ГЛАВА 9. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 9. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

Основные тенденции

профессионального самоопределения и занятости молодежи

Современные отношения занятости молодежи складываются в сложных условиях разрушения прежней и формирования новой структуры экономики и соответствующей ей структуры занятости, неопределенности стратегии развития рынков труда, отсутствия целостной законодательной базы в этой сфере, слабой социальной защищенности населения в целом, в том числе и молодежи. Развитие процессов занятости молодежи, с одной стороны, происходит в общем русле становления данных отношений в стране, с другой стороны, по сравнению со взрослым населением молодежная группа имеет целый ряд особенностей, которые позволяют выделить данные процессы в качестве отдельного объекта исследования.

Важнейшую роль в формировании трудового потенциала, профессиональной ориентации и адаптации молодежи на рынке труда играет система образовательных институтов. Во-первых, образование (как общее, так и профессиональное) является важнейшей составляющей социализации молодежи, определяющей перспективное развитие общества, поскольку «образование всегда выполняло и будет выполнять в обществе функцию воспроизведения, сохранения социальной организации, обеспечивая целенаправленную профессионализацию в единстве с "плавной" социализацией подрастающего поколения. Оно обеспечивает обществу будущее через подготовку подрастающего поколения к инновационной деятельности, неосвоенным сегодня функциям, к принятию смелых, нетривиальных решений» (Программа дополнительного образования. Самара, 1997 г.).

Во-вторых, для молодежи, не достигшей трудового возраста, обучение в системе школьного и внешкольного образования является, с одной стороны, сферой их общественно полезной деятельности, с другой – необходимым условием выявления и развития их способностей профессионального самоопределения.

В-третьих, «долгая» трудовая жизнь молодежи, потребность в выявлении собственных трудовых возможностей, необходимость выбора рабочего места, наиболее соответствующего представлениям молодого человека о «подходящем» трудоустройстве, предполагает высокую образовательную мобильность данной социальной категории. Очевидно, что удовлетворение образовательных потребностей молодежи тесно связано с перспективами их трудовой карьеры.

В рамках системы образования подготовка к трудовой деятельности молодежи осуществляется по следующим основным направлениям:

- освоение культурных ценностей и умение их использовать в трудовой сфере;

- развитие способностей учащихся;

- проведение мероприятий по профессиональной ориентации;

- помощь молодежи в профессиональном самоопределении.

Тревожной тенденцией последних лет становится снижение уровня общего образования молодежи, увеличение количества детей, не посещающих образовательные учреждения. Очевидно, что для большинства представителей данной социальной категории недоразвитие их интеллектуального потенциала, отсутствие нормальной (общественно признанной) для данной возрастной группы сферы жизнедеятельности, приводит к невосполнимым потерям в развитии их человеческого потенциала, к ограниченным возможностям при выборе социально-профессионального статуса, снижению уровня потребностей и мотивации труда, к различным формам проявления девиантного поведения.

Общий социально-экономический кризис 90-х годов затронул и систему школьного образования. Социологические опросы показали, что в 1995 г. 56,4% населения оценивало состояние школы как кризисное, такую же оценку, по данным опроса 1997 г., склонны были дать и 73% учителей школы.

В условиях слабой материальной базы большинства школ, отсутствия притока в них молодых кадров, слабой адаптированности учебных программ к новым объективным требованиям, недостаточной психологической подготовки учителей к общению с учениками, ослабления интереса к взаимодействию профессиональных и производственных предприятий со средними школами большинство учеников старших классов (от 80 до 90%) считают, что школа в достаточной мере не способствует их развитию, приобщению к культуре, не помогает им сориентироваться в будущей профессиональной сфере.

Отметим то обстоятельство, что только школьное образование носит обязательный характер (хотя бы в пределах девятилетнего обучения), и именно в школьный период жизни молодого человека государство (общество) может непосредственно воздействовать на процессы формирования личностного потенциала человека, его жизненных и трудовых ориентиров. Соответственно, отсутствие должного внимания со стороны государства к негативным тенденциям в системе школьного образования снижает управляемость процессами развития трудового потенциала молодежи, что, с высокой степенью вероятности, отразится на последующем ухудшении положения молодежи в сфере занятости.

Естественный ход развития рыночных отношений обозначил еще одну проблему в образовательной сфере – платность образовательных услуг. Большинство специалистов считает это негативным явлением, аргументируя свою позицию тем, что низкий уровень материальной обеспеченности населения не позволяет значительному количеству молодых людей рассчитывать на получение образования на коммерческой основе. Особенно уязвимой в этом плане является молодежь из семей рабочих и служащих государственных предприятий, безработных, из неполных семей. Очевидно, что большие трудности испытывают молодые люди, проживающие в поселениях, где отсутствуют учебные заведения интересующего их профиля. Безусловно, для этой категории молодежи «стартовые» условия получения профессии весьма ограничены. Однако следует понимать, что причина ситуации кроется не в самой системе платного образования, которая в условиях рынка формируется по его законам наряду с другими сферами народного хозяйства, а в недостаточном развитии механизмов обеспечения социальных гарантий для слабозащищенных категорий населения (например, системы долгосрочных займов молодежи для оплаты обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях и др.).

С другой стороны, поддержание спроса «коммерческих» студентов в образовательных услугах конкретных учебных заведениях (в условиях конкуренции между ними) требует постоянного совершенствования качества учебных программ с учетом современных тенденций развития науки и производства. Кроме этого, возможность платного обучения позволяет некоторым молодым людям преодолеть барьер, связанный с невозможностью пройти конкурсный отбор при поступлении в учебное заведение (например, из-за перерыва между окончанием школы и поступлением в ВУЗ, в связи с недостаточным качеством общеобразовательной подготовки и т.п.) Можно предположить, что обучение за счет собственных (семейных) средств определяет более продуманный выбор молодым человеком своей будущей профессиональной карьеры. Система платного образования позволяет также получать молодежи дополнительные знания в необходимом объеме в удобное время, тем самым, способствуя повышению образовательной мобильности определенной части молодежи.

Особенно трудный период переживает система профессиональной подготовки молодежи по рабочим специальностям. Практически полностью отсутствует информация о потребностях в рабочих специальностях по различным отраслям экономики региона. Это связано с объективными обстоятельствами. Так, существовавшая в дореформенный период развития страны система профессиональной подготовки основывалась на единстве трех основных субъектов данного процесса: предприятий региона (в том числе и базовых по отношению к ПТУ); самих профессионально-технических училищ и органов управления профессионально-техническим образованием. В условиях плановой экономики для любого регионального предприятия были определены перспективы его деятельности и развития (хотя бы на ближайшую перспективу). Соответственно, каждая организация, зная такие показатели, как численность работников пенсионного возраста, среднегодовую динамику численности принятых и уволенных работников и т.п., в достаточной мере точно могла рассчитать потребность пополнения кадрового состава за счет выпускников ПТУ. В свою очередь, региональные органы управления профтехобразованием на основе целевых программ и планов Госкомтруда и местных органов самоуправления, отраслевых потребностей народного хозяйства, должны были координировать и контролировать процессы, связанные с профессиональной ориентацией и подготовкой молодежи. ПТУ осуществляли набор учащихся по специальностям, учитывая плановые задания органов профтехобразования, потребности базовых предприятий, а также прямые договора о подготовке кадров с предприятиями региона. Таким образом, можно констатировать, что была создана достаточно целостная система, занимающаяся проблемами подготовки рабочих на основе сбора и анализа необходимой статистической информации, а также в соответствии с известными принципами планирования.

В пореформенных условиях оказалась утраченной основа функционирования данной системы подготовки кадров. Спад производства на многих предприятиях, неопределенность рыночной конъюнктуры, наличие на региональных рынках труда избытка рабочей силы и т.п. определили отказ организаций от плановой системы кадрового обеспечения процесса производства. По мере необходимости предприятия (в том числе и новые) способны самостоятельно решать кадровые проблемы через инфраструктуру рынка труда (например, биржи труда, печатные издания и т.п.), с учетом минимизации издержек на подготовку работников.

Отсутствие явно выраженных потребностей производственных предприятий и других организаций в рабочих кадрах заставляет профессиональные заведения ориентироваться, главным образом, на собственное понимание рыночного спроса на профессии, которое не всегда соответствует действительности. Основной задачей руководства данных учреждений становится привлечение любыми возможными средствами необходимого количество учащихся. В качестве таких «средств», наряду с профильными специальностями, в рамках учреждения создаются учебные курсы по наиболее популярным среди молодежи профессиям. Отметим, что в рамках высших учебных заведений это также весьма распространенная практика. С одной стороны, подготовка по данным профессиям может способствовать получению дополнительных средств для организации процесса обучения непосредственно по основным специальностям. С другой стороны, очень часто выбранные в «побочных коммерческих целях» направления подготовки не соответствует основному профилю учебного учреждения, что приводит к отсутствию необходимых кадров и соответствующей учебно-материальной базы. Следовательно, молодые люди получают образовательные услуги заведомо низкого качества. Так порождается еще одна тенденция образовательной сферы, влияющая на отношения занятости, а именно: несоответствие уровня профессиональной подготовки молодежи требованиям общественного производства. О направленности образовательной системы на собственное воспроизводство свидетельствует тот факт, что, например, в Алтайском крае лишь половина молодых людей, получивших профессиональное образование различных уровней, трудоустраивается по специальности.

Серьезные проблемы образовательной системы (на фоне общего социально-экономического кризиса в стране) не позволяют обществу в достаточной мере оказывать позитивное воздействие на процессы трудового самоопределения и формирования социально значимых трудовых предпочтений молодежи. В этих условиях особенно остро встает вопрос определения молодежью собственных трудовых стратегий.

Мотивационные и ценностные ориентации молодых людей при выборе сферы занятости. Современная структура трудовых ценностей и мотиваций молодежи формируется в сложных условиях, связанных с разрушением прежних национальных ценностей и социальных ориентиров и появлением новой ценностной системы «западного образца». С одной стороны, еще сильны трудовые позиции старшего поколения, сформировавшиеся в прежних социальных условиях и основанные на преобладании общественных интересов, принципах справедливости, честном труде и честных доходах, постепенном карьерном росте, взаимопомощи, ценности интересной работы, соблюдения моральных норм при любых обстоятельствах и т.п. По данным различных социологических исследований, более половины молодых людей имеет аналогичный набор базовых трудовых ценностей. Но, с другой стороны, молодежь неизбежно впитывает и новые «рыночные» ценности в сфере трудовой деятельности, предполагающие индивидуалистическую модель трудового поведения, которая включает в себя установки на материальное благополучие и статусное позиционирование индивида (достижение высокого статуса) как желаемые результаты собственных способностей и усилий, готовность к жесткой борьбе для достижения собственных целей, приоритет идеологии карьерных достижений перед моральными нормами, отсутствие сочувствия к менее успешным согражданам и др. Принципиальные различия между данными системами ценностей в сфере трудовой деятельности не способствуют однозначному выбору молодежью какой-либо определенной системы, как правило, молодые люди формируют собственные ценностные ориентации, включая элементы обеих систем.

Более детальное исследование значимых для молодежи ценностей в сфере трудовых отношений предполагает анализ типов трудовой мотивации, на основе классификации, предложенной ВЦИОМ. В первую группу – с ценностным типом мотивации – может быть включена молодежь, для которой интересная работа (не зависимо от оплаты) является основной ценностью. По разным оценкам, к такой работе склоняется около 10% молодых людей. Хотя признак «подходящей» работы соответствует прежней «до рыночной» шкале трудовых ценностей, для различных представителей молодежной категории он представляет устойчивый интерес. Очевидно, что данный признак значим для молодых людей, не имеющих опыта постоянной трудовой деятельности (школьники, студенты) и не испытывающих серьезных материальных затруднений, для работающей молодежи, трудоустроенной на рабочих местах с относительно высоким уровнем дохода и для молодежи, степень материальной обеспеченности которой не зависит от величины оплаты за труд.

Смешанный тип мотивации предполагает существование у молодых людей наряду с достаточно серьезным отношением к работе и других, не связанных с трудоустройством, но важных для них интересов или потребностей. Часть молодежи этой группы вынуждена нести «бремя» различных социальных нагрузок (воспитание детей, уход за тяжело больными родственниками и т.п.). Другая часть молодых людей рассматриваемой группы обладает индивидуальной системой жизненных предпочтений, в рамках которой трудовая деятельность не занимает ведущей роли. Так, приоритетной жизненной целью для представителей этой молодежной группы в определенный период времени может являться получение образования, а также активное участие в различных сферах социальной жизни (например, причастность к деятельности общественных организаций, занятия спортом, творчеством и т.п.). Для данной категории молодежи основным критерием выбора подходящего трудоустройства является «работа, оставляющая много свободного времени» (так считают около 15% молодежи). В отличие от других типов трудовой мотивации молодежи, смешанный тип наиболее подвержен влиянию ситуативных факторов. Изменения общих социально-экономических условий жизнедеятельности человека, а также индивидуальных жизненных ситуаций приводят к трансформации данного мотивационного типа в другие (как правило, в инструментальный тип трудовых мотиваций).

Представители молодежи, имеющие инструментальный тип мотивации, рассматривают трудоустройство как средство достижения значимых для них жизненных целей. Преобладание того или иного мотива при выборе молодыми людьми работы, позволяет в рамках данного типа мотивации выделить следующие подгруппы: материальная мотивация, статусная мотивация и мотивация развития и самореализации.

Молодежь с выраженной «материальной» мотивацией составляет наиболее многочисленную группу (около 40% молодых людей). Основным критерием их выбора работы является уровень оплаты труда. Оценивает работу как средство достижения определенного положения в обществе, т.е. обладает статусной мотивацией в сфере трудовой деятельности, 15% молодежи.

В качестве профессий, приносящих достаточный уровень дохода и имеющих высокий социальный статус, современная молодежь склонна выбирать те, которые относятся к сферам квалифицированного и высококвалифицированного труда (исключение составляет лишь деятельность в сфере криминального бизнеса) и обладают устойчивым спросом в условиях рыночной экономики (таблица 18). Многие специальности, значимые в прежних экономических условиях, молодежь вообще не рассматривает с точки зрения данных критериев, речь идет, например, о рабочих специальностях, инженерном труде, преподавательской деятельности и т.п. Это свидетельствует о ярко выраженной «рыночной» мотивации молодежи в сфере трудовой деятельности.

Таблица 18

1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 3.4



I.1 I.2


3.3.1 3.3.2


III.1 III.2


Следующую классификационную группу составляют дети от 4 до 6-7 лет (на рис. 9а – II). Для этой группы, как и для предыдущей, определяющее значение для развития потенциала детей имеет воспитание в семье (на рис. 9а – 2.1 и 2.2) или детских учреждениях (на рис. 9а – 2.3), а также наличие или отсутствие заболеваний, ограничивающих их полноценное развитие.

Кроме этого, для детей, живущих в семьях, физическое и интеллектуальное развитие определяется, главным образом, наличием или отсутствием у близких родственников «программы» всестороннего развития и воспитания ребенка. Воздействие семьи на формирование трудового потенциала в этот период развития человека может осуществляться по нескольким основным направлениям:

- непосредственное развитие интеллекта ребенка посредством так называемых развивающих игр и игровых пособий, формирующих его психомоторные навыки, речевую культуру, целенаправленность действий, воображение, мышление, внимание;

- приобщение ребенка к общечеловеческой культуре через литературу, театральные постановки, живопись, классическую музыку и др. (помимо того, что культура является важнейшим элементом социализации, ее можно рассматривать и как сферу профессиональной деятельности человека, поэтому для определенной части детей уже первое знакомство с этой сферой может стать решающим при дальнейшей их трудовой ориентации);

- развитие у ребенка навыков полезной в рамках семьи трудовой деятельности, связанной с помощью взрослым в ведении домашнего хозяйства, работой на дачных участках и т.д. (при этом, у детей формируются представления о значимости труда вообще, труда как регулярной общественно-полезной деятельности, закладываются основы его мотивации);

- обучение детей в специализированных дошкольных учреждениях: спортивных секциях, творческих коллективах, курсах подготовки к школе и иностранных языков и др. (это позволяет не только развить определенные способности ребенка, но и сформировать общую основу его трудового потенциала, связанную с достижением результата, мотивацией труда и самооценкой).

Отсутствие должного внимания со стороны взрослых к процессу развития ребенка может явно проявится в плохой успеваемости в школе, а в дальнейшем отразится на уровне его потенциальных возможностей в сфере трудовой деятельности. Очевидно, что возможности родителей по всестороннему развитию ребенка ограничиваются не только их собственным интересом к данному процессу, но и объективными условиями жизни, например, местом проживания семьи, материальным положением. Так, отсутствие в сельской местности развитой сети культурно-массовых и детских дошкольных учреждений существенно ограничивает уровень и качество развития ребенка.

Профессиональный подход к воспитанию детей в детских дошкольных учреждениях (детских садах и других) может отчасти или даже существенно восполнить процесс формирования потенциальных возможностей детей. В связи с этим, среди детей, живущих в семьях, необходимо выделить тех, кто не посещает данные учреждения (на рис. 9а – 2.1), и тех детей, которые их посещают (в данную группу могут входить дети посещающие только детские сады, только специализированные дошкольные учреждения (секции, кружки), и то и другое) (на рис. 9а – 2.2).

Рис. 9б

IV V

4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7.

5.3.1 5.3.2

Для возрастной группы детей и подростков от 6-7 до 13 лет (на рис. 9а – III) основной сферой приложения их накопленного потенциала, а также дальнейшего его развития является обучение в общеобразовательных учреждениях. С момента наступления школьного возраста обучение становится сферой «профессиональной» деятельности детей, любая другая деятельность в этом возрасте, мешающая посещению школьных учебных заведений, должна рассматриваться как лишенная общественной ценности, тормозящая и снижающая уровень развития человеческого (в т.ч. и трудового) потенциала индивида. Это определяет правомерность выделения двух групп: детей, посещающих общеобразовательные заведения (на рис. 9а – 3.1) и детей, не посещающие данные учреждения (на рис. 9а – 3.2).

В отдельную группу следует выделить представителей данной возрастной категории, имеющих специфические возможности в сфере обучения, а именно, детей-инвалидов (на рис. 9а – 3.3). В рамках данной группы целесообразно разделение детей на подгруппы, связанные с характером отклонений в развитии: дети, имеющие заболевания, влияющие на физические составляющие потенциала (на рис. 9а – 3.3.1) и дети с отставанием в интеллектуальном развитии (на рис. 9а – 3.3.2). Анализ возможного вовлечения детей-инвалидов в трудовую сферу, степень развития их трудового потенциала позволяет дифференцировать данные подгруппы на лиц, имеющих ограниченные перспективы в сфере труда и лица, не имеющих перспектив в данной сфере (на рис. 9а – III.1и III.2)

Нестандартного подхода к развитию трудового потенциала требуют особо одаренные дети данного возраста, для которых свойственно раннее раскрытие способностей и определение сферы будущей профессиональной деятельности. Пристальное внимание со стороны общества, связанное с формированием «цвета нации», предполагает выделение данных индивидов в отдельную группу (на рис. 9а – 3.4). Оптимизация условий формирования потенциала таких детей определяет обоснованность их обучения в домашних условиях или необходимость их подготовки в специальных образовательных учреждениях.

Следующая возрастная категория молодежи (от 14 до 29 лет) крайне дифференцирована по признаку участия ее представителей в общественно полезной деятельности и включает в себя как элементы рассмотренных «детских» возрастных групп (например, обучение в общеобразовательных учреждениях, воспитание в семье или в госучреждениях, ограничения профессионального обучения, определяемые хроническими заболеваниями), так и черты, аналогичные структуре занятости взрослого населения.

Для большинства представителей данной группы в основном к возрасту 20-22 года заканчивается формирование образовательной составляющей трудового потенциала. Структуризация обучающейся молодежи (на рис. 9б – IV) осуществляется на основе типов учебных заведений, определяющих различный уровень получаемого молодежью образования. Первую подгруппу молодежи, получающей образование, составляют старшеклассники общеобразовательных школ (на рис. 9б – 4.1). Часть молодежи данной подгруппы, обучающиеся в так называемых специализированных классах (например, гуманитарные, экономические, математические и т.п.) получает дополнительную теоретическую подготовку в выбранной области возможной профессиональной деятельности, а иногда обучение в этих классах предоставляет определенные «льготы» при поступлении в ВУЗы (так, победители олимпиад по определенным предметам могут поступить в профильный ВУЗ без вступительных экзаменов; по существующим договоренностям между школами и ВУЗами, лучшие ученики данных классов имеют определенные преимущества при поступлении). Другая часть молодежи этой группы, обучается в рамках только общеобразовательной программы и, соответственно, имеет более ограниченные возможности в стенах школьных заведений сделать свой профессиональный выбор.

Рис. 9в

VI VII

МОЛОДЕЖЬ, СОВМЕЩАЮЩАЯ РАБОТУ С УЧЕБОЙ ОТ 14 ДО 29 ЛЕТ


7.1 7.2

6.1 6.2 6.3

7.1.1 7.1.2 7.1.3 7.2.1 7.2.2 7.2.3

Три следующие группы молодежи предполагают их дифференциацию по «ступеням» получаемого послешкольного профессионального образования: лица, обучающиеся рабочим профессиям (на рис. 9б – 4.2); лица, получающие среднеспециальное образование (на рис. 9б – 4.3); лица, обучающиеся в ВУЗах (на рис. 9б – 4.4.). В данные группы могут быть включены молодые люди, обучающиеся на дневных формах обучения, а также вечерних и заочных, если они не участвуют в сфере трудовой деятельности. Высокая конкуренция на рынке труда предъявляет особые требования к развитию такой составляющей трудового потенциала молодежи, как практический опыт работы по специальности или профессии. Возможности данных групп молодежи по приобретению специальных навыков во многом зависит от наличия учебно-производственной базы в выбранных ими учебных учреждениях. Особенности «вхождения» молодежи в сферу общественного производства позволяют рассматривать содействие учебных заведений трудоустройству выпускников по специальности в качестве существенного условия повышения конкурентоспособности данной группы на рынке труда. Существенное влияние на трудовой потенциал молодежи оказывает также легализация платного профессионального образования. Усиливается тенденция выбора молодыми людьми сферы будущей трудовой деятельности не по призванию и способностям, а в зависимости от финансового положения семьи. В связи с этим анализ численности молодежи, обучающейся на коммерческой основе, позволит регулировать приток данной социальной категории в наиболее значимые с точки зрения развития народного хозяйства, профессиональные группы.

В последнюю подгруппу в группе обучающейся молодежи включены лица, получающие профессиональную подготовку на курсах (на рис.9б – 4.5). Обучение на курсах является, как правило, кратковременной и материально доступной формой подготовки. Для одних представителей молодежи такое обучение может стать единственным источником приобретения профессии; для других курсы дают возможность приобрести дополнительные навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей; для третьих обучение на курсах предоставляет возможность повысить квалификацию; для четвертых это возможность изменить сферу профессиональной деятельности.

С момента вступления в сферу трудовой деятельности представителей молодежи 14-29 лет начинается непосредственная реализация их трудового потенциала. Структуризация группы работающей молодежи (на рис. 9б – V) связана, прежде всего, с уровнем полученной профессиональной подготовки и степенью ее соответствия конкретному рабочему месту трудоустройства молодого человека.

В первые две подгруппы включена молодежь, получившая базовую профессиональную подготовку по специальности и трудоустроенная по выбранной специальности: лица, имеющие профессиональную подготовку и работающие по рабочей специальности (на рис. 9б – 5.1) и лица, имеющие профессиональную подготовку и работающие по специальности ИТР и служащих (на рис. 9б – 5.2). В качестве базовой для этих подгрупп следует рассматривать подготовку, полученную в профессиональных училищах, в среднеспециальных учреждениях, ВУЗах, а также курсах, дающих документы, подтверждающие профессиональную квалификацию их обладателей. Выявление профессиональной мобильности представителей данных подгрупп является важным условием для оценки их трудового потенциала. Для этого возможна дополнительная дифференциация по признаку обладания одной или несколькими профессиями (например, имеющие одну профессию; имеющие одну рабочую и одну профессию ИТР, обладающие двумя профессиями ИТР и т.п.)

Отсутствие базового профессионального образования может быть компенсировано подготовкой на рабочем месте (на рис. 9б – 5.4). В данную подгруппу может быть включена молодежь, получившая навыки исполнения должностных обязанностей непосредственно в процессе выполнения трудовых функций. В зависимости от сложности труда, как правило, данной группе требуется либо помощь со стороны более опытных коллег, либо система внутрифирменной подготовки (например, продавца-консультанта, помощника бухгалтера, кассира-контролера, агента по недвижимости и т.п.), либо относительно длительное производственное обучение со стороны коллег-наставников по освоению рабочих специальностей (таких, как рабочие-станочники, рабочие строительных специальностей и др.).

В особую подгруппу среди работающей молодежи следует выделить лиц, имеющих профессиональную подготовку, но работающих не по специальности (на рис. 9б – 5.3). Критерием использования трудового потенциала представителей данной подгруппы является изменение профессионального статуса, характеризующего полное использование или недоиспользование потенциала, полученного через систему профессиональной подготовки (на рис. 9б – 5.3.1 и 5.3.2). Так, если трудовая деятельность молодого человека требует обладания квалификацией не ниже, чем по приобретенной специальности, или даже более высокой профессиональной подготовки, то можно говорить об относительно полной реализации его трудового потенциала. Снижение профессионального статуса в реальной трудовой деятельности человека относительно уровня его подготовки, свидетельствует о неполной реализации им своих трудовых возможностей.

Определенная часть молодежи, по каким-либо причинам не получившая профессиональной подготовки, включена в подгруппу: лица, не имеющие профессии и занимающиеся малоквалифицированным трудом (на рис. 9б – 5.5). Для данной группы необходима возрастная дифференциация представителей. Так, раннее трудоустройство молодежи этой группы с 14 лет на рабочие места, не требующих квалификации, может быть вызвано условиями жизни семьи (например, низкой материальной обеспеченностью) и иметь отрицательные последствия для развития трудовых способностей человека в дальнейшем. Поэтому данная категория молодежи должна быть включена в государственные программы по содействию развития трудового потенциала молодого населения. Для большинства молодежи данной подгруппы, например, в возрасте от 25 до 29 лет, изменение профессионального статуса может быть весьма затруднено в силу того, что неполное раскрытие их трудовых возможностей в ранних возрастных группах приводит к снижению уровня профессиональных притязаний, формирует их трудовую стратегию, исключающую образовательную и квалификационную мобильность.

Работающая молодежь, трудовая деятельность которой не связана с работой по найму, составляет самостоятельную подгруппу: молодые предприниматели и самозанятые (на рис. 9б – 5.6). В данную группу входят молодые люди, имеющие частный бизнес, работающие в семейном бизнесе или участвующие в деле на паях. Кроме этого, к самозанятым может быть отнесена молодежь, ведущая самостоятельную трудовую деятельность (официально зарегистрированную или не зарегистрированную) в сфере услуг населению (например, пошив одежды, ремонт квартир, репетиторские и переводческие услуги и т.п.).

Достаточно высокой образовательной мобильностью обладают представители группы молодежи, совмещающей работу и учебу (на рис. 9в – VI). Трудоустройство для данной группы, с одной стороны, обеспечивает материальную возможность продолжения образования, с другой стороны, позволяет молодым людям более точно определить стратегию развития своего трудового потенциала. Учитывая это, можно выделить три основные подгруппы: лица, впервые получающее профессиональную подготовку (на рис. 9в – 6.1); лица, имеющие профессиональную подготовку и желающие повысить свою квалификацию (на рис. 9в – 6.2); лица, имеющие профессиональную подготовку и желающие изменить свой профессиональный статус (на рис. 9в – 6.3). Детальный анализ профессионально-квалификационной мобильности представителей данных групп предполагает дополнительное разделение по группам в зависимости от: имеющейся профессиональной подготовки (с выделением профессиональных групп); уровня получаемого образования (включая перечень приобретаемых специальностей) и т.п.

Последнюю большую группу данной структуры составляет незанятая молодежь т.е. неработающая и необучающаяся в данный момент времени (на рис. 9в – VII). По степени заинтересованности в трудоустройстве среди молодых представителей данной группы можно выделить тех, кто в настоящий период желают работать, и тех, кто не заинтересован в трудовой деятельности (на рис. 9в – 7.1 и 7.2).

Наиболее благополучной среди молодежи, заинтересованной в трудоустройстве, представляется группа молодых людей, обладающих профессиями, которые имеют устойчивый спрос на рынке труда (на рис. 9в – 7.1.1). Для данной группы молодежи необходимо лишь обладать навыками рационального поведения на рынке труда, включающими умение отбирать необходимую информацию о вакантных рабочих местах, умение представлять свои трудовые способности и вести переговоры с потенциальными работодателями, представления о юридических основах заключения трудовых контрактов и т.п. Именно в этом направлении должно осуществляться содействие данной группе молодежи со стороны государственных служб занятости.

Главная Страница