном Шацким, а именно создание «Трудовой школы», дети оказываются заинтересованными и вовлеченными в жизнь школы, что оказывает на них глубокое влияние.

В настоящее время практический опыт Шацкого и его теоретические воззрения обращают на себя внимание преподавателей оригинальным решением коренных проблем педагогики – методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и окружающей среды, проблем социализации личности, функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания. Очевидно, и ясно одно, что для достижения в воспитании главной мысли о том, что спасение общества основывается на просвещении разума и развитии нравственного чувства, что для утверждения в жизни начал истины и добра необходимо, чтобы молодое поколение знало традиции своего народа.

Итак, в 1919 году С. Т. Шацким была организована Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Надо сказать, что в истории образования это было уникальное учреждение. Станция охватывала весь район, содержала в себе начальные школы и средние, детские сады, читальные залы, колонию «Бодрая жизнь». Главная задача здесь заключалась в исследовании влияния среды на развитие ребенка, а также применение в воспитании детей нравственных учений, являющихся поистине фундаментом отечественной просветительской педагогики, изучение обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляют основу народного воспитания и являются оплотом отечественного образования.

Конечно, уделяли внимание активному внедрению родителей в процесс воспитания. Отдав должное, Шацкий стремился, чтобы родители находили время и силы , и лично были заинтересованны в достижениях своих чад. По своей важности, роль семьи в жизни ребенка несоизмеримо велика, и Шацкий это, конечно же, учитывал. Не случайно говорят, что семья сама по себе обладает мощным воспитательным средством. Ведь изначально в семье ребенок узнает о традициях, праздниках, уважении старших поколений. «Семья также формирует область духовно-моральную, возбуждает в душе радость жизни, любовь к людям, закладывает и основу религиозной жизни.»[67-68зеньковский]

Бесспорно, на развитие ребенка влияет не только семья, но и улица, и то ценное что в них есть, следует применять педагогу в своей работе. Шацкий считал, что при изучении только искусственного, специально-образованного материала, безусловно, является низкоэффективным и ограниченным. Поскольку имеются подобные влияния со стороны, которые в большей мере определяют формирование детей, чем школа. Источник развития ребенка, по взгляду Шацкого – не генетические задатки, а скорее социальная и экономическая среда, в которой ребенок формируется и воспитывается как личность. Стоит упомянуть, что в те годы распространенными идеями стали идеи о первичности биологических предпосылок развития детей, а также примитивное отношение к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности.

Трудно что-либо добавить, но как известно и в настоящее время все больше становятся популярными центры раннего детского развития, к примеру «Школа Монтессори», «Беби клуб», «Аистенок» , «Oxford Club»и другие. Неслучайно выбраны такие красивые, «брендовые», рекламные названия. Зачастую, родители приводят туда своих деток, чтобы из них выросли настоящие гении или потому что это модно, не задумываясь о последствиях перегрузок организма слишком большим объемом информации, забывая об истинной ценности детства – беспечности. Стоит добавить, что однажды Фрейд сказал, что каждый человек ищет того, чтобы вновь стать ребенком.

Возвращаясь к идее Шацкого, другими словами, ученый был решительно против данных идей конструирования личности. Как утверждал Шацкий, истинное воспитание требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его интересы, знания, потребности и опыт. Сделать из детей коммунистов - вот главное видение властей того времени. Шацкий данный подход не разделял, и предложил свой, с целью воспитания истинного патриота своей Родины.

В этой связи, перейдем к методологии Шацкого, характерной исследованиями образовательного процесса, позволяющими получить объективные представления о психологических характеристиках детей. Метод включал в себя: наблюдение за деятельностью и жизнью воспитанников, анкетирования, беседы и сочинения. Для создания благоприятной рабочей обстановки, ребята сами раздавали и собирали анкеты, а также принимали участие в составлении. Полученные данные социально-педагогического исследования использовались при планировании и осуществлении воспитательной и учебной работы станции. Совершенно очевидно благоприятное влияние друг на друга детей при совместной деятельности. И в первую очередь речь идет об опоре на знания наук, традиции и обычаи русского человека. Этим было положено начало духовному пробуждению православного народа.

Следует уточнить, что цели воспитания и образования, по словам Шацкого, отражают потребности государства и общества, и кроме того, определяются временем и пространством, помимо времени находятся в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей ребенка.

Известно, что на каждом этапе развития воспитатель должен создавать максимально благоприятную атмосферу для возможно полного раскрытия способностей ребенка, его духовных и физических сил. Шацкий стремился к созданию условий для творческой активности детей. По мнению ученого, школа должна учить воспитанников объединять усилия для достижения совместных целей.Особое внимание уделялось детскому самоуправлению как важному инструменту в саморегулировании детской жизнедеятельности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе достигалась благодаря сотрудничеству учителей и учеников, их доверительному отношению друг к другу, открытости коллектива к росту, инновациям, умению справляться с появляющимися трудностями. А школьная реформа, по мнению Шацкого, должна начинаться с реформы подготовки педагогов, которые должны быть способны к рефлексии, должны уметь анализировать собственные достижения и ошибки, и на основе этого анализа двигаться вперед и не забывать о нравственных началах.

Согласно концепции Шацкого, цель воспитательного процесса сопоставляется с целями запроса страны.

Крайне важно понимать, что школа должна развивать школьника всесторонне и целостно, на первый план выдвигать умственную, трудовую, эстетическую и патриотически направленную деятельность с опорой на нравственные ориентиры Церкви. Не стоит забывать, что при постановке цели воспитания, следует спроектировать процесс развития ребенка.

По словам ученого, обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. (http://paidagogos.com/?p=6424). Он имел в виду то, что детей необходимо учить преодолевать острые современные проблемы, опираясь на ценности и идеалы культурно-исторического наследия своей земли, а не изолировать от возникших этих самых неприязней. Нет сомнений в том, что творчество является необходимым условием эффективного образования.

Обращаясь к творчеству, нельзя обойти вниманием великого сына русской земли, основоположника и крупнейшего мастера московской школы живописи Андрея Рублева (ок. 1360-70 - ок.1430). В его произведениях отмечена глубокая гуманность и возвышенная одухотворенность образов. Он известен по творению «Троица». В этой иконе Андрей облек наиболее глубокие и самобытные черты русской церковности. Созерцая Троицу, проникаешься не только святым совершенством, но и образцом для устройства земной жизни. Стоит обратить внимание, что Троица состоит из трех ипостасей Бога, и тем не менее представляет собой единое целое. Поистине, это духовный символ объединения, собирания Руси и освобождение от ереси.(52 Игумен з р)

Примеры культурно-просветительского идеала духовной красоты можно найти в творениях выдающегося русского композитора Рахманинова С.В.(1873-1943). Он очень любил сочинять музыку в окружении близких ему людей, среди знакомых с детства неповторимых уголков родной, русской природы, простотой и красотой которой он был очарован. Сергей Васильевич был поистине патриотом своей Родины, сумевший проникнуть в общий дух православного народа. Подлинным шедевром можно считать произведение «Всенощная»(1915), написанное в годы Первой мировой войны, накануне революционных потрясений. В данном монументальном хоровом цикле слышится «родное, высоко этическое понимание глубин народного строя русской жизни». (Б.В.Афанасьев)(178Аронов)

В добавление к вышесказанному, школа Шацкого побуждала интерес к самостоятельному поиску решения проблем. Любимой поговоркой ученого была: «Ты сам дойди до этого». Из этого следует, что центральной позицией, по мнению Шацкого, было развитие нравственно-патриотического мышления детей.( http://paidagogos.com/?p=6424).

В своей работе мы не можем не упомянуть о выдающемся педагоге А.С. Макаренко. Антон Семенович— педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду.
Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан.

В течение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени А. М. Горького».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» — прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина — это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. Дисциплина — это глубоко политическое явление, это то, что можно назвать самочувствием гражданина Советского Союза». Макаренко А.С. не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным играм и танцам. В танце проявляется характер нации. Патриотизм и гуманность составляют нераздельное единство, и педагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качества русского человека, воплотившиеся в народный идеал: оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.

А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

Опираясь на его гениальные идеи, важно помнить, что понятие «родной край» является одновременно и родовым, и мистическим. причем названные понятия взаимно предполагают и обуславливают друг друга при всей внешней антиномичности. С одной стороны, мистическое проявление посредством православного христианского Храма, стоящего на родной земле, в конкретном месте, родовое проявляется через мистику земли, на которой жили наши предки, мистику, являемую нам в «духовных эпицентрах», святынях земли русской, среди которых отец Павел Флоренский выделял две: Троице-Сергиеву Лавру и Кремль. В этой связи глубоко закономерным и символичным является возрождение храма Христа Спасителя. [Основы православного христианского воспитания: Учебно-методическое пособие/ автор составитель А.А. Лукьянец. – М.: «ВУ», 1997.- 56с.,14с]

Стоит заметить, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II часто в своих пастырских обращениях к народу касался темы возрождения русской национальной святыни.

«Храм Христа Спасителя стал видимым знаком воскресения Святой Руси. Он созидается всем народом. Эти стены, эти купола, это рождающееся боголепие вобрали в себя лепты российских и московских властей, отечественных и иностранных благотворителей, миллионов простых россиян, в том числе стран ближнего и дальнего зарубежья.»[19 Аронов. Цит. по: Патриархи московские. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – С. 526.]

Подчеркивая этот социально-педагогический аспект христианского воспитания, Николай Евграфович Пестов, богослов, историк православной Церкви пишет: «Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими обычаями – вот три элемента, озаряющие в памяти ребенка каждый праздник». (45с.в Лукьянец. Н.Е.Пестов. Путь к совершенной радости. Воспитание детей.- М.6 Даниловский благовестник, 1994.- С. 63.)

Уважаемая Анна!

Материал подобран большой и, зачастую, интересный. Но он совершенно не обработан научно. Приводятся большие куски необработанного текста. Отсутствует необходимый анализ, сопоставление позиций, Серьёзным недостатком является абсолютное отсутствие Вашего авторского мнения, промежуточные и итоговые выводы.

А ещё – увлекаясь подбором готового материала из Интернета, Вы забываете основную ключевую идею рассматриваемого раздела – патриотического воспитания школьников. Надо всё, что Вы озвучиваете, проводить через призму патриотического воспитания, его цели, задач, содержания, методов, форм.

Метод вычисления частных производных.
Третий этап развития педагогической психологии
MATH ALL DAY AND EVERYWHERE
О проведении конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций Ульяновской области
Анализ документов, наблюдение и эксперимент в социологии
Хорошо разлагает фосфорит кислый торф.
Особенности туризма как объекта управления
Схема 8.
Зведення об’ємно-блокових і панельно-блокових будівель
Категории диалектики, упорядочивающие бытие
Політико-правове середовище.
Зовнішньоекономічний маркетинг - маркетингова діяльність фірми на ринках кількох країн, яка передбачає створення філій, представництв фірми, дочірніх фірм або придбання фірм.
Сравнительный подход в оценке рыночной стоимости предприятия
Обов’язковість судових рішень
Походження і класифікація озер.
Основным мотивом поведения предприятий как субъектов рынка
Фактори розвитку клiматiв Землi. Астрономiчнi гiпотези.
Трудовой договор (контракт).
Історичні впливи на політичну культуру українців
Завдання 3 Розв´язання транспортної задачі
Дугова плавильна електропіч
Вимоги до знань та умiнь
Основні дії з використанням миші
Главная Страница