Модели СП, разработанные Г.Эспиринг-Андерсеном

1. Социал- демократическая (шведская).Главная особенность- всеобщность соц. защиты населения, как гарантированное право всех граждан обеспечиваемое гос-вом. Отличается высокой ролью гос-ва в защите населения. Оно обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность соц. услуг. В этой модели лежат следующие принципы соц. защиты: все люди имеют одинаковые ценности не зависимо от возраста и производительности; соц. защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной соц. рискам; соц. защита должна быть гибкой, достаточной и способной выравнивать соц. условия (в основе- национальная солидарность). Главная роль гос-ва- выравнивание уровня доходов населения, занятость; уровень стратификации низкий; вмешательство гос-ва осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения.

2. Корпоративная (консервативная, Бисмарковская, франко-германская)Представители: Италия, Испания. Принцип достижения, уровень гос. спомосуществования не велик. Возможность проблемы двойного дна; уровень стратификации- высокий. Существенную роль играет- самозащита. Эта модель построена на взаимных обязательствах работника и работодателя.

3. Либеральная.Представители: США, Канада, Австралия. Эта модель существует по остаточному принципу, т.е. население должно существовать и без помощи гос-ва, оно лишь предполагает минимальные гарантии. Большую роль- благотворительность, семья, а экономически активное население должно само организовывать для себя необходимый уровень соц. защиты. Уровень стратификации высок. Двуединство принципов (национальная солидарность и проф. солидарность).

Модели СП, разработанные Титмусом

1. Гос. перераспределительная.Главный субъект- гос-во, всеобщий обхват населения, высокий уровень соц. защиты

2. Индустриально-экономическая- предприятия, организации в лице работодателя.Играют большую роль, которая имеет разветвленную инфраструктуру, развита система страхования.

3. Остаточная- существует по остаточному принципу финансирования, самообеспечение.

Типология моделей СП, закрепленная в актах Европейского союза

1. Континентальная (Бисмарковская).Представители: Франция, Германия, Австрия.

Модель строится на принципе профессиональной солидарности, где труд определяет дальнейший уровень соц. защиты работников. Соц. страхование является ключевым элементом всей гос. системы соц. защиты, смысл которой заключается в страховании работающих граждан от возможных изменений материального и социального положения, по независящим от него обстоятельствам.

2. Англо-саксонская (модель Бевриджа).Представители: Великобритания, Ирландия. От имени Бевриджа- проект развития соц. зак-ва. Любой человек в независимости от принадлежности к категории активных людей имеет неотъемлемое право на минимальную соц. защиту. Принцип данной модели принцип распределения справедливости, т.е. принцип национальной солидарности.

Принцип организации системы соц. защиты: единообразие и унификация соц. услуг; всеобщность, универсальность.

3. Скандинавская модель.Представители: Швеция и скандинавские страны. Смысл- право на соц. защиту это право всеобщее, неотъемлемое.

4. Южно-Европейская (рудиментарная).Основа, зачаток. Представители: Италия, Греция, Испания. Нет четкой структуры, уровень соц. защиты не высок.


Понятие и показатели уровня жизни.

Уровень жизни – важнейшая социально-экономическая категория, подразумевающая под собой степень удовлетворенности людей в материальных, духовных благах.

Иметь потребности, значит нуждаться в чем-либо, т.е. вести жизнь с определенными стандартами

Потребности: - материальные - духовные - социальные

Показатели уровня жизни:

1. Доходы населения

2. Обеспеченность жильем

3. Уровень здравоохранения, образования, уровень культуры и быт. обслуж.

4. Уровень занятости, безработицы, условия труда

Среди названных показателей ключевыми являются доходы населения. Источниками доходов населения явл:

-з/п и другие выплаты, которые получает человек за свой труд (пособие, пенсия, стипендия)

-доходы от собственности

- индивидуальная предпринимательская деятельность. Доходы от личного подсобного хозяйства

- иные источники (результаты соревнований, выигрыш в лотерею и др.)

Для измерения уровня и структуры доходов используются следующие показатели:

1. Общие совокупные доходы (личные доходы+стоимость бесплатных услуг либо услуги, которые предоставляются на льготной основе)

2. Иммобильная часть доходов – доходы, которые получают люди в виде бесплатных услуг

3. Номинальные доходы – сумма денег, которую получает человек (семья) за определенный промежуток времени

4. Реально (лично) располагаемые доходы – та сумма денег, которую человек может направить на сбережение и потребление.

РРД = НД – ОП, где РРД – реально распологаемые доходы, НД – номинальные доходы, ОП – обязательные платежи.


Понятие прожиточного минимума и его правовое регулирование

Минимальный прожиточный минимум – важнейший показатель, который позволяет оценить уровень жизни населения. Данное понятие стало регулироваться правом с 1990г.

1 этап:1990 – 1991. Разработана концепция перехода к рынку. Согласно данной концепции, через 500 дней вся система соц. гарантий будет основана на качественно новом законодательно утвержденном элементе, прожит. мин., который будет базироваться на мин. потр. бюджете. В мае 1991г. Горбачев принял указ, который звучит «о минимальном потребительском бюджете», под которым понимался набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых для чел. существования, для удовлетворения основных физиологических, социо-культурных потребностей.

В наст. время, потребительский бюджет – это стоимостный показатель объема и структуры потребления важнейших мат. благ и услуг. Потребительский бюджет может быть минимальным, рациональным и элитарным.

2 этап:1992-1997. Развал плановой экономики и всей системы всеобщего огосударствления. На уровне указа появл. указ «О системе мин. потр. бюджетов населения РФ». Наряду с понятием «потребительский бюджет» вводится термин «прожит. минимум», который предполагалось определять дифференцированно по осн. соц. группам населения.

Был определен набор продуктов питания, где приоритетными были хлебобулочные изделия, картофель, рыба, молочные продукты, одежда, обувь, лекарства, предметы гигиены. ВОЗ был установлен такой набор, который не употреблял слово «физиол.».

3 этап:1997-2003. ФЗ «О прожит. мин. в РФ» является продолжением указа президента.

Согласно данному фед. закону, прожит. минимум – это стоимостная оценка потребит. корзины, а так же обязательные платежи и сборы; потребит корзина – это мин. набор продуктов питания, непродовольств. товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности. Был принят ФЗ «О потребительской корзине». В этом законе было указано, что он должен действовать до 2000 года. В 2003 году было дано задание внести поправки. Ко всему добавлено мясо, рыба, молоко, яйца.

4 этап:2004г – наст. время

Связан с введение закона №122-ФЗ. Были внесены изменения в закон о прожит. минимуме:

1. Исключено участие органов исполните. власти субъектов федерации в представл. потребит. корзины

2. Величина прожит мин. на душу населения и по осн. соц-демогр. группам устанавливается органами власти субъектов федерации и в том порядке, который установлен законом, действ. на террит. субъектов федерации

3. Слово «гос. помощь» исключено; слово «помощь» заменено на «поддержка». Учет величины прожит. мин. при оказ. соц. поддержки

Исключен учёт величины прожит. мин. при установлении мин. размера оплаты труда и мин. размера пенсии по старости. Снимался вопрос о поэтапном их повышении до величины прожит. минимума, ровно как и отпадала необходимость установления соотношения между МРОТ, мин. размером пенсии по старости и величиной прожит. мин. на очередной финансовый год.

Главная Страница